Глава 6

У ВОРОТ ХРАМА

Эта глава основана на Книге Деяния Апостолов 3; 4:1—31.

Ученики Христа глубоко сознавали собственную ущерб­ность; в смирении и молитве они восполняли свою слабость Его силой, свое невежество — Его мудростью, свое недо­стоинство — Его праведностью, свою нищету — Его неис­черпаемыми богатствами. Укрепив себя таким образом, они, не колеблясь, преодолевали все препятствия в служении Господу.

Некоторое время спустя после сошествия Святого Духа, сразу после ревностных молитв, Петр и Иоанн, идя в храм на богослужение, увидели у Красных ворот хромого, калеку сорока лет от роду. Его жизнь с самого рождения была наполнена болью и страданием. Этот несчастный давно мечтал увидеть Иисуса, чтобы получить исцеление; но он был практически беспомощным и жил далеко от того места, где трудился великий Врач. Вняв его мольбам, друзья отнесли калеку к воротам храма, но там он узнал, что Тот, на Ком были сосредоточены его надежды, предан жестокой смерти.

Его потрясение пробудило сочувствие тех, кто знал, как долго он надеялся получить исцеление от Иисуса, кто каждый день приносил его к храму, чтобы прохожие сжалились над увечным и подали какую-нибудь мелочь, дабы облегчить его участь. Когда Петр и Иоанн проходили мимо, он попросил у них милостыню. Ученики отнеслись к нему сострадательно, и Петр сказал: «Взгляни на нас». И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр произнес: «Серебра и золота нет у меня». Когда Петр сказал о своей бедности, хромой поник, однако тут же в нем вспыхнула надежда, ибо апостол продолжил: «А что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.

И взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колена, и вскочив стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача и хваля Бога. И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога, и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни, и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним.

И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов». Народ был изумлен тем, что ученики могут творить такие же чудеса, как Иисус. Человек, который сорок лет был беспомощным калекой, радовался своему выздоровлению и был счастлив оттого, что уверовал в Иисуса. Его ноги теперь не болели, и он передвигался с легкостью.

Когда ученики увидели изумление на лицах людей, Петр спросил: «Что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?» Он заверил их, что исцеление совершено во имя и через заслуги Иисуса из Назарета, Которого Бог воскресил из мертвых. «Ради веры во имя Его, — сказал апостол, — имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие пред всеми вами».

Говоря о великом грехе иудеев, которые отвергли и предали смерти Князя жизни, апостолы старались не ввергать своих слушателей в отчаяние. «Вы от Святого и Праведного отреклись, — сказал Петр, — и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили; Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели». «Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению; Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил». Он сказал, что Святой Дух призывает их покаяться и обратиться, и уверил их, что нет иной надежды на спасение, как через милость Того, Кого они распяли. Только через веру в Него их грехи могут быть прощены.

«Итак покайтесь и обратитесь, — воззвал он к ним, — чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа».

«Вы сыны пророков и завета, который завещавал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: "и в семени твоем благо­словятся все племена земные". Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших».

Так ученики проповедовали о воскресении Христа. Многие ждали этого свидетельства и, услышав его, уверовали. Они вспомнили слова, сказанные Христом, и встали в ряды принявших Евангелие. Семя, посеянное Спасителем, взошло и принесло плод.

Когда ученики говорили к народу, «священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых... наложили на них руки».

После воскресения Христа священники распространяли повсюду ложные слухи о том, что ученики украли Его тело, когда римская стража спала. Неудивительно, что им было досадно слышать, как Петр и Иоанн проповедуют о воскресении Того, Кого они убили. Особенно беспокоились саддукеи. Они понимали, что их учение может быть дискредитировано, а их репутация подорвана.

Число обращенных в новую веру быстро увеличивалось, и фарисеи вместе с саддукеями решили, что если не прекратить деятельность этих новых учителей, их собственное влияние окажется в еще большей опасности, чем при жизни Иисуса. По этой' причине глава храма с помощью саддукеев арестовал Петра и Иоанна и посадил их в темницу, так как в тот день было уже слишком поздно, чтобы разбираться с этим делом.

Враги учеников не могли не верить в то, что Христос воскрес из мертвых. Доказательства были слишком убеди­тельны, чтобы сомневаться в них. И все же они ожесточили свои сердца, отказавшись раскаяться в ужасном злодеянии: в убийстве Иисуса. Иудейским правителям были представлены неопровержимые доказательства того, что апостолы говорили и действовали под вдохновением свыше, но они упорно противились истине. Христос пришел не так, как пред­ставляли себе эти люди, и хотя они подчас видели, что Он — Сын Божий, они заглушили в себе голос совести и распяли Его. По милости Своей Бог дал им новые доказательства, предоставив еще одну возможность обратиться к Нему. Он послал учеников сказать им, что они убили Князя жизни, — в этом страшном обвинении звучал еще один призыв к покаянию. Но, чувствуя себя в безопасности в своей самоправедности, иудейские учители отказались признать, что люди, обвиняющие их в распятии Христа, говорят от имени Святого Духа.

Встав на путь противодействия Христу, священники неуклонно шли по нему, ожесточаясь все больше и больше. Это не значит, что они не могли покориться Богу, — могли, но не хотели. Они лишились спасения не потому, что были виновны и заслуживали смерти, не потому, что казнили Сына Божьего, но прежде всего потому, что встали на путь сознательного противодействия Богу. Они отвергали свет и заглушали в себе обличающий голос Святого Духа. С упорством непослушных детей порочили они людей, через которых действовал Бог. Их злоба усиливалась по мере того, как они противились Ему и той вести, которую Он поручил возвещать Своим рабам. Каждый день, отказываясь покаяться, иудейские вожди снова и снова восставали против Него, готовясь пожать то, что сеяли.

Гнев Божий обрушивается на нераскаявшихся грешников не только потому, что они согрешили, но потому, что, отвергая призыв к покаянию, они продолжают сопротивляться, повторяя прошлые ошибки и пренебрегая светом, озарившим их. Если бы иудейские вожди подчинились обличающей силе Святого Духа, они были бы прощены; но они решительно настроились на обратное. Так грешник, упорно сопротивляясь, однажды оказывается в таком положении, когда Святой Дух уже не может повлиять на него.

На следующий день после исцеления хромого Анна и Каиафа, вместе с другими священниками храма, собрались на суд, и узники были выведены к ним. В этой самой комнате в присутствии некоторых из окружавших его теперь людей Петр позорно отрекся от своего Господа. Он вспомнил об этом теперь, когда судили его самого. А сейчас ему представилась возможность загладить свое отступничество.

Те, кто помнил Петра на судебном процессе над его Учителем, льстили себя надеждой, что его можно будет запугать угрозой тюремного заключения и казни. Но Петр, который отрекся от Христа в час Его величайшей нужды, порывистый и самоуверенный, резко отличался от того Петра, который предстал перед синедрионом теперь. После своего падения он обратился. Это был уже не гордый и хвастливый человек, но скромный и не надеющийся на свои силы. Исполненный Святым Духом, он с Его помощью надеялся смыть вину своего отступничества и прославить имя, которое некогда обесчестил.

Священники избегали разговоров о распятии и вос­кресении Христа.

Теперь, исполняя свои намерения, они были вынуждены спросить у обвиняемых, как было совершено исцеление немощного человека. «Какою силою или каким именем вы сделали это?» — спросили они.

Со святым дерзновением и в силе Духа Петр бесстрашно сказал: «Да будет известно всем вам и всему народу Израиль­скому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли. Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он пред вами здрав: Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения; ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».

Смелая защита озадачила иудейских старейшин. Они надеялись, что ученики испугаются и смутятся перед синедрионом. Однако эти свидетели говорили так же, как Христос, — с той же силой убеждения, которая заставляла замолчать их врагов. В голосе Петра не чувствовалось страха, когда он сказал о Христе: «Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла».

Петр использовал здесь знакомый священникам оборот речи. Пророки говорили об отверженном камне, и Сам Христос, обратившись однажды к священникам и старейшинам, сказал: «Неужели вы никогда не читали в Писании: "камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: это — от Господа, и есть дивно в очах наших"? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, при­носящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит» (Мф. 21:42—44).

Священники, слушая бесстрашные слова апостолов, «узнавали их, что они были с Иисусом».

После того как Христос преобразился перед учениками, на горе, «они никого не увидели, кроме одного Иисуса» (Мф. 17:8). «Одного Иисуса» — в этих словах заключена тайна и та жизненная сила, которая была присуща первоапостольской Церкви. Когда ученики впервые услышали слова Христа, они почувствовали нужду в Нем. Они искали, и нашли, и последовали за Ним. Они были рядом с Ним в храме, за трапезой, на горе, в поле. Они были учениками великого Учителя, ежедневно получая от Него уроки вечной истины.

После вознесения Спасителя у них оставалось ощущение Божественного присутствия, полного любви и света. Он незримо пребывал с ними. Иисус Спаситель, Который ходил, беседовал и молился с ними, Который наполнял их сердца надеждой и миром, вознесся на небо со словами благословения на устах. Когда Его приняла колесница ангелов, к ним донеслись Его слова: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Он вознесся на небо в облике человека. Они знали, что Он находится перед престолом Божьим, оставаясь их Другом и Спасителем; что Он по-прежнему заботится, о них и навеки связал Себя со страждущим человечеством. Они знали, что, пролив Свою Кровь, Он ходатайствует за них пред Богом, Своими ранами напоминая, какой ценой Он искупил людей; мысли об этом укрепляли их и помогали мужественно переносить поношение за имя Его. Теперь их союз с Ним был крепче, чем в дни Его пребывания на земле. Свет, любовь и сила Христа, живущего в них, изливались на всех, так что люди изумлялись, смотря на учеников.

Христос скрепил Своей печатью слова, которые Петр говорил в Его защиту. Около ученика как убедительное свидетельство силы Христа стоял человек, чудесным образом исцелившийся. Всего несколько часов назад он был беспо­мощным калекой, а теперь наслаждался вернувшимся к нему здоровьем, и это делало свидетельство Петра весомым. Священники и правители умолкли. Они не могли опроверг­нуть слова Петра, однако были полны решимости помешать ученикам распространять новое учение.

Чудо, ставшее венцом всех чудес Христа, — воскресение Лазаря — утвердило священников в намерении избавить мир от Иисуса и Его чудесных дел, которые ослабляли их влияние на народ. Они распяли Его; но теперь им было дано убедительное доказательство того, что они не положили конец чудесам во имя Его и проповеди той истины, которую Он возвещал. Исцеление хромого и проповедь апостолов взволновали весь Иерусалим.

Чтобы скрыть свою растерянность, священники и прави­тели приказали увести апостолов и начали совещаться. Они единодушно решили, что бессмысленно отрицать исцеление человека. Они бы с радостью оболгали это чудо, но это было невозможно, потому что оно совершилось пои свете дня, перед множеством людей, и о нем стало известно многим тысячам собравшихся. Правители понимали, что деятельность учени­ков надо остановить, иначе у Иисуса появится много последо­вателей. А сами они будут обесчещены, ибо все признают их виновными в убийстве Сына Божьего.

Несмотря на желание погубить учеников, священники не осмелились этого сделать. Они лишь пригрозили апостолам, что строго накажут их, если те будут и дальше говорить или действовать во имя Иисуса. Учеников призвали снова в синедрион и приказали не говорить и не учить во имя Иисуса. Но Петр и Иоанн ответили: «Судите, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали».

Священники с радостью наказали бы этих людей за непоколебимую верность своему священному долгу, но побоялись народа, «потому что все прославляли Бога за происшедшее». Итак, повторив свои угрозы и запреты, они отпустили апостолов на свободу.

В то время как Петр и Иоанн находились в узах, другие апостолы, зная злобу иудеев, непрестанно молились за своих братьев, боясь повторения жестокости, проявленной по отношению к Христу. Как только апостолы оказались на свободе, они нашли остальных учеников и рассказали, как расследовалось их дело. Радости верующих не было предела. «Они... единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: "что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его". Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего, Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой; и ныне. Господи, воззри на угрозы их и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеление и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Иисуса».

Ученики молились и просили Господа укрепить их в деле служения, понимая, что им придется столкнуться с тем же решительным сопротивлением, какое встречал Иисус в Свою бытность на земле. Когда их совместные молитвы с верой возносились к небу, им был дан ответ. Место, в котором они собрались, поколебалось, и они вновь исполнились Духом Святым. Укрепленные и утвержденные, они опять пошли проповедовать Слово Божье в Иерусалиме. «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа», и Бог чудесным образом благословил их усилия.

На требование не говорить больше ничего во имя Иисуса ученики сказали: «Судите, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога?» — вот принцип, который так бесстрашно отстаивали ученики, за который боролись приверженцы Евангелия во дни Реформации. Когда в 1529 году немецкие князья собрались на сейм в Шпейер, им был зачитан указ императора, ограничивавший религиозную свободу и запрещавший дальнейшее распространение реформационного учения. Казалось, что надежде всего мира не суждено сбыться. Примут ли князья этот указ? Должен ли евангельский свет быть сокрыт от множества людей, находящихся во тьме? В этот момент решалась дальнейшая судьба человечества. Принявшие протестантскую веру посовещались и единодушно решили: «Мы отвергаем этот указ. В вопросах совести большинство не имеет силы».

Этот принцип мы должны твердо отстаивать и в наше время. Знамя истины и религиозной свободы, которое высоко держали первые проповедники евангельской истины и Божьи свидетели на протяжении последующих веков, доверено нам. Ответственность лежит на тех, кого Бог благословил позна­нием Своего Слова. Мы должны принять это Слово как высший авторитет. Мы должны признавать земное пра­вительство как Божественное установление и учить пови­новению его законным требованиям. Но когда его притязания противоречат требованиям Бога, мы должны повиноваться более Богу, чем человеку. Слово Божье превыше любого человеческого закона. Слова «так говорит Господь» не должны подменяться словами «так говорит церковь» или «так говорит государство». Венец Христа должен возвышаться над коронами земных властелинов.

Не следует бросать вызов властям или совершать безрассудные поступки, которые могут закрыть для нас все двери. Все, что мы произносим или пишем, должно быть тщательно взвешено, чтобы не сложилось впечатление, будто мы противники закона и порядка. Мы должны идти вперед во имя Христа, защищая вверенные нам истины. И если люди запрещают нам делать это, мы можем сказать вместе с апостолами: «Судите, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали».

 


 

Hosted by uCoz