Глава 8ПЕРЕД СИНЕДРИОНОМ Эта глава основана на Книге
Деяния Апостолов 5:12—42. |
Надежду и
спасение миру принес крест — орудие пыток и позора. Ученики были простыми
людьми, не имевшими ни богатства, ни оружия. Но было у них Слово Божье, и,
укрепившись силой Христа, они пошли в мир, рассказывая чудесную историю о
яслях и кресте и преодолевая любое сопротивление. Отказавшись от мирских
почестей и признания, они стали героями веры. И, исполнившись Божественным
красноречием, поддержали мир своими словами. В
Иерусалиме, городе предубеждений, распространялись самые противоречивые
мнения о Том, Кто был распят как злодей. Ученики же смело продолжали говорить
слова жизни, открывая иудеям смысл миссии Христа, Его распятия, воскресения и
вознесения. Священники и начальники были изумлены смелым свидетельством
апостолов. Сила воскресшего Спасителя в самом деле почила на учениках, и их
деятельность сопровождалась знамениями и чудесами, и ежедневно умножалось число
уверовавших. На улицы, по которым должны были идти ученики, люди приносили
больных «на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила
кого из них». Сюда приводили также одержимых нечистыми духами. Вокруг них
собирались толпы, и те, кто исцелялся, громко хвалили Бога и прославляли имя
Искупителя. Священники и
правители видели, что Христос превознесен выше них. Саддукеи, слыша, что
апостолы говорят о воскресении Христа, в которое они не верили, пришли в
ярость. Было ясно, что если и впредь позволить апостолам проповедовать и
совершать чудеса во имя Его, все признают реальность воскресения, и секте
саддукеев вскоре придет конец. Учение апостолов наносило удар по иудейским
обрядам, утверждая, что жертвоприношения потеряли всякий смысл. Это вызывало
злобу фарисеев. Все прежние
попытки подавить новое учение кончались неудачно; теперь же саддукеи и
фарисеи решили, что учеников надо остановить любой ценой, потому что они
доказывают их виновность в смерти Иисуса, и, исполнившись негодованием, грубо
схватили Петра и Иоанна и заключили их в общую тюрьму. Вожди
иудейского народа не исполнили намерений Божьих об избранном народе. Те, кого
Господь сделал хранителями истины, не оправдали оказанного им доверия, и Бог
избрал других для свершения Своего дела. Теперь эти слепые вожди негодовали
против тех, кто доказывал несостоятельность учения, которого они так долго
придерживались. Они не допускали и мысли о том, что сами неверно понимают
Слово или неправильно толкуют и применяют Писание. Они поступали так, словно
лишились здравого рассудка. «Какое право имеют эти учители (некоторые из них
— простые рыбаки) проповедовать идеи, противоречащие нашему учению, в
котором мы наставляем народ?» — рассуждали правители. И, полные решимости
остановить распространение этих идей, они бросили в "темницу тех, кто их
проповедовал. Ученики не
были запуганы и не пришли в уныние. Святой Дух напомнил им слова, сказанные
Христом: «Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас;
если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за
имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня». «Изгонят вас из синагог; даже
наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем
служит Богу». «Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то
время, вспомнили, что Я сказывал вам о том» (Ин. 15:20, 21; 16:2, 4). Небесный
Бог, могучий Повелитель Вселенной, видя, что люди ополчились против Его дела,
решил Сам помочь ученикам, оказавшимся в темнице. Ночью ангел Господень
отворил двери темницы и сказал ученикам: «Идите и, ставши во храме, говорите
народу все сии слова жизни». Это повеление прямо противоречило приказу
иудейских начальников. Ответили ли апостолы: мы не можем этого делать, пока
не получим разрешения от властей? Нет; Бог повелел: «Идите» — и они
повиновались. «Они... вошли утром в храм и учили». Когда Петр и
Иоанн появились среди верующих и рассказали, как ангел вывел их из темницы
мимо часовых, повелев возобновить прерванную работу, братья были несказанно
изумлены и обрадованы. Тем временем
первосвященник и бывшие с ним «созвали синедрион и всех старейшин из сынов
Израилевых». Священники и правители решили обвинить учеников в мятеже, в
убийстве Анании и Сапфиры и надеялись, что толпа поступит с учениками так же,
как она поступила с Иисусом. Они были осведомлены, что многие, не принявшие
учения Христа, устали от произвола иудейских властей и жаждали перемен,
поэтому существовала опасность, что эти недовольные примут истины,
проповедуемые апостолами, признают Иисуса Мессией, и тогда гнев всего народа
обратится против религиозных вождей, и им придется ответить за казнь Христа.
Они решили принять экстренные меры и не допустить этого. Когда им
доложили, что двери темницы тщательно заперты, стража по-прежнему на месте,
но узников нигде нет, изумлению священников не было предела. Вскоре
поступило удивительное сообщение: «Вот, мужи, которых вы заключили в темницу,
стоят в храме и учат народ. Тогда начальник стражи пошел со служителями и
привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их
камнями». Апостолы
были чудесным образом освобождены из темницы, но не были избавлены от
судебного разбирательства и наказания. Еще в бытность Свою на земле Христос
сказал: «Смотрите за собою; ибо вас будут предавать в судилища» (Мк. 13:9).
Послав ангела освободить их. Бог дал им знамение Своей любви и заверил в
Своей поддержке. Теперь они должны были пострадать за Того, Чье Евангелие
проповедовали. В истории
пророков и апостолов есть много поучительных примеров благородства и верности
Богу. Свидетели Христовы, участвовавшие в распространении Евангелия, томились
в темницах, переносили пытки и даже шли на смерть, но не преступали повелений
Бога. И Петр, и Иоанн вели себя так же геройски, как и другие. Когда они
вновь предстали перед людьми, желавшими уничтожить учеников, в их словах и
поступках не было заметно страха и нерешительности. И когда первосвященник
сказал: «Не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы
наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того
Человека», Петр ответил: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам».
Ангел небесный освободил их из темницы и повелел учить во храме. И, следуя
его указанию, и подчиняясь воле Божьей, они будут продолжать эту работу, чего
бы это им не стоило. Дух Святой
сошел на учеников; обвиняемые стали обвинителями, возложив ответственность за
убийство Христа на членов синедриона. «Бог отцов наших воскресил Иисуса, —
объявил Петр, — Которого вы умертвили, повесивши на древе: Его возвысил Бог
десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и
прощение грехов; свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал
повинующимся Ему». Услышав эти
слова, иудеи пришли в такую ярость, что решили распоряжаться самостоятельно и
без дальнейшего суда, без разрешения римских властей казнить узников.
Виновные в смерти Христа теперь жаждали запятнать руки кровью Его учеников. Но в
синедрионе был человек, распознавший голос Божий в словах узников. Гамалиил —
фарисей с безупречной репутацией, высокообразованный человек, занимавший высокое
положение. Своим ясным умом он понял, что насилие, замышляемое священниками,
приведет к ужасным последствиям. Прежде чем обратиться к присутствовавшим,
он попросил, чтобы узников увели. Он хорошо знал, с кем имел дело; он знал,
что убийцы Христа не остановятся ни перед чем, чтобы выполнить свое
намерение. Затем он
заговорил, спокойно взвешивая каждое слово: «Мужи Израильские! Подумайте сами
с собою о людях сих, что вам с ними делать: ибо незадолго пред сим явился
Февда, выдавая себя за какого-то великого, и к нему пристало около
четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись
и исчезли; после него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за
собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его,
рассыпались; и ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их: ибо,
если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от
Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не
оказаться и богопротивниками». Священники
понимали разумность этих доводов и были вынуждены согласиться с Гамалиилом.
Но предрассудки и ненависть все же дали о себе знать. Очень неохотно
отпустили учеников, избив их и запретив им под страхом смерти проповедовать
во имя Иисуса. «Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа
Иисуса удостоились принять бесчестие; и всякий день в храме и по домам не
переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе». Незадолго
перед распятием Христос завещал Своим ученикам мир. «Мир оставляю вам, мир
Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и
да не устрашается» (Ин. 14:27). Такой мир не дается тем, кто
приспосабливается к этому миру. И Христос никогда не достигал его ценой
компромисса со злом. Мир, который Христос оставил ученикам, — это мир в
сердце, но не мир вокруг. Надлежало, чтобы мир всегда обитал в сердцах Его
верных свидетелей, несмотря на все противодействия и борьбу. Христос
сказал о Себе: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел
Я принести, но меч» (Мф. 10:34), Хотя Он — Князь мира. Ему предстояло
стать причиной разделения. Тот, Кто пришел провозгласить радостную весть и
вселить надежду и радость в сынов человеческих, начал борьбу, которая со всей
силой разгорается в сердцах людей, вызывая бурю чувств. Иисус предупреждал
Своих последователей: «В мире будете иметь скорбь». «Возложат на вас руки и
будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей
и правителей за имя Мое». «Преданы также будете и родителями и братьями, и
родственниками и друзьями, и некоторых из вас умертвят» (Ин. 16:33; Лк.
21:12, 16). Это
пророчество исполнилось с удивительной точностью. На последователей Иисуса
обрушилось все негодование, поношение и жестокость, на какие только способны
люди, подстрекаемые сатаной. Это пророчество не устарело и для наших дней,
ибо плотское сердце по-прежнему враждебно Закону Божьему и не повинуется его
предписаниям. Современный мир во вражде с принципами Христа, как и во дни
апостолов. Та же ненависть, которая побуждала людей кричать: «Распни Его!
Распни Его!», которая вылилась в гонения на учеников, по-прежнему кипит в
сынах противления. Тот же самый дух, который в эпоху темного средневековья
обрекал людей на тюрьму, отправлял в изгнание и на смерть, который изобретал
изощренные пытки инквизиции, который устроил резню в ночь святого Варфоломея
и зажег костры Смитфилда, по-прежнему действует в невозрожденных сердцах с
величайшей злобой и энергией. История истины всегда была летописью борьбы
между правдой и ложью, поэтому проповедники Евангелия сталкивались с
враждой, опасностями, нуждой и лишениями. Где черпали
силу те, кто в прошлом терпел гонения за Христа? В союзе с Богом, Святым
Духом и Христом. Поношения и гонения разлучали многих с земными друзьями, но
с любовью Христа — никогда. Спаситель ближе всего к тем, кто терпит невзгоды
ради истины. Он горячо любит эти души. «Я возлюблю его, — сказал Христос, — и
явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21). Когда верующий, отстаивая истину, оказывается
на скамье подсудимых, Христос стоит рядом с ним. Когда он томится в тюремных
застенках, Христос приходит к нему и вдохновляет его Своей любовью. Когда он
идет на смерть во имя Христа, Спаситель говорит ему: они могут убить тело, но
не в силах погубить душу. «Мужайтесь: Я победил мир». «Не бойся, ибо Я — с
тобою; не смущайся, ибо Я — Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и
поддержу тебя десницею правды Моей» (Ин. 16:33; Ис. 41:10). «Надеющийся
на Господа, как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек. Горы окрест
Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек». «От коварства и
насилия [Он] избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его» (Пс.
124:1, 2; 71:14). «Господь
Саваоф будет защищать их... спасет их Господь Бог их в тот день, как овец,
народ Свой; ибо подобно камням в венце, они воссияют на земле Его» (Зах.
9:15, 16). |