Глава 26АПОЛЛОС В КОРИНФЕ Эта глава основана на Книге
Деяния Апостолов 18:18—28. |
Покинув
Коринф, Павел некоторое время трудился в Ефесе. Но поскольку приближался
праздник и он собирался в Иерусалим, то не мог здесь долго оставаться. Его
беседы с иудеями в синагоге настолько впечатлили их, что они умоляли его
остаться и продолжить свои труды, но намерение посетить Иерусалим помешало
ему тогда Задержаться в Ефесе, однако он обещал вернуться к ним, «если будет
угодно Богу». В Ефес он прибыл с Акилой и Прискиллой, которых и оставил там
продолжать начатое им дело. Именно в это
время «некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и
сведущий в Писаниях, пришел в Ефес». Он слышал проповедь Иоанна Крестителя,
принял крещение покаяния и был живым свидетельством того, что пророк трудился
не напрасно. Слово Божье сообщает, что Аполлос «был наставлен в начатках пути
Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только
крещение Иоанново». В Ефесе
Аполлос «начал смело говорить в синагоге». Среди его слушателей были Акила и
Прискилла, которые, видя, что он еще не воспринял весь свет Евангелия,
пригласили его к себе и «точнее объяснили ему путь Господень». Благодаря их
наставлениям он стал яснее понимать Писания, став одним из самых умелых
защитников христианской веры. Аполлос
пожелал отправиться в Ахаию, и братья в Ефесе «послали к тамошним
ученикам, располагая их принять его» как учителя, находящегося в
полном согласии с Церковью Христовой. Он пришел в Коринф, где всенародно и по
домам «сильно опровергал Иудеев... доказывая Писаниями, что Иисус есть
Христос». Павел посеял семя истины, Аполлос же поливал его. Успех Аполлоса в
проповеди Евангелия привел к тому, что некоторые верующие стали превозносить
его труды выше трудов Павла. Это сравнение одного человека с другим внесло в
церковь дух разделения, что могло помешать распространению Евангелия. В течение
полутора лет, которые Павел провел в Коринфе, он намеренно проповедовал
Евангелие в простоте. «Не в превосходстве слова или мудрости» он пришел к
коринфянам; но со страхом и трепетом, «в явлении Духа и силы» он возвещал
«свидетельство Божие», чтобы вера их «утверждалась не на мудрости
человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:1, 4, 5). В. силу
необходимости Павел согласовывал проповеди с состоянием церкви. «Я не мог
говорить с вами, братия, как с духовными, — объяснял он им впоследствии, — но
как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою
пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах» (1 Кор. 3:1,
2). В самом деле, многие верующие в Коринфе не сразу усваивали уроки,
которые он пытался им преподать. Их духовное возрастание отставало от
преимуществ и возможностей, предоставленных апостолам. Им еще предстояло
стать зрелыми христианами, способными понимать и претворять в жизнь
глубочайшие истины Слова, а пока они все находились на той стадии развития,
что и в свое время ученики Христа, которым Он говорил: «Еще многое имею
сказать вам, но вы теперь не можете вместить» (Ин. 16:12). Зависть,
злые подозрения и взаимные обвинения закрыли сердца многих верующих в
Коринфе, и они не могли принять во всей полноте Святой Дух, Который «все
проницает, и глубины Божий» (1 Кор. 2:10). И какими бы мудрыми они ни
казались с мирской точки зрения, в познании Христа они были младенцами. Поэтому
задача Павла состояла в том, чтобы знакомить обращенных в Коринфе с самыми
начатками, азами христианской веры. Он был вынужден наставлять их, ничего не
знающих о воздействии Божественной силы на сердце. В то время они еще не
могли понять тайны спасения, ибо «душевный человек не принимает того, что от
Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому
что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14). Павел посеял
семя, которое должны были поливать другие. Те, кто шли за ним, продолжали
начатое им и продвигали дело вперед, неся духовный свет и знание в то время,
когда церковь готова была к восприятию этого. Когда
апостол начал трудиться в Коринфе, он понимал, что должен как можно
осторожнее знакомить людей с великими истинами, которые желал им преподать.
Он знал, что среди его слушателей найдутся гордые поборники созданных людьми
доктрин и представители ложных религий, которые блуждают во тьме, надеясь
найти в книге природы идеи, противоречащие учению о духовной и бессмертной жизни,
изложенному на страницах Библии. Он также знал, что критики попытаются
опровергнуть христианское толкование Божественного откровения, а скептики
будут насмехаться и глумиться над Евангелием Христовым. Пытаясь
привести людей к подножию креста, Павел не осмеливался прямо обличать
распутных и показывать, насколько омерзителен грех в очах святого Бога.
Вместо этого он открывал им истинный смысл жизни и пытался запечатлеть в их
умах уроки Божественного Учителя, которые могли поднять людей от мирской
суеты и греха к чистоте и праведности. Особенно часто он говорил о
практическом благочестии и святости, к которой должны стремиться те, кто
будет признан достойным жить в Царствии Божьем. Он жаждал увидеть, как свет
Евангелия Христова рассеивает тьму, окружающую людей, чтобы они сами поняли,
как оскорбительны в очах Божьих их безнравственные обычаи. Поэтому все его
учение сосредоточивалось на Христе, и притом распятом. Он стремился убедить
окружающих в том, что они должны наиболее ревностно и с величайшей радостью
изучать чудесную истину о спасении через раскаяние перед Богом и веру в
Господа Иисуса Христа. Философ
отворачивается обычно от света спасения, ибо он постыжает его высокие теории;
человек от мира сего отказывается принимать этот свет, ибо не желает расставаться
с земными кумирами. Павел видел, что люди смогут полюбить Христа или
посмотреть на крест глазами веры, лишь поняв Его сущность. И только тогда они
начнут овладевать тайной, которую искупленным предстоит постигать и воспевать
на протяжении всей вечности, ведь только в свете креста можно осознать
истинную ценность человеческой души. Очищающее
влияние благодати Божьей изменяет природные наклонности человека.
Невозрожденные люди не мечтают о Небе, ибо неосвященные сердца не стремятся к
чистому и святому месту, и если бы им было позволено войти туда, они не нашли
бы там ничего привлекательного для себя. Подобная предрасположенность ко злу,
свойственная невозрожденному сердцу, должна быть побеждена благодатью Христа.
Только в этом случае падший человек подготовится к жизни на Небе в обществе
чистых, святых ангелов. Когда человек умирает для греха и воскресает для
новой жизни во Христе, его сердце наполняет Божественная любовь; его ум
освящается; он пьет из неисчерпаемого источника радости и знания, и свет
вечного дня освещает его путь, ибо с ним постоянно пребывает Свет жизни. Павел
стремился внушить своим коринфским братьям, что он сам и другие служители —
всего-навсего люди, посланные Богом возвещать истину; что все они делают одно
и то же дело и успех каждого из них целиком и полностью зависит от Бога.
Возникшие же в церкви споры по поводу достоинств разных служителей были не
плодом Святого Духа, а результатом столкновения невозрожденных сердец. «Когда
один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не
плотские ли вы? Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы
уверовали, и притом по скольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос
поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все
Бог возращающий» (1 Кор. 3:4—7). Бог поручил
Павлу стать первым проповедником Евангелия в Коринфе и основать здесь
церковь. Затем Богу было угодно, чтобы его место заняли другие работники. Ибо
посеянное семя следует поливать, и сделать это надлежало Аполлосу. Он
продолжил труды Павла, наставляя уверовавших и способствуя прорастанию и
развитию посеянного семени. И хотя он нашел путь к сердцам людей, но взрастил
семя Бог, ибо не человеческая, но Божественная сила преобразует характер. Не
насаждающие и поливающие вызывают рост семени: они трудятся под руководством
Бога, как Его избранные орудия, сотрудничая с Ним в Его деле. Честь же и
слава успеха по праву принадлежит Господину жатвы. Не все
служители Божьи обладают одинаковыми дарами, но все они являются Его
соработниками. Каждый учится у Великого Учителя, а затем передает другим то,
чему научился; и каждому Своему вестнику Бог поручает особое дело. Дары
различны, но все работники, освященные влиянием Святого Духа, должны
стремиться к единству. По мере того как они возвещают Евангелие спасения,
сила Божья будет обличать многих и содействовать их обращению, ибо
человеческое скрывается со Христом в Боге, и Христос ценится, как тот, кто
лучше десяти тысяч других, потому что Он весь — доброта, сострадание, любовь. «Насаждающий
же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение», — сказано
в Писании (стихи 8 и 9). Апостол сравнивает здесь церковь с
возделываемым полем, на котором трудятся земледельцы, ухаживающие за
насаждениями Господа; а также со стройкой, на которой возводится святой храм
для Господа. Бог является Господином жатвы; Он поручил каждому человеку
определенное дело. Все должны трудиться под Его надзором, давая Ему
возможность действовать через Своих соработников и для них. Он делает их
тактичными и умелыми и, если они следуют Его наставлениям, увенчивает успехом
их усилия. Божьи
служители должны трудиться вместе, добровольно соблюдая необходимый порядок,
«в почтительности друг друга предупреждая» (Рим. 12:10). Не следует
допускать недоброй критики, разносить в пух и прах других служителей,
разделяться на враждебные группировки. Каждый человек, которому Господь
доверил весть, имеет свое конкретное дело и неповторимую индивидуальность,
которая не должна бесследно растворяться в индивидуальности другого человека.
Напротив, всем следует трудиться в согласии друг с другом, ибо в деле
служения Богу Его работникам нужно быть единым целым, не объявляя себя
образцом или мерилом для других, не отзываясь пренебрежительно о работе
собратьев. Под руководством Бога каждый должен делать порученную ему работу,
добиваясь уважения, любви и поддержки со стороны других тружеников, и все
вместе — стремиться к славному завершению дела Божьего. Павел
подробно останавливается на этих принципах в своем Первом послании к
Коринфянам. Апостол называет «служителей Христовых» «домостроителями тайн
Божиих». «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. Для
меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие
люди; я и сам не сужу о себе. Ибо, хотя я ничего не знаю за собою, но
тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде
времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и
обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1
Кор. 4:1—5). Посему
никому из людей не дано право судить служителей Божьих. И только один Господь
может судить человека и воздать каждому по делам его. Далее
апостол комментирует попытки сравнивать его труды с трудами Аполлоса: «Это,
братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не
мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один пред другим.
Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что
хвалишься, как будто не получил?» (стихи 6, 7). Павел ясно
указывает церкви на те опасности и тяготы, которые он и его соратники
терпеливо переносили, служа Христу. «Даже доныне, — писал он, — терпим голод
и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками.
Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим;
мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. Не к
постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.
Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов: я родил вас
во Христе Иисусе благовествованием» (стихи 11—15). Когда люди
настолько сильно привязаны к своему любимому служителю, что не желают
признавать труды другого учителя, — это бесчестье для Того, Кто посылает
работников Евангелия, как Своих послов. Господь посылает помощь Своим детям в
соответствии с их нуждами, но не всегда в том виде, в каком им хотелось бы ее
получить, ибо люди близоруки и не могут понять, что для них лучше. Редко один
служитель обладает всеми необходимыми качествами, чтобы содействовать
всестороннему духовному росту церкви в меру полного возраста Христова;
поэтому Бог часто посылает ей других служителей, каждый из которых имеет
нечто такое, чего недостает другим. Церковь же
должна принимать этих служителей Христовых с благодарностью, словно она
принимает Самого Господа. Членам церкви надо стремиться извлечь максимум
полезного из наставлений, которые каждый служитель может преподать из Слова
Божьего. Истины, преподанные служителями Божьими, следует встречать и
оценивать по достоинству в духе смирения и кротости; но ни один служитель не
должен становиться кумиром. По благодати
Христовой служители Божьи становятся вестниками света и благословений. Когда
благодаря искренним, настойчивым молитвам они получают дар Святого Духа и
идут вперед, ощущая на своих плечах бремя спасения душ; когда их сердца полны
решимости всюду свидетельствовать о победе креста, они видят плоды своих
трудов. Решительно отказываясь превозносить человеческую мудрость или
возвышать себя, они выполняют свое дело, отражая нападки сатаны. Многие души
обратятся от тьмы к свету, и будут основаны многочисленные церкви. Люди
станут обращаться не к тем, кто им проповедует, а ко Христу. Человеческое «я»
останется в тени, и будет возвеличен один лишь Иисус, Голгофский Страдалец. Тот, кто в
наше время трудится для Христа, может, конечно, обладать выдающимися
качествами, которые отличали проповедников Евангелия во времена апостолов.
Бог и сегодня готов даровать силу Своим рабам, как Он был готов. даровать ее
Павлу и Аполлосу, Силе и Тимофею, Петру, Иакову и Иоанну. Во дни
апостолов находились обманутые люди, заявлявшие о своей вере во Христа и
вместе с тем не желавшие почитать Его посланцев, ссылаясь на то, что не
хотят следовать за учителем — обыкновенным человеком, ибо Христос Сам
непосредственно учит их без помощи служителей Евангелия. Тем самым они
проявляли своеволие, не подчиняясь голосу церкви и подвергая себя серьезной
опасности впасть в заблуждение. Бог
приобщает к церкви людей разных дарований и избирает их Себе в помощники,
дабы через совокупную мудрость многих осуществлять Свои намерения. Люди,
полагающиеся только на силу своего характера и не желающие трудиться
совместно с другими, имеющими большой опыт в деле Божьем, ослеплены своей
самонадеянностью и не могут отличать истину от лжи. Небезопасно избирать
таких людей руководителями церкви, ибо они уважают только собственные
суждения и планы, не считаясь с мнением собратьев. И врагу легко действовать
через тех, кто сам нуждается в советах, но предпочитает собственными силами
опекать души, не желая уничижать себя подобно Христу. Опасно при
выполнении долга руководствоваться только личным мнением, ибо враг часто
заставляет людей поверить в то, что ими руководит Бог, тогда как на самом
деле они действуют под влиянием минутного порыва. Но если мы будем
бодрствовать и советоваться со своими братьями, нам будет дано понимание воли
Божьей; ибо обетование гласит: «Господь... направляет кротких к правде, и
научает кротких путям Своим» (Пс. 24:8, 9). В первой
христианской Церкви встречались люди, не желавшие признавать Павла и
Аполлоса. Они считали своим руководителем Петра и утверждали, что именно Петр
был наиболее близок к Христу, когда Господь жил на земле, тогда как Павел
являлся гонителем верующих. Подобные суждения были следствием предвзятости,
отсутствия великодушия, щедрости, нежной любви, и это говорило о том, что в
их сердцах нет места Христу. Такой дух
разделения мог причинить немало зла христианской Церкви, и Господь побудил
Павла написать слова серьезного и торжественного предостережения. Тех, кто
говорил: «Я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин», «а я Христов», апостол
спрашивал: «Разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?»
«Никто не хвались человеками, — умолял он, — ибо все ваше: Павел ли, или
Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или
будущее, — все ваше; вы же — Христовы, а Христос — Божий» (1 Кор. 1:12,
13; 3:21—23). Известно,
что Павел и Аполлос находились в совершенном согласии. Последний был
разочарован и огорчен разногласиями в Коринфской церкви; он не извлекал
никаких выгод из предпочтения, которое ему оказывали, и не поощрял подобные
настроения. Узнав о некотором разделении в церкви, он поспешно покинул
Коринф. Когда впоследствии Павел предложил ему вернуться, он отказался и не
появлялся в Коринфе, пока тамошняя церковь спустя длительное время не
достигла более высокого духовного уровня. |