Глава 22ФЕССАЛОНИКА Эта глава основана на Книге
Деяния Апостолов 17:1— 10. |
Покинув
Филиппы, Павел и Сила отправились в Фессалонику. Здесь им представилась
возможность обратиться с речью к большому собранию в иудейской синагоге. Их
внешний вид свидетельствовал о перенесенных ими жестоких побоях, и пришлось
объяснять, что случилось с ними в Филиппах. При этом они не превозносили
себя, но возвеличивали Того, Кто освободил их. Проповедуя фессалоникийцам,
Павел сослался на ветхозаветные пророчества о Мессии. Во время Своего
служения Христос отверз умы учеников к уразумению этих пророчеств: «начав от
Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк.
24:27). Петр, проповедуя Христа, приводил доказательства из Ветхого
Завета. Так же поступал и Стефан. И Павел во время своего служения ссылался
на тексты Священного Писания, рассказывающие о рождении, страдании, смерти,
воскресении и вознесении Христа. С помощью вдохновенного свидетельства Моисея
и пророков он, безусловно, доказывал, что Иисус из Назарета есть Мессия и что
от дней Адама голос Христа говорил через патриархов и пророков. О пришествии
Обетованного были даны ясные и определенные пророчества. Адаму было дано
заверение в пришествии Спасителя. Приговор, вынесенный сатане: «И вражду
положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее;
оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.
3:15), был для наших прародителей обетованием спасения через Христа. Аврааму было
дано обетование, что из его потомков Бог воздвигнет Спасителя миру: «Благословятся
в семени твоем все народы земли». «Не сказано "и потомкам", как бы
о многих, но как об одном: "и семени твоему", которое есть Христос»
(Быт. 22:18; Гал. 3:16). Моисей,
окончив свое служение в качестве вождя и учителя Израиля, ясно пророчествовал
о грядущем Мессии. Обращаясь к собранию израильскому, он изрек: «Пророка из
среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, —
Его слушайте», и заверил сынов Израилевых, что Сам Бог открыл ему это на горе
Хорив, сказав: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и
вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему» (Втор.
18:15, 18). Мессия
должен был произойти от царской линии, ибо в пророчестве Иакова Господь
предсказал: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе
не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49:10). Исаия
пророчествовал: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет
от корня его». «Приклоните ухо ваше, и придите ко Мне; послушайте, и жива
будет душа ваша; и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные
Давиду. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам.
Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не
знали, поспешат к тебе ради Господа, Бога твоего, и ради Святого Израилева,
ибо Он прославил тебя» (Ис. 11:1; 55:3—5). Иеремия
также свидетельствовал о грядущем Искупителе как о князе дома Давидова: «Вот,
наступают дни, говорит Господь, — и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится
Царь... и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и
Израиль будет жить безопасно; и вот — имя Его, которым будут называть Его:
"Господь — оправдание наше!"». И еще: «Так говорит Господь: не
прекратится у Давида муж, сидящий на престоле дома Израилева, и у
священников-левитов не будет недостатка в муже пред лицем Моим, во все дни
возносящем всесожжение, и сожигающем приношения и совершающем жертвы» (Иер.
23:5, 6; 33:17, 18). Было
предсказано даже место рождения Мессии: «И ты, Вифлеем — Ефрафа, мал ли ты
между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть
Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.
5:2). Все, что
Спаситель должен был совершить на земле, было предначертано в пророчестве: «И
почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости,
дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится», чтобы
«благовествовать нищим... исцелять сокрушенных сердцем... проповедовать лето
Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих,
возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо
плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда; и назовут их
сильными правдою, насаждением Господа во славу Его» (Ис. 11:2, 3; 61:1—3). «Вот, Отрок
Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя.
Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит
голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Трости надломленной не
переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; не
ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его
будут уповать острова» (Ис. 42:1—4). Павел также
убедительно доказывал на основании ветхозаветных Писаний, что «Христу
надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых». Разве не предсказывал Михей,
что «тростью будут бить по ланите судью Израилева»? (Мих. 5:1). А
разве Обетованный не пророчествовал о Себе устами Исаии: «Я предал хребет Мой
биющим и ланиты Мои — поражающим; лица Моего не закрывал от поругании и
оплевания» (Ис. 50:6). Через псалмопевца Христос предсказал то, как с
Ним будут обращаться люди: «Я... поношение у людей и презрение в народе. Все,
видящие меня, ругаются надо мною; говорят устами, кивая головою: "Он
уповал на Господа, — пусть избавит его; пусть спасет, если он угоден
Ему"». «Можно было бы перечесть все кости мои, а они смотрят и делают из
меня зрелище». «Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери
моей. Ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя
падают на меня». «Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог; ждал
сострадания, но нет его, — утешителей, но не нахожу» (Пс. 21:7—9, 18;
68:9, 10, 21). Очень
точными и безошибочными были пророчества Исаии о страданиях и смерти Христа!
«Кто поверил слышанному от нас, — спрашивает пророк, — и кому открылась
мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой
земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида,
который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж
скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был
презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял
на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был
поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и
мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами
Его мы исцелились. Все мы
блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на
Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал
уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим
его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род
Его кто изъяснит? Ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа
Моего претерпел казнь» (Ис. 53:1—8). Даже
подробности Его смерти были предсказаны заранее. Как медный змей был вознесен
в пустыне, так должны были вознести грядущего Искупителя, «дабы всякий,
верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). «Ему скажут:
"отчего же на руках у тебя рубцы?" И он ответит: "оттого, что
меня били в доме любящих меня"» (Зах. 13:6). «Ему
назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал
греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он
предал Его мучению» (Ис. 53 9, 10). Но Тот, Кто
должен был претерпеть смерть от рук грешников, должен был также воскреснуть
как победитель греха и могилы. Вдохновленный Всемогущим Великий певец Израиля
засвидетельствовал о славном утре воскресения. «Даже и плоть моя, —
провозгласил он радостно, — успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души
моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 75:9, 10). Павел
показал, как тесно Бог связывает жертвенное служение с пророчествами,
относящимися к Тому, Кто «как овца, веден был... на заклание». Мессия должен
был отдать Свою жизнь как «жертву умилостивления». Взирая с верой на будущие
страдания Спасителя, пророк Исаия свидетельствовал, что Агнец Божий «предал
душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех
многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис 53:7, 10, 12). Согласно
пророчеству. Спаситель, чтобы избавить Израильский народ от угнетателей,
должен был прийти не как земной царь, а как обычный человек и жить в бедности
и смирении, а затем стать отвергнутым, презираемым и умереть. Спаситель,
явление Которого было предсказано в Писаниях Ветхого Завета, должен был
принести Себя в жертву за падение человечества, исполнив тем самым все
требования нарушенного закона Именно в Нем прообразы жертвоприношений стали
действительностью, а Его смерть на кресте придавала смысл всей системе
иудейских богослужений. Павел
рассказал иудеям в Фессалонике о том, как усердно он раньше соблюдал
обрядовый закон и что он пережил у ворот Дамаска. До своего обращения он
верил в благочестие по наследству, обольщаясь ложной надеждой Его вера не
утверждалась во Христе, вместо этого он уповал на формы и обряды. Его
ревностное исполнение закона не было связано с верой во Христа и не приносило
никакого удовлетворения Хвалясь своей приверженностью закону, он отрицал
Того, Кто был Сутью закона. Но после его
обращения все изменилось. Иисус из Назарета, Которого он отвергал в лице Его
святых, явился ему как обетованный Мессия. Гонитель увидел Его как Сына
Божьего — Того, Кто пришел на землю во исполнение пророчеств и Который в
Своей жизни исполнил все предсказания Священного Писания. И когда со
святым дерзновением Павел проповедовал Евангелие в фессалоникийской синагоге,
потоки света освещали истинный смысл обрядов и церемоний, связанных со
служением в святилище. Он указывал Своим слушателям на то время, когда
Христос, завершив Свое посредническое служение в небесном святилище, придет
опять в силе и славе великой, чтобы установить Свое Царство на земле Павел
верил во Второе пришествие Христа, он так ясно и впечатляюще описывал это
событие, что многие слышавшие его долго не могли забыть этих слов. Три субботы
подряд Павел проповедовал фессалоникийцам, доказывая им на основе Писаний
истины о жизни, смерти, воскресении, служении на небе и будущей славе Христа,
«Агнца, закланного от создания мира» (Откр. 13:8) Он превозносил
Христа и доказывал, что правильное понимание Его служения — это ключ к
ветхозаветным Писаниям, открывающим сокровища премудрости. Евангельские
истины, преподнесенные с такой силой в Фессалонике, вызвали у людей большой
интерес «Некоторые из них уверовали, и присоединились к Павлу и Силе, как из
Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных
женщин немало». Но как и
раньше, апостолы столкнулись и с решительным сопротивлением, ибо
«неуверовавшие Иудеи» возревновали Они не пользовались в то время
расположением римских властей, потому что незадолго до этого подняли мятеж в
Риме. На них смотрели с подозрением, и свобода их была до некоторой степени
ограничена. Теперь им представилась возможность воспользоваться
обстоятельствами и обелить себя В то же время они хотели навлечь поношение на
апостолов и на обращенных в христианство. Для этого они объединились с
«некоторыми негодными людьми», с помощью которых им удалось «возмутить
город». Надеясь найти апостолов, они «приступили к дому Иасона», но не смогли
найти ни Павла, ни Силу. «Не найдя же их», толпа в бешеном исступлении
повлекла «Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти
всесветные возмутители пришли и сюда, а Иасон принял их; и все они поступают
против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса». Когда Павла
и Силу не нашли, городские власти взяли обвиняемых верующих под стражу, дабы
сохранить мир. Опасаясь дальнейшего насилия, «братия... немедленно ночью
отправили Павла и Силу в Верию». Те, кто
проповедует непопулярные сегодня истины, не должны унывать, если даже
христиане оказывают им такой же холодный прием, какой Павел и его соработники
встречали среди людей, для которых они трудились. Вестникам креста надо
вооружиться бодрствованием и молитвой и идти вперед с верой и мужеством,
всегда трудясь во имя Иисуса. Они должны провозгласить Христа Ходатаем за
человечество в небесном святилище, Который является Центром всех
ветхозаветных жертв, потому что через Его искупительную жертву нарушители
Закона Божьего смогут обрести мир и прощение. |