Глава 28ДНИ ТЯЖЕЛОГО ТРУДА И ИСПЫТАНИЙ Эта глава основана на Книге
Деяния Апостолов 19:21—41; 20:1. |
Более трех
лет Павел трудился в Ефесе. Там была основана быстро растущая церковь, и
оттуда Евангелие распространялось по провинциям Азии среди иудеев и
язычников. Теперь апостол готовился к
еще одному миссионерскому путешествию. Он «положил в духе, прошед Македонию и
Ахаию, идти в Иерусалим, сказав: побывав там, я должен видеть и Рим». В
соответствии со своим планом он послал в Македонию «двоих из служивших ему,
Тимофея и Ераста», а сам, чувствуя, что в интересах дела Божьего должен
остаться в Ефесе еще на некоторое время, решил побыть там до Пятидесятницы.
Однако вскоре произошло событие, ускорившее его уход. Один раз в
году в Ефесе совершались особые торжества в честь богини Артемиды. Они
привлекали великое множество народа из всех частей Азии. Празднества в эти
дни отличались величайшей пышностью и великолепием. Это
праздничное время было тяжелым испытанием для тех, кто только что принял
веру, ибо верующие, собиравшиеся в училище Тиранна, резко нарушали атмосферу
всеобщего веселья, и на них обрушивались насмешки, оскорбления и поношение
толпы. Труды Павла нанесли язычеству чувствительный удар, вследствие чего
празднество стало не столь многолюдным; уменьшился и энтузиазм
идолопоклонников. Влияние проповеди апостола вышло далеко за пределы узкого
круга учеников. Многие из тех, кто не принял открыто нового учения, тем не
менее утратили всякое доверие к языческим богам. Была и
другая причина недовольства. Художники и ремесленники Ефеса наживались на
изготовлении и продаже миниатюрных алтарей и образов, сделанных по подобию
тех, что находились в храме Артемиды. Когда их прибыли начали сокращаться,
они во всем стали упрекать Павла. Димитрий,
делавший из серебра изображения храмов Артемиды, созвав таких же, как он,
ремесленников, сказал: «Друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит
благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе,
но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число
людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги; а это нам
угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм
великой богини Артемиды ничего не будет значить, и ниспровергнется величие
той, которую почитает вся Асия и вселенная». Эти слова возбудили страсти
толпы. «Они исполнились яростью и стали кричать, говоря: велика Артемида
Ефесская!» Слух об этой
речи быстро распространился повсюду. «Весь город наполнился смятением». Стали
искать Павла, но безуспешно. Братья, узнав об опасности, поспешили вывести
его из города. Ангелы Божьи были посланы, чтобы охранять апостола, ибо время
его мученической смерти еще не пришло. Не найдя
объекта своей ярости, возбужденные горожане схватили «Македонян Гаия и
Аристарха, спутников Павловых», и «они единодушно устремились на зрелище». Место, где
скрывался Павел, находилось в непосредственной близости от Ефеса, и вскоре
он узнал об опасности, грозившей его возлюбленным братьям. Забыв о мерах
предосторожности, он собрался немедленно идти в театр, чтобы обратиться к
мятежникам. Но «ученики не допустили его», ведь Гаий и Аристарх были не теми
людьми, которых жаждали найти ефесяне, поэтому за них не стоило опасаться. Но
если бы они увидели бледное, озабоченное лицо апостола, это разожгло бы самые
низменные страсти, и, с человеческой точки зрения, тогда было бы невозможно
спасти жизнь Павла. Павел все
еще горел желанием защищать истину перед народом, но его остановило
предостережение, полученное из театра. «Некоторые из Асийских начальников,
будучи друзьями его, пославши к нему, просили не показываться на зрелище». Смятение в
театре нарастало. «Одни кричали одно, а другие другое; ибо собрание было
беспорядочное, и большая часть собравшихся не знали, зачем собрались».
Тот факт, что Павел и его спутники были иудейского происхождения, побудил
иудеев доказать народу, что они не симпатизируют ни ему, ни его делу.
Они поручили своему представителю изложить их позицию. Это поручение было
возложено на Александра-медника, одного из ремесленников, о котором Павел
впоследствии писал как о человеке, причинившем ему много зла (см. 2 Тим.
4:14). Александр был одаренным человеком и употребил все свои способности
на то, чтобы направить гнев народа исключительно на Павла и его спутников.
Но толпа, узнав, что Александр — иудей, оттолкнула его, и «закричали все в
один голос и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская!» Истощив все
свои силы, они наконец умолкли. Воспользовавшись этой паузой, блюститель
порядка в городе привлек внимание толпы и добился, чтобы его выслушали. Он
умело говорил с людьми и убедительно доказал, что нет ни малейшего повода для
беспорядков и волнения. Взывая к здравому рассудку, он сказал: «Мужи
Ефесские! какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой
богини Артемиды и Диопета [по другому переводу: «и истукана, упавшего с неба
от Юпитера». — Прим. ред.]? Если же в этом нет спора, то надобно вам быть
спокойными и не поступать опрометчиво; а вы привели этих мужей, которые ни
храма (Артемидина) не обокрали, ни богини вашей не хулили; если же Димитрий и
другие с ним художники имеют жалобу на кого-нибудь, то есть судебные
собрания, и есть проконсулы: пусть жалуются друг на друга; а если вы ищете
чего-нибудь другого, то это будет решено в законном собрании; ибо мы
находимся в опасности — за происшедшее ныне быть обвиненными в возмущении,
так как нет никакой причины, которою мы могли бы оправдать такое сборище.
Сказав это, он распустил собрание». В своей речи
Димитрий заметил: «Ремесло наше придет в презрение». Эти слова объясняют
истинную причину волнения в Ефесе, а также основную причину последующих
гонений на апостолов. Димитрий и другие ремесленники понимали, что проповедь
и распространение Евангелия ставят под угрозу их ремесло изготовления идолов.
Доходы языческих жрецов и ремесленников стали сокращаться, и по этой причине
они воздвигли на Павла жесточайшее гонение. Блюститель
порядка и другие люди, занимавшие в городе ответственные посты, доказали
народу полную невиновность Павла. Это была еще одна победа христианства над
заблуждением и суеверием. Бог подвиг главу города на то, чтобы оправдать
Своего апостола и обуздать взбешенную толпу. Сердце Павла наполнилось
благодарностью Богу за то, что его жизнь оказалась сохранена и что
христианство не было обесчещено волнениями в Ефесе. «По
прекращении мятежа Павел, призвав учеников и дав им наставления и
простившись с ними, вышел и пошел в Македонию». В этом путешествии его
сопровождали -два верных брата из Ефеса: Тихик и Трофим. Итак, труды
Павла в Ефесе закончились. Его служение там было временем неустанного труда,
многочисленных испытаний и душевных страданий. Он учил людей в собраниях и в
домах, с глубокой скорбью наставляя и предостерегая их. Ему постоянно
противодействовали иудеи, которые не упускали случая возбудить против него
негодование народа. Преодолевая
сопротивление, с неутомимым рвением продвигая вперед дело Евангелия и защищая
интересы церкви, юный в вере Павел нес на себе тяжелое бремя всех церквей. Слухи об
отступничестве некоторых основанных им церквей причинили ему глубокую печаль.
Он боялся, что все его усилия могут оказаться тщетными. Узнав о том, как
пытались свести на нет его работу, он провел в молитвах и глубоких
размышлениях много бессонных ночей. Когда у него появлялась возможность и
требовали того обстоятельства, он писал церквам, обличая, советуя, наставляя
и ободряя. В этих посланиях апостол не останавливается подробно на своих
испытаниях, лишь изредка встречаются упоминания о его трудах и страданиях за
дело Христово. Побои и темница, холод, голод и жажда, опасности,
подстерегавшие на море и на суше, в городе и в пустыне со стороны
соплеменников, язычников и лжебратьев, — все это он перенес ради Евангелия.
Он был «отовсюду притесняем», «в отчаянных обстоятельствах», «гоним»,
«низлагаем», «непрестанно предавался на смерть ради Иисуса». Среди
постоянных нападок, неистовства врагов и предательства друзей неустрашимый
апостол чуть было не потерял мужество. Но он вспомнил Голгофу и с новым
рвением стал распространять познания о распятом Спасителе, вступив на путь,
требующий непрестанной жертвы, — путь, по которому до него прошел Христос. Он
не стремился уклониться от борьбы, пока не сложил свое оружие у ног
Искупителя. |