Глава первая: Введение

ПОБЕДА ВАВИЛОНА

Книга пророка Даниила начинается трагическим сообще­нием: Вавилон начинает войну против Иерусалима.

«В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, при­шел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и оса­дил его» (Дан. 1:1).

Автор описывает не только конфликт местного значения — столкновение двух исторических государств, — но использует эти события и как символ великого космического противоборства. Такое понимание текста, подсказанное классической ассоциацией «Вавилон — Иерусалим», сразу же подтверждается упоминанием о Сеннааре (1:2). Это древнее, мифическое название Вавилона, которое мы встречаем в рассказе о вавилонской башне (Быт. 11:2).

С самых древних времен Вавилон обычно символизиро­вал в Библии силы зла, которые противостоят Богу и хотят при­своить себе Его права и Его власть. Достаточно лишь вспом­нить о строительстве вавилонской башни.

Книга Бытия 11:1-9 сообщает нам о том, как вскоре после потопа первые поколения людей, говоривших на одном языке, решили построить башню, чтобы достичь неба. Далее говорит­ся, что Бог сошел на землю и смешал языки, в результате чего строительство прекратилось. Слово «Вавилон» произошло от


еврейского слова «балал», означающего «смешивать» (Быт. 11:9). Таким образом, в памяти древнего народа Божьего Ва­вилон сохранился как символ стремления сотворенных существ захватить власть, принадлежащую Творцу.

Позднее пророки вернулись к этой теме. Это произошло в тот момент, когда угроза Иерусалиму со стороны Вавилона стала очевидной.

«Ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского, и скажешь:

...А говорил в сердце своем: "взойду на небо, Выше звезд Божиих вознесу престол мм... взойду на высоты облачные, Буду подобен Всевышнему"» [Ис. 14:4,13,14;ср.Иер.50:17-40;Иез.31).

Описывая конкретное противоборство вооруженных сил Ва­вилона и Иерусалима, пророк дает нам услышать звуки еще од­ной битвы, битвы другого порядка и другого масштаба. Этот под­ход устанавливается с самого начала книги. Всю Книгу пророка Даниила, начиная с первой главы, следует читать в этом ключе.

1, Переселение (1:2)

Уже само по себе переселение иудеев представляет со­бой узурпацию власти со стороны Вавилона. Народ Божий и священные сосуды из храма становятся теперь собственностью Навуходоносора.

«И предал Господь в руку его [Навуходоносора] Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов Дома Божия» (Дан. 1:2).

Чтобы понять, насколько трагичны эти слова, их нужно рас­сматривать в историческом контексте.

Давайте мысленно перенесемся в 605 год до Р. Хр40. Иеру­салим, столица Иудейского царства, взята халдеями, а ее


жителей переселяют в Вавилон. Немногим более ста лет назад (722 г. до Р. Хр.) подобная участь постигла братское Северное царство, захваченное ассирийцами (4 Цар. 17:4-23), после чего из бывшего великого царства Давида лишь Иудейское госу­дарство продолжало сохранять независимость.

Вскоре после смерти Соломона царство Давида вследст­вие восстания оказалось разделенным на две части. Десять колен Севера образовали государство, называвшееся Израиль. А три колена Юга (Иуда, Вениамин и Левий) объединились в государство, называемое Иуда.

Следствием раскола стали случавшиеся время от времени братоубийственные войны между этими двумя царствами. А в целом история Израиля и история Иуды имеют много общих черт. Зажатые между двух сверхдержав той эпохи (Египет — на юге, а на севере и на востоке — Ассирия, на смену которой потом пришел Вавилон), как Израиль, так и Иуда часто пыта­лись объединиться с южной державой, чтобы противостоять северной. В конце концов оба государства постигла одна участь, причем события развивались по сходному сценарию. Заключе­ние союза с югом ускорило их падение.

В Израиле царь Осия попытался вступить в союз с Егип­том, чтобы избавиться от ассирийского ига. Последовало вторжение ассирийских войск, ставшее для Израиля катас­трофой. Вся территория Северного царства была захвачена, царь Осия был арестован, закован в кандалы и брошен в тюрьму (4 Цар. 17:4). Столица государства Самария выдер­живала осаду в течение трех лет, но затем пала. Ассирийс­кий царь Саргон продолжил политику переселения, начатую его дедом феглаффелласаром III (746-727). Израильтяне были переселены в восточные части Ассирийской державы, а на их место были переведены ассирийские колонисты, уро­женцы Вавилона, Куты и других местностей, образовавшие ядро будущего самарянского народа. После этих трагичес­ких событий израильский народ исчез из мировой истории. Десять колен из тринадцати растворились среди населения Ассирийской империи.


Иудейское царство, состоявшее из трех остальных колен, просуществовало еще некоторое время, но и оно было сокру­шено. Иудеи так же были переселены за то, что заключили союз с Египтом. Однако ситуация в Иудее несколько отличалась от той, что была в Израиле. Теперь вместо ассирийцев в данном районе господствовали вавилоняне. Ассирия к этому времени была сокрушена и ее столица Ниневия пала в 612 году до Р. Хр. К тому же иудео-египетский союз не был столь неожиданным, как израильско-египетский союз. В действительности он был навязан Египтом во время египетской военной кампании в Па­лестине. Фараон Нехао сместил иудейского царя Иоахаза, ко­торый был союзником Вавилона, и поставил вместо него его брата Иоакима, на верность которого фараон рассчитывал (4 Цар. 23; 24; ср. 2 Пар. 36:1-4). Вавилону не понравилось это посягательство Египта на территорию, которую Вавилон счи­тал своей. В течение двух лет Иоаким сохранял верность Егип­ту. На третьем году правления Иоакима старый вавилонский царь Набополасар, недовольный действиями Египта, посылает своего сына Навуходоносора во главе армии, чтобы сразиться с египтянами. Сражение произошло в 605 году при Кархемише. Египетские войска были разбиты, и Навуходоносор, который к этому времени уже прошел через Иудею и подчинил себе Иоаки­ма, готовился преследовать египтян. Но в этот момент он узна­ет о смерти отца. Навуходоносор решает быстро вернуться в Вавилон, так как предчувствует, что там готовится заговор. Возвращаясь, он забирает с собой из Иудеи несколько моло­дых пленников благородного происхождения. Среди них — Да­ниил и его товарищи. Торопясь в Вавилон, Навуходоносор с небольшим отрядом направляется по кратчайшему пути: прямо через пустыню. Пленники же идут с основной частью армии через север. Этот путь хотя и длинен (примерно полторы тыся­чи километров), но более надежен. По этой дороге идут кара­ваны, пересекая самый гостеприимный край и двигаясь по кон­туру плодородной местности, имеющей форму полумесяца. Сам Авраам около полутора тысяч лет назад шел по этой дороге. Теперь пленники идут в противоположном направлении, идут в Вавилон. Угнанные с родной земли, скованные цепями, иудей­ские пленники знают, что они потеряли все. Их прошлое, их надежды, их самобытность, их жизненные ценности — все


теперь утрачено. В плену они скоро забудут, кем были прежде. Именно такую цель и преследовал поработитель. Жителей пе­реселяли из родных мест, чтобы легче была подчинить их своей власти. Занятые приспособлением к новой обстановке и буду­чи в меньшинстве среди местного населения, они больше не помышляли о восстании. Более того, в конце концов они сами становились верноподданными гражданами, подобными дру­гим. Они ассимилировались.

Но испытание, выпавшее на долю иудейских пленников, выходит за рамки их личных судеб. Конец Иудеи означает, по сути дела, конец последних потомков Иакова.

Надвигающийся конец — это не только политическое со­бытие. Он касается избранного народа и поэтому приобретает духовное и космическое значение. Если исчезает последний Божий свидетель, то в библейской перспективе это ставит под угрозу существование всего мира. Вавилон занял место Иеру­салима, и религиозный смысл этой узурпации власти очеви­ден. В данном тексте трижды подчеркивается, что Навуходоно­сор перенес сосуды из Божьего храма в свой храм в Вавилоне. И этот факт весьма знаменателен.

«Он [Навуходоносор} отправил их [сосуды] в землю Сенна-ар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего» (Дан. 1:2).

Этот стих, передает трагический характер данного собы­тия: бог царя Навуходоносора занял место иудейского Бога. Но самое худшее заключается в том, что это произошло как наказание Божье: «И предал Господь в руку его» {1:2). Это — исполнение пророчеств, которые были произнесены древни­ми пророками как предостережение и как призыв к покаянию (Ис. 39:5-7; Иер. 20:5).

2. Отчуждение (1:3-7)

По прибытии еврейских пленников в Вавилон ими сразу же занялись царские чиновники. Асфеназу, начальнику


евнухов41, было поручено произвести среди них предварительный отбор. Молодые люди царского рода42, обладавшие безупреч­ным здоровьем и прекрасными умственными способностями, должны были получить высшее халдейское образование с целью подготовки к царской службе43. Нам нужно ясно представлять, что это было за образование и какую цель преследовал царь. Это образование, помимо технического овладения вавилонской письменностью, включало в себя много других предметов. Ко­нечно, необходимо было научиться понимать сотни клинопис­ных знаков, использовавшихся в вавилонской письменности того времени. Писцу необходимо было знание не менее трех язы­ков: шумерского, вавилонского и арамейского. Шумерский язык был традиционным священным языком, заимствованным с се­вера. Это был флективный язык с клинописной письменностью. Вавилонский (аккадский) язык был национальным языком стра­ны. Он имел семитское происхождение и также пользовался клинописью. И наконец, арамейский язык был международным торговым и дипломатическим языком, имевшим квадратное письмо, знакомое нам по современным еврейским Библиям. Но важнее всего было овладеть магическими приемами халде­ев. Само значение слова «халдей» говорит об обязанностях че­ловека, занимавшего эту должность. Оно происходит от вави­лонского слова «калду» (или «кашду») и обозначает «состави­теля астрономических карт». Халдеем был тот, кто считался спе­циалистом в составлении карты неба. Вавилоняне были знато­ками астрономии. Древние документы свидетельствуют, что они уже задолго до описываемых событий (747 г. до Р. Хр.) наблю­дали и даже с удивительной точностью предсказывали затме­ния. Но они изучали астрономию не только для того, чтобы по­нять движение светил. Они верили, что наблюдение за небом помогает им предвидеть будущее. Астроном-халдей был пре­жде всего астрологом, и составление гороскопов началось еще в те далекие времена. Вавилоняне, как, впрочем, и многие наши современники, верили, что движения светил определяют судь­бу человека и даже ход всемирной истории. Программа обуче­ния писцов являлась поэтому в первую очередь религиозной и была построена таким образом, чтобы превратить еврейских юношей в настоящих халдейских жрецов, владеющих всеми тай­нами прорицания.


Практика отчуждения, проводимая царем в отношении ев­реев, не должна была ограничиваться только интеллектуаль­ной сферой, но должна была касаться и образа жизни, а осо­бенно питания. Царь сам «назначил» продукты для их стола. Глагол, употребленный здесь в форме «вайеман» («назначил»), в еврейской Библии имеет при себе в качестве существитель­ного только Бога и встречается только в контексте творения (Иона 2:1; 4:6-8). Неожиданное употребление этого глагола с существительным «царь» показывает, что Навуходоносор, «на­значая» пищу, становится на место Творца. А посмотрев на предлагаемые блюда, мы увидим, что намерения царя вовсе не безобидные. В Библии и вообще на древнем Ближнем Вос­токе мясо и вино, упомянутые вместе, обычно ассоциирова­лись с обрядовым принятием пищи и с отправлением культа (Втор. 32:38). Участие в такой трапезе вело человека к подчи­нению вавилонской религии и, по сути дела, означало призна­ние Навуходоносора своим богом, поскольку, согласно вави­лонской религии, царь считался земным богом. Ежедневное обрядовое употребление мяса, и вина должно было не только подкреплять силы еврейских пленников, но также имело целью заставить их поклоняться царю. На это указывает и еврейское выражение в конце пятого стиха: «они должны были предстать пред царя». Такое выражение употреблялось, когда речь шла о религиозном служении. То же самое еврейское выражение употреблено во 2 Пар. 29:11, где говорится об обязанностях левитов во время служения Богу.

Итак, еврейских юношей не только обучают наукам. Раз­личными способами на них пытаются воздействовать так, что­бы они стали поклоняться Навуходоносору. Их подстерегает опасность даже в обычных жизненных мелочах. Чтобы подчер­кнуть, что теперь у них другой господин, им даже меняют име­на. Все, что в имени могло бы напоминать прежнего Бога, до­лжно быть изглажено и заменено упоминанием о новых вави­лонских богах.

— Даниил (по-еврейски «Бог — мой судья») становится Вал­тасаром. Это имя означает: «Пусть Вал (титул Мардука, главно­го вавилонского божества) охраняет его жизнь».


— Анания (по-еврейски «Милость Иеговы») становится Седрахом. Это имя означает «Повеление Аку» (Аку — шумерский бог луны).

— Мисаид (по-еврейски «Кто, как Бог») становится Мисахом, что означает «Кто, как Аку».

— Азария (по-еврейски «Иегова помог») становится Авденаго. Это имя означает «Служитель Нево» (Нево — вави­лонский бог).

3. Сопротивление (1:8-16)

Даниил и трое его друзей оказывают противодействие. Это можно заметить уже по тому, как в Книге пророка Дани­ила переданы м» вавилонские имена. Если сравнить эти име­на с теми, которые встречаются в документах эпохи Навухо­доносора, то можно заметить, что в библейском тексте Бо­жественный элемент в составе каждого имени подвергнут искажению.

Вместо имени Валасар Даниия носит им» Валтасар (до­бавлена буква «т»). Имя бога звучит как «Валт», вместо «Вал».

Вместо имени Сада-Аку Анания носит имя Седрах. Имя бога Аку сократилосьдо одной буквы «х».

Вместо имени Мусаллим-Мардук Мисаил носит имя Мисах. Имя бога Мардука сократилось до одной буквы «х».

Вместо имени Арди-Нево Азария носит имя Авденаго. «Авде» — это еврейский перевод вавилонского слова «арди», означающего «служитель». Что касается имени бога Нево, оно изменилось в Наго (буква «бет» заменена буквой «гимель» — следующей буквой еврейского алфавита).

Теперь имена вавилонских богов изменены так, что их труд­но узнать. Путем такой лингвистической операции носители дан­ных имен оказывают противодействие царю.


Их решительность не ограничивается лишь изменением имен, но распространяется и на пищу. Один и тот же еврейский глагол («сам») использован, чтобы выразить решение Даниила «не оскверняться» (в русском переводе «положил в сердце сво­ем») и чтобы сообщить об изменении начальником евнухов имен (в русском переводе «переименовал»). Используя прием отра­жения, автор желает показать, что ответ Даниила следует сра­зу же за попытками царя произвести отчуждение пленников. Не желая уподобляться вавилонянам, Даниил намеревается есть и пить не так, как они. Он просит овощи и воду.

Конечно, можно предположить, что этот выбор опреде­ляется желанием есть более естественную пищу. Однако по­буждения Даниила намного серьезнее просто диетических со­ображений. Это прежде всего побуждения религиозного ха­рактера. Они проявляются в желании Даниила, как нам сооб­щает текст, «не оскверняться» (1:8). Это слово относится к области религии, и мы можем его найти там, где говорится о запрещенной пище (Лев. 11:29-40). Кроме того, сам его вы­бор говорит именно о религиозных мотивах. Весьма знамена­тельно, что, называя желаемую еду, Даниил использует выра­жение, которое напоминает один из стихов из рассказа о тво­рении (Быт. 1:29)**. Прибегая к тем же самым выражениям, Даниил четко определяет свое отношение к Богу и к царю. Для него Бог — это не царь, но Создатель. Религия Даниила состоит не только из духовных верований и возвышенных идей, она включает в себя также вполне конкретные жизненные пра­вила. Даниил показывает нам, что вера — это не только со­стояние духа или души, но что она определяет и жизнь тела. Помимо всего прочего, религия охватывает и вопросы пита­ния, и это может удивить наш разум, воспитанный на плато­новском дуализме. Тем не менее речь идет о принципе, кото­рый как жизненно важный проходит через всю Библию. Пер­вое искушение, с которым столкнулся человек, относилось к еде. Адам и Ева предопределили свою судьбу, а также судьбу всех последующих поколений, сделав всего лишь один про­стой выбор относительно еды (Быт. 3). Данные позднее пред­писания о чистой и нечистой пище, изложенные в Книге Ле­вит, основаны на том же самом принципе, определяющем


взаимосвязь между питанием и тем, что в этой Книге названо святостью (Лев. 11:44, 45). Для священников там же установ­лено более строгое предписание, запрещающее им употреб­ление алкогольных напитков, чтобы они всегда могли отли­чить священное от несвященного (Лев. 10:8-11). Аналогичный урок израильтяне получили и в пустыне, когда шли к Ханаану. Перепелы и манна были для них напоминанием о том, насколь­ко пища связана с религией. Даниил, как мы видим, не явля­ется здесь новатором. Его забота о питании имеет глубокие корни в библейской традиции.

Заметим однако, что Даниил по-прежнему остается «чело­веком». Он вовсе не аскет. Молодые евреи красивы и имеют отличное здоровье. Их лица совсем не осунулись, как того бо­ялся царский чиновник (1:20). В кратчайший срок — за десять дней45 — они показали, что можно воздерживаться от мяса и вина без всякого ущерба для здоровья.

Следует обратить внимание и на. то, как Даниил ведет себя по отношению к царскому чиновнику. Его религиозные убеждения и забота о здоровье вовсе не делают его надмен­ным или мрачным. Напротив, Даниил обращается к своему начальнику смиренно и «просит» его «о том, чтобы не осквер­няться ему» (1:8). Он даже поддерживает с ним отношения дружбы и уважения (1:9). В такой позиции Даниила заключа­ется очень важный урок, над которым следовало бы серьезно задуматься многим людям, стремящимся к святости: святость не исключает человечности, но включает ее в себя. Быть свя­тым — это не означает, что надо противопоставить себя ос­тальным людям и облечься в суровую и осуждающую правед­ность. Быть святым — не значит жить в уединении, в небре­жении о своем теле, в отрыве от реальности и без какой-либо радости в жизни. Ложное представление о набожности поро­дило слишком много исхудалых и угрюмых святых, которые не смеются, не едят и которые сделали религию невыносимой для обычных смертных. Именно таким образом жизни они спо­собствовали появлению гуманизма, который провозгласил ценность любви, братства и хорошего вина. И, как следствие, уважение к закону Божьему ослабло, а святость стала менее


требовательной. Человеческое взяло верх над божественным: «Бог мертв», библейских ценностей больше не существует. Но Даниил — это прекрасный человек во плоти, и вместе с тем он святой, не идущий ни на какой компромисс и верный своим убеждениям до самого конца.

4. Освобождение (1:17-21)

Наконец Бог вмешивается. До этого Он как бы отсутство­вал. Последний раз о Боге говорилось во вступлении, когда речь шла о пленении. И в заключении снова говорится о Боге, но теперь уже в положительной перспективе. Если во вступле­нии: Бог «предал» иудейского царя и храмовые сосуды в руки Навуходоносора, то в заключении: Бог «дарует» четырем юно­шам знание, разумение и мудрость. В еврейском тексте здесь использовано одно и то же слово («нтн»). Оно обращает наше внимание на симметрию этих двух событий. Если еврейские юноши стали тем, кем они являются, это было не результатом их сильного воодушевления, но следствием благодати, ниспос­ланной свыше. Несомненно, на основе фактов, приводимых в данном тексте, мы можем сделать вывод, что своим состояни­ем они были обязаны десятидневному испытанию, которому себя подвергли. Они оказались «в десять раз выше всех тайноведцев» государства. Число 10 повторяется, как будто степень превосходства их мудрости имеет какую-то связь с их десятид­невным испытанием. Но надо быть осторожным, чтобы не впасть в ошибку. Такой результат принесла не собственно диета, ко­торой они придерживались. Даниил не смотрел на этот тип пи­тания как на магическое средство или как на идеальный режим, предназначенный обеспечить его превосходство над другими. Даниила побуждало к воздержанию стремление сохранить вер­ность Богу. Это испытание имело ценность не само по себе, но как проявление веры. В действительности Даниил и его това­рищи подвергли себя риску. Они рисковали из-за веры. И это их спасло. К здоровью и стройности тела добавились мудрость, знание и разумение. И они признали, что все это — дар Божий.

Помимо урока о Божьей благодати, из этой главы мы мо­жем также извлечь урок о человеческой природе. Духовность


неразрывно связана с умственными способностями и физичес­кими качествами. Согласно Книге Даниила, человек во всех своих проявлениях представляет собой органичное целое, что не укладывается в рамки обычных представлений. Человека веры часто считают человеком недалекого ума, а наука с трудом при­нимает простые объяснения, свойственные религии. С другой стороны, считается, что красота и физическое здоровье — это удел людей с неразвитым интеллектом. Очень трудно предста­вить человека с большими, мускулистыми руками, но находя­щимся в глубоком размышлении или самозабвенно молящим­ся. Однако Книга Даниила учит нас совершенно противополож­ному: вера, интеллект и физическая сила прекрасно сочетают­ся. Гармоничное единство этих качеств является идеалом, к которому следует стремиться. Это, конечно, не означает, что каждый из нас должен прикладывать неимоверные усилия, что­бы стать одним из вызывающих восхищение суперменов. Вни­мание ко всем сторонам своей жизни должно приходить к че­ловеку как следствие его веры и смиренного общения с Богом. То, чем мы являемся, — это не результат, которого мы достиг­ли своими силами, но результат Божьей благодати, Божьего дара. Таким образом, мы видим, что Бог приходит к четырем юношам туда, где они находятся, и дает им успех, и наполняет их сердце счастьем в минуту скорби.

Но на этом Он не останавливается. Бог не только облегча­ет их положение в плену, но готовит в будущем величайшее событие, готовит спасение космического масштаба. Указание на это мы находим в конце первой главы. Оно содержится в словах о Кире, царе, который в Библии ассоциируется с воз­вращением иудеев из плена, со спасением Израиля (2 Пар. 36:21-23), с Божьим ответом на молитвы и предсказанием про­роков (Ис. 45:1-13). Счастье еврейских пленников остается непрочным и неполным, пока они находятся вдали от Иеруса­лима, вдали от храма. Какими бы счастливыми они ни чувство­вали себя в плену, их спасение совершится лишь в историчес­кий момент возвращения.

В первой главе говорится о двух опасениях разного рода.1 Первое — это спасение в настоящей жизни. Бог всегда рядом


с нами, даже если мы в плену. Он разделяет вместе с нами все трудности и огорчения. Но напряженность остается. Ощущение Божьего присутствия сочетается со страстным ожиданием Его вмешательства в ход мировых и космических событий. Религи­озный опыт не ограничивается лишь теперешним счастьем. Ког­да Бог входит в нашу жизнь и в наше сердце, Он вместе с тем приносит и надежду, что будет и другое Его пришествие, более явное и более полное. Божественная радость искренне верую­щих, Божественная радость получивших чудесное исцеление бу­дет омрачена и сокрушена страданием мира и бедствием, ко­торое обрушится на всех нас. Поэтому мы говорим о спасении как о событии будущего, как о пророчестве, об обетовании, которое еще не исполнилось. Это — последний урок данной главы, это весть, заключающая в себе обетование спасения, исторического и космического, обетование Царства Божьего.

1. Что означает Вавилон в библейской символике?

2. Кто такой Даниил? Какими чертами характера он обла­дал?

3. Каковы были намерения царя Навуходоносора относи­тельно пленников?

4. Что в данном рассказе свидетельствует о Боге как о Творце и о Его благодати?

5. Каким образом в данном тексте выражается целос­тность человеческой личности?


Литературная структура главы 1

А. Переселение (1:1, 2)

а — Время: третий год царя Иоакима, Навуходоносор б — Вавилон одерживает победу над Иерусалимом в —Бог дал («нтн»)

Б. Отчуждение (1:3-7)

а — Отношения с начальником евнухов б — Царская пища (противопоставление Творцу,

ср. Иона 2:1; 4:6; 7) в —Длительность (три года) г —Изменение имен («сам»)

Б1. Сопротивление (1:8-16) а —Даниил принял решение («сам») б — Отношения с начальником евнухов в — Пища от Бога (овощи, данные в пищу, вода,

ср. Быт. 1:29) г —Длительность (десять дней)

А1. Освобождение (1:17-21) а — Евреи превосходят халдеев б —Бог дал («нтн») в — Время: первый год Кира

Примечание. Глава имеет хиастическую структуру:

А соответствует А1, Б соответствует Б1.

К сожалению схема не вставлена

Hosted by uCoz