Глава 13
ДНИ ПРИГОТОВЛЕНИЯ Эта глава основана на Книге
Деяния Апостолов 9:19—30. |
После
крещения Павел закончил пост и оставался «несколько дней с учениками в
Дамаске; и тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын
Божий». Он смело называл Иисуса из Назарета долгожданным Мессией, Который «умер
за грехи наши, по Писанию... погребен был и... воскрес в третий день», после
чего Его видели двенадцать учеников и другие. «А после всех, — добавляет
Павел, — явился и мне, как (некоему) извергу» (1 Кор. 15:3, 4, 8). Его
аргументы, основанные на пророчествах, были настолько убедительны, а его
слова так явно сопровождались силой Божьей, что иудеи оказались в
замешательстве и не находили возражений. Новость об
обращении Павла привела их в изумление. Тот, кто отправился в Дамаск, «со
властью и поручением от первосвященников» (Деян. 26:12), чтобы
запугивать и гнать верующих, теперь благовествовал о распятом и воскресшем
Спасителе, укрепляя руки Его учеников и постоянно обращая людей в веру,
которую недавно хотел уничтожить. Павел был
известен как ревностный защитник иудейской религии и неутомимый гонитель
последователей Иисуса. Способности и образование, мужество, независимость в
суждениях и настойчивость позволяли ему трудиться практически на любом
поприще. Он отличался необычайно ясным мышлением и логикой, а своим
уничтожающим сарказмом мог смутить любого противника. Теперь иудеи видели,
что этот многообещающий молодой человек объединился с теми, кого он раньше
преследовал, и бесстрашно проповедует во имя Иисуса. Убитые в
сражении — потеря для армии, но их смерть не делает противника более сильным.
Когда выдающийся человек переходит на сторону неприятеля — это потеря для
бывших союзников и решающее преимущество новым друзьям. Господь легко мог
умертвить Савла из Тарса, когда тот приближался к Дамаску, и наступающая
сторона лишилась бы главной ударной силы. Но провидению Божьему было угодно
не только сохранить жизнь Савла, но и обратить его," чтобы он перешел из
вражеского стана в стан Христов. Красноречивый оратор и суровый обличитель,
Павел со своей твердой целеустремленностью и непоколебимым мужеством был тем
человеком, которого так не хватало первоапостольской Церкви. Когда Павел
проповедовал Христа в Дамаске, все слышавшие его изумлялись и говорили: «Не
тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие, да и сюда за
тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам?» Павел объяснил, что
изменил свою веру не из-за фанатизма или случайного порыва, но под давлением
неопровержимых доказательств. Проповедуя Евангелие, он стремился разъяснять
пророчества, относящиеся к Первому пришествию Христа. И убедительно
доказывал, что они исполнились буквально во всем, что касается Иисуса из
Назарета. Основанием его веры было истинное пророческое слово. Павел,
продолжая призывать своих изумленных слушателей «покаяться и обратиться к
Богу, делая дела, достойные покаяния» (Деян. 26:20), «более и более
укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая,
что Сей есть Христос». Однако многие ожесточили свои сердца, отказываясь
принять весть, и в душе своей взрастили ненависть, подобную той, какую они
питали к Иисусу. Сопротивление
стало настолько ожесточенным, что Павлу не было позволено продолжать
трудиться в Дамаске. Небесный вестник повелел ему на время оставить город, и
он «пошел в Аравию» (Гал. 1:17), где нашел безопасное убежище. Здесь, в
уединении, Павел получил хорошую возможность заглянуть в свое сердце и
поразмышлять. Он спокойно перебирал в памяти события прошлого и искренне
раскаивался. Он взыскал Бога всем сердцем и не мог успокоиться до тех пор,
пока не узнает наверняка, что его покаяние принято и грех прощен. Он желал
получить заверение, что Иисус пребудет с ним в его будущем служении. Он
освободился от предрассудков и традиций, которые прежде определяли его жизнь,
и припал к Источнику истины. Иисус общался с ним и утверждал его в вере,
щедро даруя мудрость и благодать. Когда
человек соприкасается с Господом, смертный — с Бесконечным, это оказывает
неоценимое влияние на разум, душу и тело. В результате такого общения можно
получить воистину прекрасное образование. Это Божий метод развития личности.
Его весть к человечеству: «Сблизься же с Ним» (Иов 22:21). Торжественное
поручение, которое получил Павел во время беседы с Ананией, не давало ему
покоя. Когда после чудесных слов: «Брат Савл! прозри» Павел впервые взглянул
на лицо посвященного человека, Анания под вдохновением Духа Святого сказал
ему: «Бог отцов наших предизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его... потому что
ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал;
итак, что ты медлишь? встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа
(Иисуса)» (Деян. 22:13—16). Эти слова
согласовывались со словами Самого Иисуса, Который сказал Савлу, явившись ему
около Дамаска: «Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя
служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя
от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя, открыть
глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу,
«верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян.
26:16—18). Всем сердцем
сосредоточившись на этих словах, Павел все яснее понимал смысл того, что он
стал «волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа» (1 Кор. 1:1). Он
был избран «не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом
Отцем» (Гал. 1:1). Величие ожидающих его трудов побудило его уделять
много времени изучению Священного Писания, чтобы впоследствии проповедовать
Евангелие «не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова», но
«в явлении духа и силы», чтобы вера слушавших «утверждалась не на
мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 1:17; 2:4, 5). Исследуя
Писания, Павел уяснил для себя, что во все века было «не много... мудрых по
плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира,
чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;
и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы
упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом»
(1 Кор. 1:26—29). Рассматривая мудрость мира в свете креста, Павел
«рассудил быть... не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого»
(1 Кор. 2:2). На
протяжении всего последующего служения Павел никогда не упускал из виду Источник
своей мудрости и силы. Послушайте, что он говорил спустя много лет: «Для меня
жизнь — Христос» (Флп. 1:21). И еще: «Все почитаю тщетою ради
превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего
отказался... чтобы приобресть Христа и найтись в Нем не со своею
праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с
праведностью от Бога по вере, чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и
участие в страданиях Его» (Флп. 3:8—10). Из Аравии
Павел «возвратился в Дамаск» (Гал. 1:17) и смело проповедовал во имя
Иисуса. Не в силах опровергнуть его доводы, «Иудеи согласились убить его».
Ворота города тщательно охранялись ночью и днем, чтобы отрезать ему путь к
бегству. В этом критическом положении ученики искренне взыскали Бога и, взяв
Павла, «спустили по стене в корзине» (Деян. 9:25). После
бегства из Дамаска Павел отправился в Иерусалим; со времени его возвращения
минуло уже около трех лет. Главная цель, которую он преследовал при посещении
Иерусалима, как он сам впоследствии говорил, состояла в том, чтобы «видеться
с Петром» (Гал. 1:18). Прибыв в город, где он был некогда известен,
как «Савл гонитель», он «старался пристать к ученикам, но все боялись его,
не веря, что он ученик». Им трудно было поверить, что фанатичный фарисей,
который так старался уничтожить Церковь, стал искренним последователем
Иисуса. Варнава же, взяв его, пришел к апостолам и рассказал им, как Савл в
пути видел Бога, что говорил ему Господь и как он в Дамаске смело
проповедовал во имя Иисуса. Услышав это,
ученики приняли его как своего. Вскоре они получили предостаточно
доказательств истинности обращения его в христианство. Будущий апостол
язычников оказался в городе, где жили многие его прежние сподвижники, и он
хотел открыть вождям иудейского народа пророчества о Мессии, которые
исполнились во время Первого пришествия Спасителя. Павел был уверен, что
учители Израиля, которых он когда-то хорошо знал, были такими же искренними и
честными, как он. Но он неверно оценил дух своих иудейских собратьев и, надеясь
на их быстрое обращение, был обречен на горькое разочарование. Хотя он «смело
проповедовал во имя Господа Иисуса... и состязался с Еллинистами»,
руководители еврейской церкви отказались поверить, но «покушались убить его».
Его сердце наполнилось печалью. Если бы это помогло, он бы с радостью отдал
свою жизнь, лишь бы люди познали истину. Со стыдом он вспомнил о том, какую
активную роль играл в убиении Стефана, и теперь, желая оправдать
оклеветанного праведника, стал отстаивать веру, за которую тот отдал свою
жизнь. Переживая за
тех, кто отказывался верить, Павел молился в храме, как он сам впоследствии
свидетельствовал, и неожиданно впал в транс; ему явился небесный вестник и
сказал: «Поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не
примут твоего свидетельства о Мне» (Деян. 22:18). Павел хотел
остаться в Иерусалиме, встретиться с противниками. Бегство казалось ему
проявлением трусости, ведь, оставшись, он сумеет убедить хотя бы некоторых
упрямых иудеев в истинности евангельской вести, даже если это будет стоить
ему жизни. Поэтому он ответил: «Господи! им известно, что я верующих в Тебя
заключал в темницы и бил в синагогах, и, когда проливалась кровь Стефана,
свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших
его». Но Бог не хотел, чтобы Его раб подвергал опасности свою жизнь без
нужды, и небесный вестник ответил: «Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деян.
22:19—21). Узнав об
этом видении, братья поспешили втайне выслать Павла из Иерусалима, боясь
покушения на него. Они «отправили его в Кесарию и препроводили в Таре». Уход
Павла приостановил яростное сопротивление иудеев, и Церковь получила
передышку, во время которой многие присоединились к ней. |