Глава 16

ЕВАНГЕЛИЕ В АНТИОХИИ

Эта глава основана на Книге Деяния Апостолов 11:19—26; 13:1—3.

Ученики, вынужденные из-за гонений покинуть Иеруса­лим, несли Благую весть за пределы Палестины; и в крупных центрах начали образовываться многочисленные группы верующих. Некоторые ученики «прошли до Финикии и Кипра и антиохии, никому не проповедуя слова, кроме Иудеев». Но трудились они в основном среди евреев и прозелитов большие поселения которых можно было найти почти во всех городах тогдашнего мира.

Среди мест, принявших Евангелие с радостью, упоми­нается и Антиохия — в то время столица Сирии. Обширная торговля, которая велась в этом известном городе, привлекала людей самых разных национальностей. Кроме того, из-за выгодного расположения, хорошего климата, живописных окрестностей Антиохия была популярна среди любителей праздных развлечений. Она славилась своим богатством, культурой и изысканностью, а в дни апостолов стала городом роскоши и пороков.

В антиохии Евангелие публично проповедовали неко­торые ученики с Кипра и из Киринеи, «благовествуя Господа Иисуса». «И была рука Господня с ними», и их ревностные труды принесли обильный плод, «великое число, уверовав, обратилось к Господу. Дошел слух о сем до церкви Иерусалим­ской, и поручили Варнаве идти в Антиохию». Прибыв туда, Варнава увидел, какую работу уже совершила благодать Божья, и «возрадовался, и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем».

Труды Варнавы в Антиохии не пропали даром, ибо многие присоединились к верующим. Но Варнава все больше нуждался в надежном помощнике, чтобы полностью исполь­зовать новые возможности, открываемые Богом. Он отправился в Таре искать Павла, который после ухода из Иерусалима трудился в «странах Сирии и Киликии», благовествуя «веру, которую прежде истреблял» (Гал. 1:21, 23). Варнава нашел Павла и убедил его стать своим соработником.

Густонаселенный город Антиохия стал для Павла прекрас­ным полем деятельности. Его ученость, мудрость и рвение сильно повлияли на жителей этого культурного центра; он оказался именно тем человеком, в котором так нуждался Варнава. В течение года два ученика, оставаясь верными Богу, трудились бок о бок, свидетельствуя многим о Спасителе мира — Иисусе из Назарета.

Именно в Антиохии ученики впервые стали называться христианами. Это имя они получили потому, что Христос был главной темой их проповедей, учения и бесед. Вновь и вновь они пересказывали события, происшедшие в дни Его земного служения, когда у учеников было блаженное преимущество общаться с Ним лично. Они без устали благовествовали о Его учении и чудесах исцеления. Дрожащими устами, со слезами на глазах рассказывали о Его мучительной борьбе в Гефсимании, о предательстве, о суде над Ним и распятии, о долготерпении и смирении, с которыми Он переносил оскорбления врагов и пытки, о Его Богоподобном сострадании, когда Он молился о Своих гонителях. Они любили говорить о Его воскресении и вознесении и о Его посредническом служении на Небе за падшее человечество. Язычники вполне могли называть их христианами, потому что они проповедовали Христа и обращались в молитве к Богу через Христа.

Бог Сам назвал их «христиане». Это царское имя дается каждому,. кто переходит на Его сторону. Иаков так писал впоследствии: «Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?» (Иак. 2:6, 7). И апостол Петр писал, что если кто пострадает «как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь». «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы. Дух Божий почивает на вас» (1 Петр. 4: 16, 14).

Верующие в Антиохии понимали, что Бог желает совершать в них «и хотение и действие по Своему благо­волению» (Флп. 2:13). Живя среди людей, которых, казалось, совсем не интересовали вечные ценности, они стремились привлечь внимание всех искренних и честных, чтобы нести правду о Том, Кого они любили и Кому поклонялись. В своем смиренном служении они научились полагаться на силу Святого Духа, Который мог сделать действенным Слово жизни. Таким образом, работая в разных местах, они ежедневно несли свидетельство своей веры в Христа.

Пример последователей Христа в Антиохии должен вдохновлять верующих, проживающих в больших городах современного мира. Бог предусмотрел, чтобы избранные, одаренные, рукоположенные служители поселялись в много­населенных городах и руководили общественным служением. Господь хочет, чтобы члены Церкви, живущие в этих городах, использовали свои таланты, данные Богом, в работе по спасе­нию душ. Щедрые благословения ожидают тех, кто полностью покорится Божественному призванию. Когда они начнут искать души для Христа, то обнаружат, что многие из тех, кого нельзя было бы привлечь никакими другими способами, откликаются на участливое, дружеское слово.

Сегодня дело Божье на земле нуждается в живых пред­ставителях библейской истины. Рукоположенных служителей недостаточно для возвещения предостережения в больших городах. Поэтому Бог призывает не только служителей, но и врачей, медсестер, литературных евангелистов, библейских работников и других посвященных членов Церкви с раз­личными дарованиями, которые знают Слово Божье и силу Его благодати, принимать во внимание нужды городов, которых не достигла Благая весть. Быстро течет время, а предстоит сделать еще очень много. Поэтому нужно исполь­зовать все средства и мудро распорядиться имеющимися возможностями.

Когда Павел вместе с Варнавой трудился в Антиохии, он утвердился во мнении, что Господь призвал его на особое служение. Господь сказал ему, что он должен быть служите­лем у язычников и «открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26:18). Ангел, явившийся Анании, сказал о Павле: «Он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян. 9:15). И самого Павла, когда он молился впоследствии в Иерусалим­ском храме, посетил ангел небесный и повелел ему: «Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деян. 22:21).

Таким образом. Господь, поручив Павлу деятельность миссионера в языческом мире, стал готовить его к этой огромной и трудной работе. Бог приблизил его к Себе и показал его восхищенному взору небесную славу и великолепие. Ему было поручено открывать «тайну», «о которой от вечных времен было умолчано» (Рим. 14:24), «тайну Его воли» (Еф. 1:9), «которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом (Святым), чтобы и язычникам быть сонаслед­никами, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования, — говорит Павел, — которого служителем сделался я... Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем» (Еф. 3:5—11).

Бог щедро благословил труды Павла и Варнавы в тот год, когда они трудились в Антиохии. Однако формально они еще не были рукоположены для Евангельского служения. Теперь они достигли такого уровня в своей христианской деятельности, что Бог был готов доверить им сложную и ответственную миссию, для выполнения которой им пред­стояло призвать на помощь все возможности Церкви.

«В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые проро­ки и учители: Варнава и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил… и Савл. Когда они служили Господу и постились. Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Прежде чем стать миссионерами в языческом мире, эти апостолы торжественно посвятили себя Богу постом и молитвой, и на них возложили руки. Таким образом, они были уполномочены Церковью не только учить истине, но и совершать крещение и органи­зовывать церкви.

Христианская Церковь в этот момент вступала в новую эпоху. Теперь она была готова энергично проповедовать Евангелие среди язычников и принять в свое лоно большое число новообращен­ных. Апостолы, призванные руководить этой работой, оказались бы под подозрением ревнителей-иудеев, и против них возникло бы сильное предубеждение. Их учение о разрушении «стоявшей посреди преграды» (Еф. 2:14), которая так долго разделяла иудейский и языческий мир, привело бы к обвинению их в ереси, и их авторитет как служителей Евангелия был бы подорван в глазах многих ревностных, уверовавших иудеев. Бог предвидел трудности, с которыми встретятся Его рабы, и чтобы они не подверглись нареканию. Он дал Церкви откровение при всех отделить их на дело служения. Их рукоположение было общественным признанием Божественного поручения нести язычникам радостную весть Евангелия.

Павел и Варнава уже получили поручение от Самого Бога, и обряд рукоположения не прибавил им благодати и не сделал их более достойными. Это была общепринятая форма назначения на определенное служение, этим обрядом Церковь утверждала право человека трудиться во имя Бога.

Для иудеев это был очень важный обряд. Когда отец-еврей благословлял своих детей, он благоговейно возлагал руки на их головы. Когда животные приносились в жертву, священник возлагал руку на голову жертвы. И когда слу­жители Антиохийской церкви возложили руки на Павла и Варнаву, они тем самым просили Бога благословить избран­ных апостолов на исполнение дела, которое Он поручил им.

Позднее этим обрядом стали злоупотреблять; ему неоправданно начали приписывать магическую силу: как будто через возложение рук человек может мгновенно получить Божью благодать для духовного служения. В повествовании о том, как церковь отделила двух апостолов, не сказано, что возложение рук наделило их какой-то особой добродетелью. В Библии просто говорится об их рукоположе­нии и последующей работе.

Обстоятельства, связанные с выделением Павла и Варнавы на определенное служение по прямому указанию Духа Святого, ясно показывают, что Господь действует через Свои избранные орудия в церкви. За несколько лет до этого, когда Божественные намерения относительно Павла были впервые открыты ему Самим Спасителем, он сразу же связался с чле­нами недавно созданной в Дамаске церкви. А она не оставалась долгое время в неведении относительно личных опытов обращенного фарисея. И теперь, когда нужно было выполнить Божественное поручение. Святой Дух, подтвердив, что Павел избран для того, чтобы нести Евангелие язычникам, обязал церковь рукоположить его и его соработника. Когда руково­дители Антиохийской церкви «служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их».

Бог сделал Свою Церковь на земле светильником и никогда не оставит ее во тьме. Через нее сообщает Он о Своих намерениях и планах. Ни одному Своему служителю не открывает Он Свою волю о всей Церкви и никого не ведет независимым от нее путем. В Своем провидении Он тесно связывает Своих рабов с Церковью, чтобы они меньше доверяли себе и больше — другим руководителям Его дела.

В Церкви всегда были люди, склонные к личной незави­симости. Им трудно понять, что это развивает в человеке чрезмерную самоуверенность, упование на собственные сужде­ния и неуважение к советам других братьев, особенно тех, кому Бог доверил руководство "Своим народом. Господь наде­лил Свою Церковь особыми полномочиями и властью, кото­рую никто не имеет права презирать и отвергать, ибо тот, кто делает это, противится голосу Божьему.

Люди, склонные больше всего полагаться на собственные суждения, находятся в величайшей опасности. Сатана все время стремится отделить таких людей от тех, которые являются орудиями света и через которых Бог созидает Церковь и расширяет Свое дело на земле. Пренебрегать теми, кому Бог поручил проповедовать Евангелие, — значит отвергать средства, предназначенные Богом для поддержки, ободрения и укрепления Своего народа. Если какой-либо работник на ниве Божьей избегает этих избранных мужей и думает, что он должен получать свет непосредственно от Бога без всяких посредников, он подвергает себя опасности быть обманутым и побежденным противником истины. Господь по Своей премудрости предусмотрел, что благодаря тесному общению между собой всех верующих христианин объединится с христианином, а церковь — с церковью. Таким образом, человеческое начало сможет сотрудничать с Божественным. Все силы подчинятся Святому Духу, и все верующие сольются в едином устремлении, возвещая миру радостную весть о благодати Божьей.

Павел воспринял официальное рукоположение как знак нового и важного этапа в своей жизни и деятельности, и именно это время он впоследствии считал началом своего апостольства в христианской Церкви.

Пока свет Евангелия ярко светил в Антиохии, апостолы продолжали важное служение в Иерусалиме. Каждый год во время праздников многие иудеи из всех стран приходили в Иерусалим, чтобы поклониться в храме. Некоторые из этих пилигримов серьезно изучали пророчества и были очень набожными людьми. Они жаждали пришествия обетованного Мессии, чаяния Израиля. Когда Иерусалим наполнялся этими пришельцами, апостолы проповедовали Христа с несгибаемым мужеством, хотя понимали, что тем самым они ставят под угрозу свою жизнь. Дух Божий скреплял их труды Своей печатью; многие обращались в христианскую веру; возвра­щаясь в родные места, они разбрасывали семена истины среди всех народов и всех сословий.

Петр, Иаков и Иоанн занимали ведущее положение между апостолами и были уверены, что Бог предназначил им проповедовать Христа среди соотечественников. Они трудилсь верно, с большой мудростью, свидетельствуя о том, что видели и слышали, и, ссылаясь на «вернейшее проро­ческое слово» (2 Петр. 1:19), пытались убедить «весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого» иудеи «распяли» (Деян. 2:36).

 


 

Hosted by uCoz