Глава 7ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ЛИЦЕМЕРАМ Эта глава основана на Книге
Деяния Апостолов 4:32 — 5:11. |
Когда
ученики проповедовали евангельские истины в Иерусалиме, Бог придавал силу их
словам, и множество людей уверовало. Некоторых из них сразу же изгнали родные
и друзья — иудеи отличались фанатизмом, — и изгнанных нужно было обеспечить
кровом и пищей. Писание
свидетельствует: «Не было между ними никого нуждающегося», и далее
рассказывается о том, как помогли бедствующим. Те верующие, которые имели
деньги и имения, радостно жертвовали их для помощи обездоленным. Продавая
свои дома или земли, они приносили вырученные деньги и слагали их к ногам
апостолов, «и каждому давалось, в чем кто имел нужду». Эта щедрость
верующих явилась результатом излития Духа. У обращенных в евангельскую веру
было «одно сердце и одна душа». Общая цель объединяла их — содействовать
успеху порученного им дела; и сребролюбию не было места в их жизни. Они
любили братьев и дело, которому себя посвятили, больше, чем деньги и имения.
Поступки этих людей свидетельствовали о том, что для них души человеческие
дороже земных богатств. Так бывает
всегда, когда Дух Божий руководит жизнью человека. Люди, чьи сердца наполнены
любовью Христа, будут следовать примеру Того, Кто, будучи богат, обнищал ради
нас, дабы мы обогатились Его нищетой. Деньги, время, положение и все другие
дары, полученные от Бога, ценятся ими постольку, поскольку они содействуют
распространению Евангелия. Так было в первой Церкви; когда члены современной
Церкви силой Духа Святого перестанут любить блага мира сего и будут охотно
жертвовать во имя того, чтобы их ближние услышали Евангелие, проповедуемые
истины окажут могучее влияние на слушателей. Как
отличались от щедро жертвующих Анания и Сапфира, чей поступок, описанный
вдохновенным пером, омрачил историю первоапостольской Церкви! Вместе с
другими эти люди, называвшие себя учениками, имели преимущество слушать
Евангелие, проповедуемое апостолами. Они были вместе со всеми верующими,
когда по молитве апостолов «поколебалось место, где они были собраны, и
исполнились все Духа Святого» (Деян. 4:31). Все присутствовавшие
уверовали, и под влиянием Духа Божьего Анания и Сапфира дали обет отдать Господу
прибыль от продажи части имущества. Впоследствии
Анания и Сапфира огорчили Духа Святого, поддавшись греховной алчности. Они
начали жалеть о своем обещании и вскоре перестали чувствовать то блаженство,
которое согревало их сердца и побуждало их совершать великие дела для Христа.
Поразмыслив и поняв, что они поторопились, Анания и Сапфира решили не
выполнять свой обет. Однако они видели, что люди, расставшиеся со своими
имениями, чтобы помочь бедным собратьям, пользовались большим уважением среди
верующих; рассказать ближним, что их своекорыстным душам жалко отдать Богу
обещанное, им было стыдно, и они сговорились продать свою собственность и
сделать вид, будто пожертвовали всю прибыль на общее дело, но в
действительности оставить себе значительную часть. Тем самым они надеялись
получить право питаться за общим столом и завоевать уважение своих братьев. Но Бог
ненавидит лицемерие и ложь. Анания и Сапфира прибегли к мошенничеству в
отношениях с Богом; они солгали Святому Духу, и их грех был незамедлительно и
страшно наказан. Когда Анания принес свои пожертвования, «Петр сказал:
Анания! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль
солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было,
и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? для чего ты положил
это в сердце твоем? ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии
слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех слышавших это». «Чем ты
владел, не твое ли было?» — спросил Петр. Никто не принуждал Ананию пожертвовать
свое имущество на общее благо. Он действовал по собственному выбору. Но,
попытавшись обмануть учеников, он солгал Всемогущему. «Часа через
три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил ее:
скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но
Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в
двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и
испустила дух; и юноши вошедши нашли ее мертвою и вынесши похоронили подле
мужа ее. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это». Безграничная
мудрость решила, что подобное проявление гнева Божьего предупредит моральное
разложение молодой Церкви. Ее численность быстро возрастала. Она оказалась бы
в опасности, если бы при быстром увеличении числа обращенных в нее вошли
люди, которые, делая вид, что служат Богу, поклонялись бы мамоне. Этот суд
показал, что Бога обмануть невозможно, что Бог видит тайные пороки сердца и
не допустит, чтобы над Ним смеялись. Суд над Ананией и Сапфирой явился
предостережением церкви, направленным на то, чтобы уберечь ее от лицемерия,
притворства и обкрадывания Бога. Не только
первоапостольской Церкви, но и всем последующим поколениям этот пример
Божественного отвращения к алчности, мошенничеству и лицемерию служит предупреждением.
Сначала Анания и Сапфира взрастили в себе алчность, а желание удержать у себя
часть того, что они обещали Господу, привело их к мошенничеству и лицемерию. Божьей волей
проповедь Евангелия поставлена в зависимость от трудов и даров Его народа.
Добровольные пожертвования и десятина обеспечивают финансовую поддержку всего
дела. Бог претендует на определенную часть доходов человека — на десятину. И
каждому дается возможность свободно решить: сможет ли он пожертвовать больше.
Но когда сердце тронуто Святым Духом и произносится обет посвятить Господу
определенную сумму, обещавший не имеет прав на эти деньги. Более того, это ко
многому его обязывает. Разве можно с меньшей серьезностью относиться к обетам,
данным Богу? Разве обещания, выдержавшие суд совести, не заслуживают большего
уважения, чем письменные соглашения людей? Когда Бог
освещает сердце ярким и сильным светом, привычное себялюбие отступает, и у
человека появляется желание жертвовать для дела Божьего. Однако мы испытываем
противодействие со стороны сатаны, который не желает мириться с установлением
Царствия Спасителя на земле. Лукавый внушает людям, что они обещали слишком
много, что это подорвет семейный бюджет и они не смогут приобрести необходимую
собственность или удовлетворить желания своих родных. Бог дает
людям собственность для того, чтобы они поддерживали Его дело. Он посылает на
землю солнечный свет и дождь, наделяет растения энергией роста, дает здоровье
и силы приобретать имущество. Все блага, которыми мы пользуемся, исходят от
Его щедрой руки. В свою очередь. Он желает, чтобы люди выражали Ему
благодарность, возвращая Господу надлежащую часть в десятинах и дарах — в
благодарственных и добровольных жертвах, а также в жертвах повинности. Если
бы десятина от всех прибытков и щедрые дары неуклонно собирались в
сокровищницу в соответствии с Божественным замыслом, то дело Господа было бы
обеспечено средствами. Но сердца
людей ожесточены эгоизмом, и, подобно Анании и Сапфире, они испытывают
искушение удержать часть даров, сделав вид, что выполнили требования Божьи.
Многие расточают деньги на собственные удовольствия. Люди ублажают себя,
следуя своим извращенным вкусам, и нехотя приносят в дом Божий скудные
пожертвования. Они забывают, что придет день, когда Бог потребует отчета. Он
уже не будет принимать скудные дары, как не принял их от Анании и Сапфиры.
Бог на примере сурового наказания, постигшего этих клятвопреступников,
показывает, как глубоко Он ненавидит и презирает всякое лицемерие и обман.
Притворившись, будто они отдали все, Анания и Сапфира солгали Святому Духу и
лишились и земной, и грядущей жизни. Бог, Который наказал их, и сегодня
презирает всякую ложь. Лживые уста — мерзость для Него. Он заявляет, что во
Святой град «не войдет... ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи» (Откр.
21:27). Люди должны твердо держаться правды. И пусть она станет частью
вашей жизни. Безответственное отношение к истине и притворство ради
собственной корысти означают крушение в вере, подобно кораблекрушению в море.
«Итак станьте, препоясавши чресла ваши истиною» (Еф. 6:14). Лжец
дешево продает свою душу. Порой ложь выручает его в трудных обстоятельствах,
с ее помощью он может добиться прибыли, которую не получить при честной
сделке, но в конце концов такой человек никому не станет доверять. Будучи сам
обманщиком, он не будет полагаться на слово других людей. В случае с
Ананией и Сапфирой грех мошенничества в отношениях с Богом был
незамедлительно наказан. Тот же самый грех часто повторялся последующими
поколениями и совершается многими в наши дни. И хотя он не всегда
сопровождается видимым проявлением Божественного неудовольствия, он так же
омерзителен в Его глазах, как и во времена апостолов. Предостережение дано;
Бог ясно показал Свое отвращение к этому греху, и все алчные и лицемерные
люди губят свои души. |