Глава 36БОГООТСТУПНИЧЕСТВО В ГАЛАТИИ Эта глава основана на
Послании к Галатам. |
В Коринфе Павел имел все
основания для серьезного беспокойства об уже созданных церквах. Из-за влияния
лжеучителей, появившихся среди верующих в Иерусалиме, разделение, ересь,
погоня за чувственными наслаждениями быстро стали обычным явлением среди
верующих Галатии. Эти лжеучители примешивали к евангельским истинам иудейские
традиции. Не обращая внимания на решение общего собора в Иерусалиме, они
навязывали обращенным из язычников соблюдение обрядового закона. Положение
было критическим. Появившиеся пороки могли быстро уничтожить Галатийские
церкви. Павел
чувствовал, что его ранили в самое сердце, он был встревожен этим открытым
отступничеством со стороны тех, кого он верно учил принципам Евангелия. Он
сразу же написал заблуждающимся верующим, разоблачая ложные теории, которые
они приняли, и сурово обличая уклонившихся от веры. Приветствовав галатийцев
словами: «Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа»,
он обратился к ним с резким упреком: «Удивляюсь,
что вы от призвавшего вас благодатию Христовою так скоро переходите к иному
благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди,
смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы
даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали
вам, да будет анафема». Учения Павла согласовывались с Писаниями, и Дух
Святой свидетельствовал о его трудах; поэтому он предупреждал своих братьев
не слушать учения, противоречащие истинам, в которых он наставлял. Апостол
просил галатийских верующих вспомнить свои первые христианские опыты. «О
несмысленные Галаты! — восклицал он. — Кто прельстил вас не покоряться
истине, вас, у которых пред глазами предначертан был Иисус Христос, как
бы у вас распятый? Сие только хочу знать от вас: чрез дела ли закона вы
получили Духа, или чрез наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что,
начавши духом, теперь оканчиваете плотию? Столь многое потерпели вы неужели
без пользы? О, если бы только без пользы! Подающий вам Духа и совершающий
между вами чудеса чрез дела ли закона cue производит, или чрез наставление в вере?» Так Павел
призвал верующих в йлатии на суд их совести, пытаясь удержать людей, идущих
ложным путем. Полагаясь на спасающую силу Божью и отказываясь признавать
учения учителей-отступников, апостол стремится открыть обращенным, что они
впали в серьезное заблуждение, но еще возможно вернуться к прежней
евангельской вере и тем самым расстроить планы сатаны. Он твердо
придерживался истины и праведности, и его непоколебимая вера в ту весть,
которую он возвещал, помогла многим ослабевшим духом вернуться к своему
Спасителю. Как резко
отличается стиль Послания к Галатам от стиля посланий Павла к Коринфянам!
Последних Павел обличал осторожно и мягко, тогда как галат он не щадил.
Коринфяне уступили искушению. Обманутые каверзными измышлениями учителей,
которые проповедовали ложь под видом правды, они запутались и зашли в тупик.
Чтобы научить их отличать истинное от ложного, требовались осторожность и
терпение. Резкость или неоправданная торопливость со стороны Павла ослабили
бы его влияние на тех, кому он жаждал помочь. В
Галатийских церквах евангельская весть была вытеснена открытым, очевидным
заблуждением. Они фактически променяли Христа, истинное основание веры, на
устаревшие обряды иудаизма. Апостол понимал, что надо принимать самые
решительные меры и высказать резкие предостережения, чтобы спасти верующих
Галатии от опасного влияния. Каждый
служитель Христа должен учиться у Павла искусству менять тактику работы в
зависимости от состояния людей, которым он хочет помочь. В разных ситуациях
требуется либо мягкость и терпение, либо решительность и твердость. Чтобы
мудро вести себя с разными категориями людей, необходимо принять Дух Божий,
который просвещает и освящает рассудок. В Послании к
Галатам Павел вкратце напомнил им основные события, связанные с его
собственным обращением, а также свои первые опыты во Христе, стремясь
показать, что он осознал великие истины Евангелия благодаря особому
проявлению Божественной силы. Получив указание от Самого Бога, Павел был побуждаем
торжественно и настойчиво предостерегать и наставлять галатийцев. Он писал
без всяких сомнений и колебаний, будучи абсолютно убежден и уверен в своей
правоте. Он ясно указал на то, что наставления, полученные от человека, и
наставления, полученные непосредственно от Христа, — разные вещи. Апостол
убеждал галатийцев оставить ложных советчиков, которые ввели их в заблуждение,
и вернуться к вере, подтвержденной безошибочными признаками Божественного
одобрения. Люди, пытавшиеся увести их от веры в Евангелие, были лицемерами с
неосвященным сердцем, ведущими порочный образ жизни. Их религия состояла из
множества обрядов, выполняя которые они надеялись добиться Божественного
расположения. Они не хотели принимать Евангелие, призывающее покориться слову:
«Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3).
Они понимали, что религия, основанная на таком учении, требует слишком
больших жертв, и упорно держались своих заблуждений, обманывая себя и других. И в наше
время, как и во дни иудейских учителей, невозрожденные люди склонны подменять
святость сердца и жизни внешними религиозными формами. Как тогда, так и
сегодня есть ложные духовные наставники, учениям которых многие жадно
внимают. Сатана продуманно старается отвращать умы от надежды на спасение
через веру во Христа и послушание Закону Божьему. В каждую эпоху архивраг
приспосабливает свои искушения к предрассудкам и наклонностям тех, кого он
пытается обольстить. Во времена апостолов он побуждал иудеев возвеличивать
обрядовый закон и отвергать Христа; в настоящее время он побуждает многих
христиан под предлогом почитания Христа пренебрегать нравственным законом и
учит, что его заповеди можно безнаказанно нарушать. Долг каждого служителя
Божьего — твердо и решительно противостоять людям, извращающим веру, и словом
истины бесстрашно разоблачать заблуждения. Стремясь
вернуть доверие собратьев в Галатии, Павел умело отстоял свое право быть
апостолом Христа. Он писал о себе, что он апостол, «избранный не
человеками и не чрез человеков, но Иисусом Христом и Богом Отцом,
воскресившим Его из мертвых». Поручение он получил не от людей, но от высшего
небесного Властителя. Его "призвание было признано общим собором в
Иерусалиме, с решениями которого Павел считался, когда трудился среди язычников. Не для того,
чтобы возвысить себя, но дабы превознести благодать Божью, Павел доказывал
тем, кто отрицал его апостольство, что у него «ни в чем нет недостатка против
высших Апостолов» (2 Кор. 11:5). Люди, пытавшиеся принизить его
призвание и работу, боролись с Христом, благодать и сила Которого действовали
в Павле. Сопротивление врагов вынуждало апостола решительно отстаивать свой
авторитет. Павел умолял
тех, кто однажды познал в своей жизни силу Божью, вернуться к первой любви.
Он неопровержимо доказывал, что они имеют величайшее преимущество стать
свободными во Христе, по благодати Которого все, полностью покорившиеся Ему,
облекаются в Его праведность. Он настаивал на том, что всем желающим
спастись необходимо иметь реальный личный опыт в том, что принадлежит Богу. Искренние
мольбы апостола не остались бесплодными. Святой Дух действовал могущественно,
и многие вставшие на ложный путь обрели прежнюю веру в Евангелие. После этого
они были тверды в свободе, которую даровал им Христос. В их жизни проявились
плоды Духа — «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие,
вера, кротость, воздержание». Имя Божье было прославлено, и многие в том краю
присоединились к верующим. |