Глава 5
ПИШУЩАЯ РУКА
От смиренной
хвалебной молитвы Навуходоносора мы сразу переходим к высокомерной и заносчивой
профанации Валтасара. Навуходоносору, одинокому, несчастному, еще испачканному
в грязи, но прославляющему Бога, противопоставлен Валтасар, окруженный
«тысячью вельмож своих» (5:1), восседающий
на троне и пьющий за свою собственную силу. Такой яркий контраст между двумя
царями создан намеренно. Оба они — гордые языческие цари, не допускающие мысли,
что господству Вавилона может прийти конец. И в жизни каждого из них
исполняется пророчество, поражающее их как Божий приговор. Однако развязка в
каждом случае своя, и эти две судьбы противостоят друг другу. Похоже, что Валтасар
сознательно стремился делать все не так, как Навуходоносор.
Валтасар,
конечно, очень хорошо знал великого царя, который, согласно древним летописям,
умер в 562 году до Р. Хр. Валтасар, которому тогда было двадцать шесть лет, уже
был главнокомандующим вавилонской армией85. Описываемые здесь
события происходили накануне взятия Вавилона Киром, то есть в 539 году до Р.
Хр. К этому времени чуть больше двадцати лет прошло после смерти
Навуходоносора.
Валтасар был внуком
Навуходоносора по материнской линии. В данной главе отношения родства между
этими двумя
людьми
упоминаются семь раз (5:2, 11, 13, 18,
22). Валтасар, несомненно, помнил своего знаменитого деда.
1. Тост царя
С самого начала поведение
Валтасара связано с этими воспоминаниями. И своими действиями он словно
стремится досадить Навуходоносору. Он приказывает принести сосуды, которые
его дед забрал из иерусалимского храма, и использует их для питья (5:2). Почему
именно эти сосуды, а не какие-нибудь другие? Этим поступком Валтасар
свидетельствует о своем желании переделать историю. Он напоминает о завоевании
Иерусалима, которое будто бы является доказательством превосходства
вавилонского бога над Богом Израильским. Продолжение рассказа подтверждает это
намерение: «Пили вино и славили богов золотых и серебряных, медных, железных,
деревянных и каменных» (5:4).
Любопытно, что здесь
перечисляются те же самые металлы, из которых был сделан истукан, которого
Навуходоносор видел во сне; причем они перечисляются в том же самом порядке.
Валтасар, провозглашая тост, как будто нарочно стремится противоречить своему
деду. Если в истукане металлы символизировали земные царства в порядке снижения
ценности и на пути к исчезновению, то поступок Валтасара направлен на то,
чтобы их обожествить и превознести. Таким образом Валтасар показывает свое
несогласие с дедом и с помощью смелых и зрелищных действий желает дать своим
вельможам яркий урок религиозного национализма.
Такая позиция находит свое
объяснение прежде всего в историческом плане. Отец Валтасара Набонид,
происходивший из вавилонских жрецов, известен своим стремлением восстановить
все священные места и вновь ввести старые обряды. Так же и позиция Валтасара
направлена на восстановление культа, который Навуходоносор отверг в свое
время.
Набонид в это время еще жив, и
его влияние в значительной степени определяет рвение его сына. Согласно одному
из
вавилонских
историков86, Набонид, обосновавшись в Тейме (на западе), доверил
управление Вавилоном своему сыну, который управлял, видимо, в качестве регента.
И если этот пир не что иное, как церемония интронизации Валтасара87,,
то тем более знаменательным является этот поступок, официально открывающий его
царствование.
Это желание
пить во славу вавилонских богов из сосудов, принесенных из иерусалимского
храма, означает гораздо больше, чем простое стремление к реформации. Оно
направлено именно против этого Бога. Среди принадлежностей многочисленных
культов, представленных в его храме, он выбирает именно иерусалимские.
Страсть, с которой он стремится к осквернению именно этих предметов,
показывает его личное отношение к Богу евреев.
Валтасар
испытывает неприязнь к этому Богу, потому что ощущает угрозу с Его стороны. В
глубине души он осознает, что это и есть истинный Бог. Он хочет уничтожить
истину, потому что она его мучает. «Он оскверняет то, что его пугает»88.
И он действует не по глубокому убеждению. Им движет скорее смутное ощущение
своих заблуждений и своей слабости, с которыми он не желает смириться. Именно
так совершаются преступления на религиозной почве. Человек убивает не потому,
что обладает истиной, но потому, что в глубине души он ощущает угрозу, исходящую
от истины, которой обладает другой человек и которую он сам отказывается
принять. Убийство становится средством придать себе уверенность. Оскверняя священные
предметы, человек хочет показать, что на самом деле они не являются священными,
и тем самым он оправдывает их осквернение.
Профанация — это один из способов доказать свою правоту путем зла и
насилия, способ спровоцировать Бога и бросить Ему вызов. Увы, слишком часто
Бог не отвечает на такой вызов, и Его молчание, кажется, поощряет разного рода
палачей и инквизиторов. Но в случае с Валтасаром было не так. Бог, вопреки
ожиданию, принял вызов.
2. Надпись на стене
Неожиданно, прямо напротив
лампады, в хорошо освещенном месте, появляется рука и пишет страшные слова на
стене, покрытой белой известью (5:5). Это упоминание о лампаде и об извести на
стене сделано намеренно, чтобы подчеркнуть, что это видение не могло остаться
незамеченным. Лучшего места невозможно было выбрать. Рука и появляющиеся буквы
усиливают впечатление. Валтасар полностью теряет самообладание. Им овладевает
страх, он меняется в лице. В этом месте можно заметить тонкую иронию: после
упоминания о белой извести автор сразу же говорит о бледнеющем лице. Сцена
представляет собой гротеск: царь только что наслаждался своим величием, а
теперь «связи чресл его ослабели, и колена его стали биться одно о другое»
(5:6). Царь весь в страхе, это заметно и это естественно. Царь начинает кричать
— и это крик страха и ужаса. Царь зовет на помощь знатоков магии.
Надпись закончена, рука исчезает.
Остаются только слова — дантовское свидетельство работы руки. Теперь эти слова
приковывают внимание царя.
К несчастью, никто из мудрецов не
может ни прочесть, ни объяснить надпись. Молчание астрологов является тем более
зловещим, что они не оправдали надежд царя. Это молчание весьма знаменательно.
После этого впервые говорится, что «Валтасар чрезвычайно встревожился» (5:9).
Он понимает, что значит это молчание. Оно означает, что эта тайна находится за
пределами возможностей человеческой магии. Но Валтасар «чрезвычайно
встревожился» еще и потому, что такой ход событий ему знаком. Он вспоминает
случай, когда Навуходоносор тоже обратился к астрологам, но безрезультатно.
Только Даниил, слуга Бога Израильского, смог объяснить тайну. Валтасар смутно
осознает, что находится сейчас в таком же положении, в каком оказался в свое
время его дед. Снова Бог Израилев дает почувствовать Свою силу. Валтасар
охвачен страхом.
3. Упрек царицы
В этот момент входит царица. В
странах древнего Ближнего Востока этикет предусматривал очень строгие правила
относительно доступа к царскому двору. Никто не рискнул бы предстать перед
царем, не получив предварительного официального приглашения. Пример Есфири
показывает, что даже для супруги царя это было весьма рискованно (Есф. 2:11, 16).
Царица, о которой здесь
говорится, по-видимому, не была супругой Валтасара. В пользу этого
свидетельствует и ее хорошее знакомство с эпохой Навуходоносора. Она не могла
быть и матерью Валтасара, супругой его отца Набонида, чьим соправителем он
являлся, поскольку Набонид жил далеко от Вавилона, в Тейме. Что касается
матери Набонида, то она умерла еще на девятом году его правления, в 547 году до
Р. Хр.89.
Судя по всему,
это была супруга самого Навуходоносора, которую Геродот отождествляет с
Нитокридой.
Эта царица, присутствие которой
вызывало у придворных воспоминание о ее муже, покойном царе, внушала к себе
глубокое уважение. Почитание к ней было настолько сильным, что она могла
позволять себе приходить к царю в любое время. Библейские тексты
свидетельствуют, что мать царя обычно имела большое влияние даже в
политических вопросах (3 Цар. 15:13;4Цар.
11:1-3; 24:12; Иер. 13:18).
При виде ее
Валтасару приходится все-таки вспомнить того, о ком он хотел забыть. И царица
затрагивает в нем живую струну. Три раза в одной и той же фразе она упоминает
о родственных отношениях между Навуходоносором и Валтасаром: «во дни отца
твоего... царь Навуходоносор, отец твой... сам отец твой, царь» (5:11). Она как будто угадала
затруднение Валтасара. Царица говорит о прошлом, о том, что мучает и терзает
Валтасара, а именно о религиозном опыте Навуходоносора. И, конечно же, она
говорит о Данииле и о его Боге: «Есть в царстве твоем муж, в котором дух
святого Бога» (5:11).
4. Валтасар
призывает Валтасара
Свидетельство царицы не оставляет
Валтасару выбора. Он вынужден позвать Даниила. Впрочем, он мог бы сделать это и
раньше, ведь Даниил — один из мудрецов царства; среди астрологов страны он
пользуется исключительной репутацией. Валтасар не мог его забыть; к тому же он
носит одинаковое с ним имя. Об этом напомнила ему и царица (5:12). Отсутствие Даниила нельзя объяснить его преклонным
возрастом (ему уже восемьдесят пять лет). Напротив, когда дело касается мудрости,
то возраст является преимуществом. Если царь не позвал Даниила, то именно
потому, что стремился во что бы то ни стало избежать встречи с ним. Валтасар
боялся Валтасара.
Интересно заметить, что царь,
обращаясь к нему, не называет его вавилонским именем, как можно было бы
ожидать. В Книге пророка Даниила вавилонский монарх или чиновник, обращаясь к
евреям, всегда называет их вавилонским именем. Здесь же мы имеем совершенно
особый случай для всей Книги Даниила. Царь называет его еврейским именем
(5:73), совсем не упоминая о вавилонском имени. «Ты ли Даниил, один из пленных
сынов Иудейских, которых отец мой — царь привел из Иудеи?» (5; 13). Валтасар хочет показать, что не
признает вавилонского имени. Это лицемерие обусловлено его смятением90.
Хотя Валтасар делает вид, что
забыл Даниила и религиозный опыт своего деда, тем не менее он не упускает
случая напомнить Даниилу о его происхождении: «один из пленных сынов
Иудейских, которых отец мой — царь привел из Иудеи?» [5:13). Любопытно, что по этому случаю Валтасар вспоминает и о
Навуходоносоре. Речь Валтасара напоминает вступление Книги Даниила (1:2). Поступая таким образом, Валтасар
выражает свое мнение о превосходстве вавилонских богов над Богом Израилевым.
Повторяя слова царицы (5:11), он,
однако, опускает прилагательное «святой», которое она употребила по отношению
к Богу Даниила. Эта игра в забвение и напоминание хорошо показывает состояние
духа Валтасара, вспоминающего в угоду своей гордости только то, что ему хочется
помнить. Вынужденный искать помощи у человека, которого он презирает, он
всетаки
стремится быть хозяином положения. Он подкупает Даниила. Золотая цепь и
высокое положение в государстве — вот цена, которую он готов заплатить. Таким
образом, он не только ставит себя на место Бога (он и его деньги должны
определить ответ свыше), но и присваивает себе это место. Подкупая Даниила,
Валтасар воображает, что ему будет легче использовать пророка для достижения
своих целей. Это своего рода заклинание (возможно, используемое бессознательно)
против приговора, который он угадывает и которого боится, попытка умилостивить
Бога, Которого он только что оскорбил.
5. Упрек пророка
Царь слышит из
уст Даниила резкое обличение. Прежде Даниил говорил, проявляя такт и уважение (1:8, 9; 2:14; 4:16), а теперь даже
голос его звучит сурово. Он наотрез отказывается от предложения царя. «Дары
твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому» (5:17). Даниил понял мотивы Валтасара и хочет иметь полную
независимость от царя в своих действиях и, прежде всего, в истолковании
надписи. Но гнев Даниила обусловлен не только этим последним эпизодом. Вина
Валтасара значительно серьезнее, чем эта неудачная попытка подкупа. Даниил
знает, что Валтасаар понимает свою вину: «И ты, сын его Валтасар, не смирил
сердца твоего, хотя знал все это» (5:22).
Теперь становятся понятными
желание Валтасара забыть прошлое и его неприязнь к Богу Израилеву. В глубине
души он осознает истину, и поскольку эта истина беспокоит его и обязывает к
определенным поступкам, он стремится ее забыть. Он знает, что Бог Израилев —
это истинный Бог, и поэтому прилагает все усилия, чтобы Его унизить. На самом
деле его добровольное и упорное забвение и его святотатство, направленное
против Бога Израилева, свидетельствуют, как это ни парадоксально, о его вере в
этого Бога. И именно его личные опыты с Богом делают его несправедливость столь
серьезной. «Но вознесся против Господа небес» (5:23). Человек не возносится
против кого-то, в кого он не верит. В конце речи говорится в еще более явной
форме о личных отношениях Валтасара с Богом: «А Бога, в руке Которого дыхание
твое и у Которого все
пути
твои, ты не прославил» (5:23). «Рука» и «дыхание», упомянутые в одном
предложении, ассоциируются с Божьим творением, ведь именно Бог создал Своей
рукой человека (Пс. 118:73;
Ис. 41:20) и вдунул в него дыхание жизни
(Быт. 2:7). Такая ассоциация
характерна для языка Библии:
«Кто во всем
этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? В Его руке душа всего живущего
и дух всякой человеческой плоти» (Иов 12:9,
10; ср. 34:14, 15; Пс. 103:28-30).
Хуже всего, что
Валтасар, хотя имел необходимое знание (см. 5:22), заменил поклонение
Богу-Творцу поклонением идолам из металла и камня, которые не имеют никакого
знания (см. 5:23). Эти два поступка тесно связаны между собой. Для человека,
отвергающего Бога-Творца, естественным становится поклонение идолам, так как
идол — это произведение его собственных рук и отражение его собственного
образа. Отказываясь верить в Бога-Творца, человек делает объектом поклонения
самого себя, свое благосостояние, свои удовольствия, свою работу и ее
результаты.
Этот диагноз
подходит и к нашей современной идолопоклоннической культуре. Деньги,
удовольствия, телевизор, вещи заменяют Бога, и это неизбежно, потому что
человек заменил Бога. Отвергая Бога-Творца, современный человек становится таким
же идолопоклонником, какими были древние язычники. Подобно Валтасару, человек
думает, что он возвысился над религией отцов. Человек превозносит свой разум,
попирает все святое и насмехается над наивностью тех, кто продолжает веровать.
Но на самом деле такой человек оказывается в одном ряду с Валтасаром,
восхваляющим идола, которого он сам себе и сотворил.
Такое поведение возмущает
Даниила. Он сначала произносит длинную обличительную речь вместо того, чтобы
сразу приступить к истолкованию надписи, для объяснения которой и был позван. В
этом поступке Даниила проявляется его превосходство над прочими придворными
мудрецами и астрологами. Несправедливость царя и его отношение к жизни гораздо
больше волнуют пророка, чем разгадка тайны.
6. Значение надписи
Сам грех Валтасара является
ключом к пониманию тайны. Рука, появившаяся на стене, есть не что иное, как
напоминание о руке, дающей дыхание жизни. «Бога, в руке Которого дыхание
твое... ты не прославил. За это и послана кисть руки...» (5:23, 24). Теперь
страх царя усилился. Он боится не только потому, что видел пишущую руку, но и
потому, что эта рука напоминает о Том, Кого он хулил и стремился игнорировать.
Эти две мысли, соединенные вместе, ужасают. Странная рука, которую Валтасар
воспринимает как угрозу, — это знак его греха, знак забвения руки Божьей. Вот
первый урок явления руки: грех наказывает сам себя.
Эта истина становится еще более
определенной, когда рука начинает писать. В Библии образ пишущей Божьей руки
обычно связан с идеей суда. Книги, написанные Богом (Дан. 7:10; ср. Исх. 32:33;
Откр. 3:5; 21:27}, как и Закон, начертанный рукой Божьей и помещенный в
ковчег завета (Исх. 13:18; Втор. 10:5), являются
составной частью судебной процедуры. В русле этой же традиции находится и
новозаветный рассказ о том, как Иисус писал на песке обличение обвинителей
женщины, пойманной в прелюбодеянии (Ин.
8:6).
Еще не понимая содержания
надписи, Валтасар уже сознает, что эта рука пишет его приговор. Страх
Валтасара становится сильнее. Эта рука не только напоминает о руке Творца, она
еще и пишет: Творец выносит приговор. Только Тот, Кто знает все тайники души,
поскольку Он Сам ее сотворил, Кто знает все сокровенные мысли и видит ложное
забвение, только Он может вынести приговор. Не удивительно, что в Библии две идеи
— идея творения и идея суда — исходят из одной мысли:
«Господи! Ты испытал меня и знаешь.
Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю;
Ты разумеешь помышления мои издали...
Ты устроил внутренности мои,
И соткал меня во чреве матери моей...
Не сокрыты были от Тебя кости мои...
Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое;
Испытай меня, и узнай помышления мои» (Пс. 738; ср.
Опер. 14:7).
Надпись на
стене не поддается прочтению, что еще больше усиливает страх Валтасара. Зная,
что это слова Творца и Судьи, Валтасар весьма обеспокоен тем, чтобы понять их
смысл.
Первая трудность заключается уже
в том, что арамейская письменность не имела букв для обозначения гласных
звуков, о чем мы можем судить по древним надписям. Чтобы прочесть подобный
текст, сначала нужно было знать его
смысл. На эту взаимозависимость чтения и понимания дважды указывается в тексте
(5:5, 17). Если добавить к этому, что
и пропуски между словами обычно отсутствовали, то становится понятным, насколько
сложным было такое чтение. Чтобы создать представление об этом, мы напишем
этот текст в русском переводе без гласных и без пропусков между словами:
С Ч
С Л Л С Ч С Л Л В З В Ш Н РЗ Д Л Н
Этот текст невозможно понять,
если только не прочесть его предварительно с гласными или не получить
информацию о его содержании от автора. Вот почему ученые-халдеи потерпели
неудачу. Только откровение от Того, Кто написал эти слова, от Того, Кому
принадлежала эта рука, могло дать возможность прочтения.
Но даже вместе с гласными слова остаются странными и лишенными смысла.
«МЕНЕ МЕНЕ ТЕКЕЛ УПАРСИН». Речь идет о мерах веса. МЕНЕ (мина - 600
г), ТЕКЕЛ (сикль — 10г), УПАРСИН (полмины — 300 г). Эта весть прежде всего
ассоциируется с криком продавца на рынке, предлагающего покупателям различный
товар по весу. Уже на этом уровне Валтасар может понять намек: это распродажа
товара и, следовательно, конец торговли. История свидетельствует, что
нововавилонские цари наряду с управлением государством постоянно занимались и
торговлей91. В Вавилоне
продавать
и покупать было в порядке вещей. Сам Валтасар был известен как торговец
шерстяной одеждой. Торговец Валтасар вполне мог понять сообщение, в котором
говорилось о мерах веса, сообщение, для него означавшее, что он находится на
самой нижней ступеньке лестницы и что его торговля закончена.
Даже если
Валтасар и не понимает полностью смысла данного намека (так как самым глухим
является тот, кто не желает слышать), то, по крайней мере, он будет вынужден
понять объяснение Даниила. Обыгрывая этимологию каждого слова (классический
библейский метод)92, Даниил придает сообщению ясный смысл.
МЕНЕ происходит от корня, означающего «считать», «назначать»,
«определять». Этот же корень встречается в первой главе, когда речь идет о
пище, которую «назначил» царь {1:5). Мы
уже отметили, что в Библии это слово употребляется исключительно по отношению
к Богу-Творцу, Который контролирует и определяет ход истории. Знаменательно,
что корень слова «мене» мы находим также в имени вавилонского бога судьбы
«Мени» (Ис. 65:11). Это слово
встречается и в арабском языке в форме «манье» со значением «неизбежность»,
«судьба». Таким образом, Валтасар сравнивается с товаром, количество которого
достигло установленной меры; и для него это означает конец.
ТЕКЕЛ происходит от корня, означающего
«взвешивать». Используемый здесь образ относится к сфере торговли. Валтасар
«взвешен на весах» (5:27) как обычный товар, и его вес оказывается
«недостаточным» (дословный перевод слова «ха-сир»). Эта весть звучит как
обличение в мошенничестве и требует вмешательства правосудия. Слова
«взвешивать» и «весы» относятся также и к юридическому языку. Именно такой
образ ассоциируется с Божьим судом как в Библии, так и в странах древнего
Ближнего Востока93:
«Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены» (1Цар.2:3).
«Пусть взвесят меня на весах правды» (Иов 31:6).
Для
Валтасара такие слова означают приговор и осуждение.
УПАРСИН происходит от корня, означающего «дробить», «разбивать».
Это слово часто встречается в Библии в контексте насилия и жестокости. «А
кости их ломаете и дробите [прс]» (Мих.
3:3). Хищная птица гриф называется по-еврейски «перес» (Втор. 14:12), поскольку она раздирает свою жертву на куски (прс).
Валтасар здесь сравнивается с товаром, который попадает в чужие руки и
разрывается на части. На эту участь указывает и множественное число слова
«упарсин» (только оно употреблено во множественном числе во всей надписи),
предполагающее, что выгоду от этого получат многие, — в данном случае мидяне
и персы. В звучании слова «прс» угадывается и намек на персов. Для Валтасара
это означает ограбление, разделение на части и переход под владычество персов.
После слов
Даниила фатальный исход стал явным. Каждое отдельное слово несет свою весть о
конце. «Мене» говорит о конце через идею завершения, «текел» — через идею
недостатка, а «упарсин» — через идею распада на части.
Помимо
смыслового значения, мы ощущаем поэтическое звучание всех слов надписи в ее
строгом четырехтактном ритме.
Вся надпись
состоит из четырех слов, что достигается повторением одного из них (мене); и
каждому слову надписи соответствует толкование, также состоящее из четырех
слов.
Текст надписи: 4 слова
Объяснение слова «мене»: 4 слова
Объяснение слова «текел»: 4 слова Объяснение
слова «упарсин»: 4 слова
Если мы знаем
значение числа четыре в Книге Даниила, то у нас, естественно, появляется мысль,
что оно используется здесь не только в риторических целях. Мы видели, что
истукан,
которого
Навуходоносор видел во сне, состоял из четырех металлов, символизировавших
четыре царства, которые должны были следовать одно за другим до самого конца.
В седьмой главе Книги Даниила мы снова встретим эту схему четырех царств,
представленных четырьмя животными. Внебиблейская литература тоже использовала
такой символический язык. Древние оракулы Персии и Вавилона94 часто
упоминали о четырех царствах, следующих друг за другом, хотя и не всегда
называли те же самые царства. Такой способ выражения был распространен на
древнем Ближнем Востоке. Пятого царства не было. Число четыре передает идею
ограниченности времени существования земных царств и, таким образом, несет
весть о конце.
Вероятно, для
Валтасара число четыре было еще и намеком на четырех царей, правивших после
Навуходоносора. Это:
Амел
Мардук (562-560)95, Нериглиссар96, Лабаши Мардук (556) и,
наконец, Набонид (556-539), соправителем которого был Валтасар. Лишь четыре
царя должны были править после Навуходоносора. Валтасар понимает: это число
означает, что у него нет будущего. Божья весть, ее истолкование и поэтическое
оформление адресованы не только к разуму, но и к чувствам. Смысл этой вести
совершенно ясен.
7. Смерть царя
Заключительная часть этой истории
коротка, но богата событиями. Все заканчивается за несколько часов. Сам Валтасар
убыстряет ритм, стремясь скорее все сделать. У него уже нет выбора. Поспешность,
с которой он воздает почести Даниилу, обусловлена не чувством признательности и
не стремлением сдержать данное слово. Неприятельские войска уже у ворот.
Валтасар осознает, что его царство в опасности и конец неизбежен.
История заканчивается на иронической
ноте. После того как он все потерял, он теперь расположен всем делиться, в том
числе и своей царской властью. Даниил одет в багряницу — символ царского
достоинства (Есф. 8:15)97 —
и становится третьим после Валтасара и Набонида правителем царства. Что
касается
золотой цепи, то здесь речь идет о царской медали — высшем знаке отличия,
которую носили только в присутствии царя.
Если Даниил и принимает теперь
все эти почести, от которых он раньше отказывался, то это происходит не
потому, что он передумал, а потому, что при теперешнем положении вещей эти
царские подарки больше ничего не значат.
В следующие несколько часов
пророчество Даниила исполняется. Вавилон захвачен, а Валтасар убит. Новый царь
Дарий Мидянин сменяет его на троне.
Среди клинописных документов,
повествующих о падении Вавилона, есть и «Летопись Набонида», которая
подтверждает наш рассказ:
«Гобрий,
правитель Гутиума, и армия Кира вошли в Вавилон без боя. После этого Набонид
был арестован в Вавилоне, когда он туда вернулся...
В месяце архшамму,
в третий день,
Кир вступил
в Вавилон. Гобрий, его правитель, поставил местных правителей в Вавилоне»98.
Вавилонский
текст не упоминает о Валтасаре, который был всего лишь князем-регентом, но
обращает все внимание на Набонида, официального обладателя короны. Тот факт,
что во время взятия Вавилона он отсутствовал и был взят в плен лишь после
возвращения, еще раз подтверждает существование князя-регента в Вавилоне.
Из этого
текста мы также узнаем, что одним из первых действий нового правителя Вавилона
было назначение местных правителей, что соответствует и рассказу Даниила (6; 1).
Похоже, что
Гобрий, о котором идет речь в данном тексте, не кто иной, как наш Дарий. Имя
«Дарий» — это почетный титул, означающий: «Держащий скипетр», и Гобрий вполне
мог его принять как царственное имя.
Согласно
древним летописям, Гобрий умер через год и три недели после падения Вавилона. В
этом случае становится понятным, почему Кир принимает титул царя Вавилона лишь
годом позже", и почему в Дан. 6:28 о
нем говорится как о непосредственном преемнике Дария. Гобрий, то есть Дарий Мидянин
и царь Кира, правил Вавилоном всего лишь год, что объясняется в Книге Даниила
его старым возрастом — когда он начал править, ему было шестьдесят два года (5:31). В этом и ключ к пониманию того,
почему Даниил упоминает лишь о первом годе Дария (Дан. 9:1).
Пятая глава является стержневой в
Книге Даниила, так как в ней происходит переход от одной власти к другой, от
Вавилона к Мидо-Персии — первое исполнение пророчества (гл. 2). Как и его дед Навуходоносор (гл. 3), Валтасар не хотел признать эту истину и в своем гордом
упорстве держался за идею вечного Вавилона. Им обоим было дано грозное
предсказание свыше:
Навуходоносору
— семь лет отлучения (гл. 4),
Валтасару — надпись на стене. И они смогли своими глазами увидеть исполнение
слов пророка. Их личный опыт стал подтверждением истинности пророческого
слова. В судьбе Валтасара, самого непокорного из двух царей, соединяются два
пророчества: он видит в своей жизни исполнение древнего пророчества об истукане
и современного ему пророчества, написанного рукой на стене.
1.
Какое отношение Валтасара к Богу проявляется в его поведении?
2.
Какая царица упрекает Валтасара?
3.
Что символизирует рука, пишущая на стене?
4.
Что означают слова, написанные на стене?
5.
Каков литературный ритм надписи и о чем он говорит?
Литературная структура главы
5
А.
Тост царя (5.7-4)
• Прославление царя
• Принижение Бога
Б.
Надпись на стене (5:5-9)
В.
Упрек царицы (5:10-12)
•
Напоминание о Навуходоносоре
• Напоминание о Данииле
Г.
Валтасар призывает Валтасара (5:13-16)
•
Гордость царя
• Обещание подарков
В 1.
Упрек пророка (5:17-24)
•
Напоминание о Навуходоносоре
• Забвение царя
Б1.
Значение надписи (5:25-28)
А1.
Смерть царя (5.29-37)
• Царь убит
• Даниил прославлен