Глава 12: Заключение

ПОБЕДА ИЕРУСАЛИМА

Мы уже привыкли видеть, как жертва погибает и как удача улыбается угнетателю. Вопрос о справедливости оставался без ответа, и разум уже смирился в этим. Но вот в речи Да­ниила происходит неожиданная перемена. Слова как бы на­талкиваются друг на друга. Последняя глава — самая корот­кая (всего тринадцать стихов, в то время как в остальных главах, в среднем, — двадцать пять). Эта краткость особен­но поразительна при сравнении с очень длинной предыду­щей главой (сорок пять стихов). Книга кончается так же, как и началась. Краткость первой главы (21 стих) контрастирует с очень длинной второй главой (49 стихов). В еврейской ли­тературе заключение является эхом введения. Такое стилис­тическое возвращение к началу указывает на то, что круг за­мыкается, и говорит нам, что мы достигли конца пути. Еще одним указанием на эту функцию заключения служит струк­тура двенадцатой главы, параллельная структуре седьмой главы — геометрическому центру всей книги. Двенадцатая глава как бы является отражением седьмой главы, так как она построена в обратном порядке (гл. 12: В1, Б1» А1/гл. 7; А, Б, В), в соответствии с хиастической структурой, прису­щей стилю Даниила.

В1 (12:1 а), где описано пришествие великого небесного Вождя Михаила, соответствует в седьмой главе разделу В (7:73, 27, 28), где описано пришествие Сына Человеческого на


облаках небесных. Эта первая часть вводится стилистическим обо­ротом «в то время» (12:1а).

Б1 (12:16-3), где исследуются книги, где выносится при­говор и добрые отделяются от злых, соответствует в седьмой главе разделу Б (7:9, 10, 26), где описывается сцена суда и где раскрываются книги. Эта вторая часть вводится повторением того же стилистического оборота «в это время» (12:16).

А1 (12:4-12), относящееся к небольшому рогу, соответ­ствует в седьмой главе разделу А (7:8, 25), где тоже речь идет о небольшом роге. Хотя выражение «небольшой рог» не упот­ребляется в двенадцатой главе, здесь использованы некото­рые выражения, которые имеют отношение к небольшому рогу и которые мы встречали в седьмой и восьмой главах. В 7-м стихе упоминается период «времени, времен и полувремени», о котором говорилось в седьмой главе (7:25). А из восьмой главы использованы следующие моменты: 1) появление того же самого небесного существа, которое задает тот же вопрос «когда?» (12:6; ср. 8:13); 2) те же самые чудеса небольшого рога: «пелаот» в 8:24 (переведенное как «удивительные опусто­шения») и «ниплаот» в 12:6 (переведенное как «чудные проис­шествия»); 3) прекращение ежедневной жертвы (12:11, 12; ср. 8:11, 13). Эта третья часть вводится стилистическим оборотом «А ты, Даниил» (12:4).

Заключение главы (12:13) не укладывается в общую струк­туру. Оно вводится выражением «А ты», которое мы уже встре­чали в 4-м стихе. Повествование возвращается опять к Дании­лу. В заключительных словах содержится урок всей книги, име­ющий отношение не только к личной судьбе Даниила, но и к судьбе всего человечества.

1. Пришествие Михаила

Это — конец. Все говорит об этом: как форма, так и смыс­ловое значение слова. Последнее видение возвещает о стре­мительно надвигающихся событиях. Неистовая сила ощущает­ся уже в первом глаголе главы. «Восстанет» («амад»). Это


еврейское слово употребляется при описании боевых действий. Оно передает действие воина, который неожиданно появляет­ся из темноты и мгновенно поражает своего врага. Оно служит ответом на многочисленные агрессивные «амад» беззаконных вождей из одиннадцатой главы (11:2, 3, 4, 6-8, 11, 13-17, 20, 21, 25, 31) и оно является последним в своем роде. Это — «амад» решающей и окончательной победы. За ним следует относя­щееся к нему подлежащее «Михаил». Это имя звучит, как побед­ный возглас Израиля: «Кто как Бог!» Ответом на победу Наву­ходоносора, правителя Вавилона, о которой говорится в нача­ле книги, становится победа Михаила, «князя великого» (12:1) Иерусалима, которой книга завершается.

Эта победа является тем более яркой, что она возникает на фоне скорби и отчаяния, во «время тяжкое, какого не быва­ло с тех пор, как существуют люди» (12:1).

Мы не знаем, какова будет природа этих страданий, кото­рые предстоит перенести последним святым в истории челове­чества, так как ничего похожего ранее не случалось. Однако такое выражение встречается не только здесь. Оно употребле­но в Ветхом Завете шесть раз (ср. Ис. 33:2; Иер. 14:8; 15:11; 30:7; Пс. 36:39). Самое громкое эхо звучит в Книге пророка Иеремии, где еврейское выражение «время скорби» (или «бед­ственное время») встречается три раза из шести, и в частнос­ти, в тридцатой главе, где оно используется при описании не­обычного события:

«Не было подобного ему;

Это —бедственное время для Иакова...» (Иер. 30:7).

Здесь предсказывается плен Израиля вместе со всеми страданиями и тоской, которые будут его сопровождать. В Но­вом Завете то же самое говорит Иисус, когда, прямо ссылаясь на «пророка Даниила» (Мф. 24:15), Он употребляет выражения, напоминающие те, что содержатся в нашем отрывке:

«Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Мф. 24:21).


Если принять во внимание слова Даниила и Иисуса, то вре­мя конца должно напоминать время плена. Это время, когда ни Иерусалим, ни храм больше не могут обеспечить спасение, ибо Божье присутствие .прервалось. Еще пророк Иезекииль гово­рил о плене в таких словах, когда описывал видение об удале­нии престола Божьего (Иез. 10). Иудеям предстояло пережить молчание Бога. Народ Божий раздавлен сапогом Вавилона. Уже не на чем остановиться взгляду, чтобы укрепилась вера. Какое-то время людям кажется, что они докинуты. Бог кажется побеж­денным. Он исчез со сцены. История как будто свидетельству­ет в пользу слепых земных сил. Верующие присутствуют при полной победе царя зла, и они бессильны что-либо сделать. В это время многие задают себе вопрос: «Зачем?» У них возника­ют сомнения: «А может быть, они правы?» И в этот момент оди­ночества и страданий появляется искушение присоединиться к окружающей толпе. Впрочем, следует сказать, что это время благоприятно для великого объединения. Это — время кризи­са. Люди не чувствуют больше никакой опоры, не знают, за что им ухватиться. Горизонт закрыт. Небо пусто. Надеяться боль­ше не на что. «Время скорби».

И никогда еще эта картина не была настолько полной, как в -настоящее время. Если бы мы стали составлять список сим­птомов кризиса, то он получился бы очень длинным, но это не наше дело. Нам будет достаточно краткой и красноречивой сводки. Экологи183 и другие ученые, исследующие нашу плане­ту, бьют тревогу. Уже говорят о разложении природы и о бо­лезни деревьев. Вызывает страх мысль о том, что солнце все более и более приближается. Загрязнение воды и воздуха, ис­чезновение некоторых видов животных, новые болезни, пора­жающие людей, являются сейчас составной частью повседнев­ной жизни каждого человека.

Не проявляют оптимизма и экономисты. Цифры красноре­чивы, а прогнозы совпадают. Специалисты предсказывают та­кой спад, какого никогда раньше не случалось в истории. Он угрожает не только нашим кошелькам, но и капиталам всех пред­приятий. Процент безработицы растет с каждым днем. Три чет­верти населения мира умирает от недоедания, и это число


возрастает. В наших странах люди постепенно привыкают к таким сообщениям. Вид маленьких детей с распухшими" животами больше не трогает нас — до тех пор, пока они в большом коли­честве не ворвутся на нашу кухню.

Положение в политике тоже не радует. Конечно, все гово­рят о мире, и количество встреч на высшем уровне возрастает. Однако оружие сохраняется. И пусть у вас Не возникает иллю­зий. Великие державы продолжают готовиться к войне. Сохра­няется угроза ядерной войны: эта опасность сегодня серьез­нее, чем когда бы то ни было. В мире нет ни одного государст­ва, которое бы не было тем или иным образом вовлечено в какой-нибудь конфликт. По сути дела, чисто локальных конфлик­тов больше не существует. Любые политические действия по­лучают отклик на международной арене. Мы теперь связаны друг с другом прочнее, чем когда-либо раньше.

Что касается нравственного состояния нашего общества, то оно просто катастрофично. Преступления, изнасилования, наркомания, алкоголизм, СПИД обрушиваются сегодня на все слои населения. Ни одна школа, ни одна семья не может счи­тать себя в безопасности от этих ужасов. Вместе с тем фор­мируется новый тип людей, для которых успех в жизни — это все. Деньги и калькулятор стали хозяевами жизни. Даже уни­верситеты не избежали этого влияния. Для поэзии, мышле­ния, искусства, чувствительности, честности и воображения остается все меньше места. Сегодня ценится лишь успех в жизни. Идеальным человеком все чаще считается человек пре­успевающий и все реже — человек нравственный и способ­ный к сочувствию.

Короче говоря, внутри нашей цивилизации постепенно со­зревают всевозможные бедствия. Но пока еще люди могут есть досыта и прогуливаться по улицам Нью-Йорка. И телевидение без устали передает ободряющие речи. Что же касается при­роды, воды и воздуха, то и тут разница еще не очень заметна. И хотя наша цивилизация с каждым днем все глубже и глубже погружается в пучину, люди упорно стараются ничего не заме­чать. Те немногие, кто сознает опасность, бьют тревогу, но


на них не обращают внимания. «Серьезные» люди, то есть полити­ки и религиозные руководители, заявляют, что все в порядке, и народ засыпает, успокоенный и довольный.

Хуже всего то, что зло распространилось повсюду. Виде­ние Даниила носит космический характер и затрагивает каждо­го человека, живущего на земле. Ни одна страна, ни один ост­ров, ни один народ не останутся в стороне. Действительно, «вре­мя скорби».

2. Суд

Но если мы останавливаемся на этой трагической перспек­тиве, то это значит, что мы читаем Библию совсем не так, как следует. Потому что все тексты, в которых использовано выра­жение «время скорби», приводят к надежде. Эти слова всегда связаны со спасением.

Так, например, пророк Иеремия во время скорби предви­дит возвращение и спасение Израиля.

«Это —бедственное время для Иакова, Но он будет спасен» (Иер. 30:7).

Иисус видит пришествие Сына Человеческого:

«И вдруг, после скорби дней тех...

Явится знамение Сына Человеческого на небе»

(Мф. 24:29,30).

И для Даниила время скорби сменяется спасением свыше:

«Но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» (Дан. 12:1).

Как и в седьмой главе, происходит моментальный пере­ход от пришествия Михаила (Сына Человеческого) назад ко времени суда. Там тоже исследуются книги (ср. 7:10). Но в двенадцатой главе суд не ограничивается рамками небесной


сцены из седьмой главы. Теперь мы видим и его земную ста­дию. Суд означает, что будет приниматься конкретное реше­ние в зависимости от жизни людей, что история и жизнь име­ют свой смысл, что ни одно событие не исчезнет, как вода в песке, что все записано и подлежит оценке, значение которой вечно. Суд означает, что одним уготована вечная жизнь, а дру­гим — вечная смерть. Либо человек полностью уничтожается и от него не остается никакого следа, либо он изменяется ко­ренным образом. По-другому быть не может. Ключевая про­блема — это проблема смерти. Ее решение — это решение всех прочих проблем и ответ на все вопросы. Таким образом, суд приобретает космическое значение. Здесь нет места для компромисса в виде чистилища, находящегося между смертью и жизнью. Результатом преобразования является абсолютная жизнь. Нет больше места и для идеи бессмертия души, со­гласно которой тело находится здесь, а душа там. Спасение является всеобщим и совершится лишь в этот исторический момент — для всех и навсегда.

Это довольно смелое решение, так как верующий осозна­ет неизбежность реальной, настоящей смерти. Но ведь вслед за этим он приобретает более богатую, более надежную и ис­тинную жизнь!

Надежда, которую дает Библия, превосходит самые сме­лые мечты людей. Она не обещает какой-то неопределенный лучший мир, основанный на прахе и мраке доброй человечес­кой воли. Она возвещает новый мир звезд, которые будут си­ять всю вечность. Из темного праха — к яркой звезде. Про­шлое и будущее разделены бесконечностью. Мы можем лишь мечтать и предвкушать будущую радость. Но реальность пре­взойдет все наши представления. Как говорит апостол Павел:

«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).

3. Когда?

Слыша такую весть, человек, находящийся в глубине тьмы, может лишь вздохнуть: «Когда?» Вопрос встречается в тексте


дважды. Сначала он исходит из уст ангела, а второй раз — из уст Даниила, уставшего от страданий и ожидания.

Ответом на этот вопрос являются три периода времени. Первый из них нам уже знаком: «время, времена и полвремени» (12:7). Это — тот период, о котором уже говорилось в седьмой главе и который указывает на продолжительность угнетения свя­тых небольшим рогом. Мы уже выяснили, что этот период закан­чивается в 1798 году, когда угнетавшая власть оказалась боль­ше не в состоянии вредить. Похоже, что этот первый ответ ока­зался не вполне удовлетворительным, поскольку Даниил «не понял» (12:7), и возникла необходимость сформулировать во­прос более точно: «Что же после этого будет?» (12:8). Даниил желает знать больше, он желает знать время этого конца.

Два следующих периода охватывают примерного же вре­мя (1290 дней и 1335 дней) и связаны с первым периодом (1260 дней). Они служат ответом на недоумение, вызванное словами о первом периоде. Явная связь между этими периодами позво­ляет нам заключить, что они имеют одинаковую природу: как и 1260 дней, 1290 и 1335 дней следует понимать как соответству­ющее количество лет.

Более того, способ расположения в тексте периодов в 1290 дней и 1335 дней говорит о том, что эти два периода находятся в одной перспективе, и второй период удлиняет первый.

«Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней. Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трех сот тридцати пяти дней» (Дан. 12:11,12).

Если 1290 дней и 1335 дней начинаются одновременно (ког­да прекращается ежедневная жертва), то первый период за­канчивается через 1290 дней, а второй продолжается и дости­гает 1335 дней. Главное событие происходит по истечение 1335 дней. Это — последний упомянутый период. Это также един­ственный период, отмеченный чувством достижения цели пос­ле томительного и напряженного ожидания. Именно этот


период является подлинным и окончательным ответом на вопрос «Когда?» (12:6; ср. 12:8). Этот же вопрос был задан и в восьмой главе. Этот вопрос не только сформулирован в тех же самых еврейских словах «ад матай» (доколе?), но он так же связан с мотивом чудес («пелаот», 8:13,24) и употребляется в одинако­вом контексте диалога между двумя небесными существами (8; 13; ср. 12:6). И наконец, персонаж, задающий этот вопрос, предстает, если судить по одежде, как первосвященник, служащий во время Киппура, который является главней темой вось­мой главы. Все говорит в пользу того, что оба видения посвя­щены одному и тому же событию. 1335 дней » 2300 вечеров и утр отвечают на один и тот же вопрос, выражают одну и ту же обеспокоенность и, следовательно, приводят к одному и тому же времени конца, то есть к 1844 году.

В видении о 2300 вечерах и утрах Даниил видит время, которое начинается с 1844 сода как время небесного Киппура, в течение которого Бог производит суд над людьми и таким образом готовит будущее Царство.

В видении о 1335 днях Даниил видит то же самое время, но теперь его взгляд обращен на землю. Пророческий период связан с человеком, живущим на земле, который «достигает» этого времени, и счастье которого заключается в ожидании:

«Блажен, кто ожидает и достигнет...» (12:12).

Время, начавшееся в 1844 году, воспринимается здесь, на земле, не только как момент прибытия, но и как время ожи­дания и надежды. Именно такое настроение было у израиль­тян в день Киппура. Такими же чувствами ожидания и надежды проникнут знаменитый псалом праздника Искупления, «Из глу­бины»184.

«Надеюсь на Господа, надеется душа моя;

На слово Его уповаю.

Душа моя ожидает Господа

Более, нежели стражи —утра...

Да уповает Израиль на Господа» (Пс. 129:5-7).


На основе последних данных теперь представляется возмож­ным расшифровать предшествующие периоды, а заодно прове­рить результат «1844». Рассуждения здесь просты и формулиру­ются в математических понятиях. Если конечной точкой 1335 дней-лет является 1844 год, то для того, чтобы определить начальную точку 1335 дней-лет, нужно вычесть 1335 лет из 1843 лет (а не из числа 1844, которое включает и текущий год). В результате мы получаем 508 год н. э., что подтверждает 1798 год как окончание периода в 1290 дней (508+1290=1798). Согласно нашему тексту, это время указывает на момент, когда прекращается ежедневная жертва, а на ее месте устанавливается «мерзость запустения» (12:11; ср. 11:31). В Книге Даниила термин «мерзость опустоши­теля» служит для обозначения угнетающей власти (8:11, 13; 9:27; ср. Мф. 24:15; Мк. 13:14). Согласно пророчеству, это угнетение должно продолжаться «время, времена и полвремени», то есть 1260 дней-лет. Поскольку эти 1260 лет заканчиваются в 1798 году, то мы можем сделать вывод, что их начальной точкой является 538 год (1798-1260=538). Эти даты — 508, 538 и 1798 гг. — мы уже встречали, изучая пророчества (см. гл. 7).

В 508 году с помощью франкского короля Хлодвига (481-511) Церковь укрепляет свою политическую основу. Арианский лагерь, противостоявший Церкви и тормозивший ее развитие, был ослаблен, и после этого «папство могло в полной безопас­ности осуществлять планы утверждения собственной власти»185.

Но надо было ждать 538 года, когда последнее арианс-кое государство, все еще угрожавшее Церкви, было уничто­жено императором Юстинианом (527-565). Как и предсказы­вал пророк (Дан. 7:27), появление небольшого рога привело к падению некоторых царств, образовавшихся на развалинах Римской империи.

Наконец в 1798 году политическое могущество Церкви сломлено в результате целой цепи событий, которые привели к аресту, а затем и к высылке самого папы.

Что касается 1844 года, то надо признать, что и в этом случае пророчество точно исполнилось. Конечно, в отличие от


других дат, о которых говорилось выше, 1844 год не был отме­чен историей. Тогда не произошло никакой революции, не было никаких завоеваний, и даже не вышел никакой королевский указ. Этот год отсутствует в учебниках истории. Он не напоминает нам ни о чем из нашей школьной программы. Тем не менее, если верить Книге Даниила, это очень важная дата. Этот год отмечен усилением движения ожидания и надежды, движения одновременно межконфессионального и международного, ко­торое даже своим названием заявило о скором пришествии (адвентус) Бога186. Этот год отмечен и напряженными исследо­ваниями Книги Даниила, а именно пророчества, возвещающе­го о конце времени. Следует ли удивляться, что именно в 1844 году пророчество, возвещающее события 1844 года, было на­конец расшифровано?

Пророчество говорит, что именно с этого, года и начнется понимание. Даниил предвидел это. Ангел сообщил ему об этом. Только во время конца пророчество будет распечатано и будет понято (12:4, 9,, 10}. Когда пророчество исполняется, тогда мы можем его узнать, понять и поверить в него:

«И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется» (Ин. 14:29).

Именно для этого и даются все те даты, которыми разме­чена история: они служат вехами времени, ободряя и укрепляя нас в ожидании.

4. От ожидания к движению

Даниила теперь переполняет счастье ожидания. Он только что услышал ободряющие слова: «Блажен, кто ожидает и до­стигнет» (12:12), — и его уверенность возросла. Но этот свет­лый и сияющий горизонт, радующий глаз, так и останется для него лишь горизонтом. Его глаза увидят землю обетованную лишь издали, как раньше во время возвращения иудеев из пле­на; как Моисей увидел ее лишь с горы Нево (Втор. 34:1); как путешественник в пустыне видит мираж.

К сожалению таблица не получилась

 

Но Даниил понимает, что это не мираж. И это, может быть, единственное, что он понимает в этот момент: конец обяза­тельно наступит, хотя сам Даниил его никогда и не увидит. Вся его жизнь была ожиданием. Находясь в плену, он ожидал воз­вращения; вдохновленный видением, он ждал его исполнения. Ожидание — это существенная часть его пророчеств. Проро­чества даже предусматривают ожидание. И это ожидание не будет напрасным, оно завершится исполнением предсказанно­го события.

Вселив в Даниила уверенность, ангел вдруг делает стран­ное для Даниила заключение: «А ты иди к твоему концу» (12:13а). Книга пророка Даниила заканчивается трагически, заканчива­ется абсурдом. Но, что любопытно, этот конец не предполагает пассивного ожидания, подобного какой-то гнетущей и безра­достной фатальности. Напротив, ожидание описано как счас­тливый и радостный путь.

Счастье (блаженство), о котором говорится в 12-м стихе, имеет динамический характер. Слово, передающее идею счастья, «ашрей» (блажен, кто), происходит от еврейского «ашар», буквально означающего «идущий».

Ожидание Даниила имеет ту же самую природу, что и ожи­дание тех, кто будет ожидать в последний час. Весьма знаме­нательно, что конец Даниила (12:13а) связан с «концом дней» {12:136): в обоих случаях употреблено одно и то же еврейское слово «кец». Обращение ангела выходит за рамки личности Да­ниила и становится всеобщим; от «А ты, Даниил» (12:4, 9) оно расширяется до «А ты» (12:13а). Через Даниила эти слова ад­ресованы всему человечеству. «Идти к своему концу» может лишь тот, кто за этим частным концом видит конец всемирной истории. Еврейский текст содержит игру слов: на «восстанет», относящееся к Михаилу, эхом откликается «восстанешь», отно­сящееся к воскрешенному. В обоих случаях употреблен глагол «амад» (12:1, 13).

Даниил идет, потому что он ожидает, потому что он видит конец пути Таков парадоксальный урок всей Книги Даниила. Он имеет большую ценность для всех, кому угрожает смерть: для людей нашей цивилизации, которые не видят горизонта; для отчаявшихся, которым больше нечего ждать; для всех ус­тавших ждать. Это древнее и глубокое стенание, звучащее в каждом человеке и живущем на земле с момента грехопадения, это стенание, которое с каждым днем становится все сильнее, это стенание, зовущее к чему-то иному, — именно оно придает смысл нашему пути.

1. Какие симптомы характерны для последних дней чело­веческой истории?

2. Каково единственное решение проблемы смерти и про­блемы человеческих страданий?

3. Что означают три периода (1260, 1290, 1335), приво­дящие ко времени конца?

4. Какая связь существует между событием, которое до­лжно наступить в конце 1335 дней, и событием, которое должно произойти в конце 2300 вечеров и утр?

5. Как пророк Даниил понимал «ожидание»?

 


Литературная структура главы 12

I. Пришествие Михаила (12:1а)

«В то время» (12:1а)

великий Вождь, Защитник Израиля

• время скорби

II. Суд (12:16-3)

«В это время» {12:16)

открытые книги

• воскресение

III. Когда? (12:4-12)

«А ты, Даниил» (12:4)

«время, времена и полвремени»

• тысяча двести девяносто дней

• тысяча триста тридцать пять дней

IV. От ожидания к движению (12:13)

«А ты» (12:1 За)

конец Даниила

• «конец дней»

 

Hosted by uCoz