Глава 35

СПАСЕНИЕ ИУДЕЯМ

Эта глава основана на Послании к Римлянам.

После многих вынужденных остановок Павел наконец прибыл в Коринф, где он со многими скорбями трудился в прошлом и где он столько пережил. Он обнаружил, что многие из тех, кто уверовал много лет назад, по-прежнему относятся с любовью к нему — первому принесшему им свет Евангелия. Поприветствовав своих учеников и увидев доказа­тельства их верности и усердия, он возрадовался, что его труд в Коринфе не был тщетен.

Верующие Коринфа, которые прежде были склонны забывать о своем высоком призвании во Христе, заметно продвинулись вперед на пути христианского совершенст­вования. В их словах и поступках открывалась преобразующая сила благодати Божьей, и теперь они были силой, творящей добро в этом центре язычества и суеверий. В обществе своих возлюбленных спутников и этих верных учеников утом­ленный и встревоженный апостол нашел успокоение.

Во время пребывания в Коринфе Павел выкраивал время и для того, чтобы обдумать, как распространить служение на новые земли. Особенно его мысли занимало предполагаемое путешествие в Рим. Одной из его самых радужных надежд и давно вынашиваемых задумок было то, чтобы увидеть утверж­дение христианской веры в великом центре цивилизации. В Риме уже была основана церковь, и апостол желал, чтобы тамошние верующие содействовали распространению Еван­гелия в Италии и других странах. Чтобы подготовить путь для трудов среди этих братьев, многие из которых были еще незнакомы ему, он послал им письмо, сообщая о намерении посетить Рим и о надежде водрузить знамя креста в Испании.

В своем Послании к Римлянам Павел изложил великие принципы Евангелия. Он высказал собственное мнение по вопросам, волновавшим церкви, образовавшиеся из прежних иудеев и язычников, и показал, что надежды и обетования, которые когда-то принадлежали только иудеям, теперь в рав­ной степени относятся и к язычникам.

С необычайной ясностью и силой апостол изложил учение об оправдании верою во Христа. Он надеялся, что другие церкви также получат пользу от наставлений, по­сланных христианам Рима; но едва ли он мог предвидеть, какое влияние окажут его слова на дальнейшее развитие христианства! На протяжении всех веков великая истина об оправдании верою была ярким маяком, указующим кающимся грешникам путь жизни. Именно этот свет рассеял тьму, окутывавшую Лютера, и открыл ему истину о том, что Кровь Христа может очистить от всякого греха. Тот же свет направил тысячи душ, обремененных грехом, к подлинному Источнику прощения и мира. Каждый христианин имеет все основания благодарить Бога за Послание к Римлянам.

В этом письме Павел высказал всю свою озабоченность духовным состоянием иудеев. Со времени своего обращения он жаждал помочь иудейским собратьям ясно понять еван­гельскую весть. «Желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле, — писал он, — во спасение».

Апостол не просто желал этого. Он непрестанно просил Бога сделать что-либо ради израильтян, которые не признали Иисуса из Назарета обетованным Мессией. «Истину говорю во Христе, — заверял он верующих Рима, — не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принад­лежат усыновление и слава, и заветы и законоположение, и богослужение и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный вовеки».

Иудеи были избранным народом Господа, через которых Он намеревался благословить все человечество. Из их среды Бог воздвиг много пророков. Они предсказали пришествие Искупителя, Которого должны были отвергнуть и убить те, кому надлежало первым признать Его обетованным Мессией.

Пророк Исаия сквозь даль веков видел, как будут отвергать одного пророка за другим, а затем отвергнут и Сына Божьего, и вдохновенно писал о принятии Спасителя теми, кто никогда прежде не числился между сынами Израилевыми. Указывая на это пророчество, Павел пишет: «Исаия смело говорит: "Меня нашли не искавшие Меня, Я открылся не вопро­шавшим о Мне". Об Израиле же говорит: "целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному"».

Даже несмотря на то, что Израиль отверг Его Сына, Бог не отверг его. Прислушаемся к дальнейшим рассуждениям Павла: «Итак спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание, в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: "«Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут»". Что же говорит ему (Божеский) ответ? "«Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колена пред Ваалом»". Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».

Израиль преткнулся и упал, но это не означало, что он не может встать. Отвечая на вопрос: «Неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть?», апостол говорит: «Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их богатство миру, и оскудение их богатство язычникам, то тем более полнота их. Вам говорю, язычникам: как Апостол язычников, я прославляю служение мое; не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? Ибо, если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?»

Бог был намерен явить Свою благодать не только среди израильтян, но и среди язычников. Об этом ясно сказано в пророчествах Ветхого Завета. И в своих рассуждениях апостол использует их. «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долго­терпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? Как и у Осии говорит: "не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною; и на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого"» (см. Ос. 1:10).

Несмотря на падение Израиля как нации, среди него оставался благочестивый Остаток, которому предстояло спас­тись. Во времена Спасителя жили верные мужи и жены, которые с радостью приняли весть Иоанна Крестителя и нача­ли заново перечитывать пророчества о Мессии. Первая хрис­тианская Церковь и состояла из тех верных иудеев, которые признали в Иисусе из Назарета Того, Кого они с таким нетер­пением ожидали. Именно к этому Остатку Павел обращается со словами: «Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви».

Павел уподобляет Остаток в Израиле благородной масли­не, несколько ветвей которой отломились. Он сравнивает язычников с ветвями дикой маслины, привитыми к основному стволу. «Если же некоторые из ветвей отломились, — пишет он верующим из язычников, — а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись пред ветвями; если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень — тебя. Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться". Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо, если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пре­будешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен».

Из-за неверия и отвержения Божьего плана Израиль как нация потерял связь с Богом. Но ветви, отломившиеся от основного побега. Бог мог воссоединить с истинным стволом Израиля — Остатком, который сохранил верность Богу своих отцов. «Но и те, — говорит апостол об отломившихся ветвях, — если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их». «Если ты, — пишет он язычникам, — отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине. Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников.

И так, весь Израиль спасется, как написано: "приидет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова; и сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их". В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцев. Ибо дары и призвание Божие непреложны. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки».

Бог силен преобразовать сердца и иудеев, и язычников и даровать каждому верующему во Христе благословения, обещанные Израилю, доказывает Павел. Он повторяет слова Исаии о народе Божьем: «Хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется; ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле». «И, как предсказал Исаия: "если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре"».

Когда Иерусалим был разрушен и от храма остались одни развалины, многие тысячи иудеев были проданы в рабство язычникам. Подобно обломкам погибшего корабля на пустынном берегу, они оказались рассеяны между наро­дами. В течение восемнадцати веков иудеи скитались по всему миру, из одной страны в другую, и нигде им не было позволено восстановить былое могущество и славу. Из века в век их злословили, ненавидели, гнали; на их долю выпало много страданий.

Несмотря на то, что иудеи обрекли себя на ужасную участь, отвергнув Иисуса из Назарета, в каждом веке жили благородные, богобоязненные иудейские мужи и жены, кото­рые молча переносили страдания. Бог утешал их скорбящие сердца и с состраданием относился к их горестному положению. Он слышал мучительные молитвы тех, которые обращались к Нему всем сердцем и стремились правильно понять Его Слово. Некоторые увидели в смиренном Назарянине, Которого их отцы отвергли и распяли, истинного Мессию Израиля. Когда они постигали смысл знакомых пророчеств, так долго покрытых пеленою преданий и ложных толкований, их сердца наполнялись благодарностью Богу за неизреченный дар, которым Он наделил каждого человека, решающего принять Христа как своего личного Спасителя.

Именно о таких людях Исаия упоминал в своем проро­честве: «Остаток спасется». От дней Павла до настоящего времени Бог Духом Своим Святым призывал и иудеев, и язычников. «Нет лицеприятия у Бога», — утверждал Павел. Апостол считал, что он «должен и Еллинам, и варварам», равно как и иудеям; но он никогда не забывал о тех неоспо­римых преимуществах, которые иудеи имеют перед другими, «а наипаче а том, что им вверено слово Божие». Евангелие, писал он, «есть сила Божия ко спасению всякому верующему: во-первых. Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: "праведный верою жив будет"». В Послании к Римлянам Павел писал, что он не стыдится именно такого Евангелия Христова, которое одинаково спасительно и для иудеев, и для язычников.

Когда это Евангелие будет во всей полноте проповедано иудеям, многие примут Христа как своего Мессию. Лишь немногие христианские служители чувствуют призвание трудиться для еврейского народа; но весть милости и надежды во Христе должна дойти до тех, кого часто обходят, так же, как и до всех других.

Когда проповедь Евангелия будет близиться к заверше­нию, необходимо будет обратить внимание на людей, которых раньше не замечали, и Бог надеется, что Его вестники проявят особый интерес к еврейскому народу, живущему во всех частях мира. Когда Писания Ветхого Завета сольются с Писаниями Нового Завета, открывая вечный план Иеговы, для многих евреев это будет как бы рассветом нового дня, воскресением души. Когда они увидят новозаветного Христа на страницах Ветхозаветных Писаний, когда они поймут, как ясно Новый Завет объясняет Ветхий Завет, их спящая душа пробудится, и они признают Христа Спасителем мира. Многие верой примут Христа как своего Искупителя. Для них исполнятся слова: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12).

Среди иудеев некоторые, сильные в Писаниях, подобно Савлу из Тарса с изумительной силой начнут проповедовать о незыблемости Закона Божьего. Бог Израилев осуществит это в наши дни. Его рука не устала спасать, и если рабы Божьи будут с верой трудиться ради тех, кого долгое время презирали и избегали, Его спасение не замедлит.

«Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лицо его более не побледнеет. Ибо, когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое, и свято чтить Святого Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым. Тогда блуждающие духом познают мудрость, и непокорные научатся послушанию» (Ис. 29:2224).

 


 

Hosted by uCoz