Глава первая: Введение
ПОБЕДА ВАВИЛОНА
Книга пророка
Даниила начинается трагическим сообщением: Вавилон начинает войну против
Иерусалима.
«В третий
год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь
Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его» (Дан. 1:1).
Автор описывает
не только конфликт местного значения — столкновение двух исторических
государств, — но использует эти события и как символ великого космического
противоборства. Такое понимание текста, подсказанное классической ассоциацией
«Вавилон — Иерусалим», сразу же подтверждается упоминанием о Сеннааре (1:2). Это древнее, мифическое название
Вавилона, которое мы встречаем в рассказе о вавилонской башне (Быт. 11:2).
С самых древних времен Вавилон обычно символизировал в Библии силы
зла, которые противостоят Богу и хотят присвоить себе Его права и Его власть.
Достаточно лишь вспомнить о строительстве вавилонской башни.
Книга Бытия 11:1-9 сообщает нам о том,
как вскоре после потопа первые поколения людей, говоривших на одном языке,
решили построить башню, чтобы достичь неба. Далее говорится, что Бог сошел на
землю и смешал языки, в результате чего строительство прекратилось. Слово
«Вавилон» произошло от
еврейского
слова «балал», означающего «смешивать» (Быт. 11:9). Таким образом, в памяти древнего народа Божьего Вавилон
сохранился как символ стремления сотворенных существ захватить власть,
принадлежащую Творцу.
Позднее
пророки вернулись к этой теме. Это произошло в тот момент, когда угроза
Иерусалиму со стороны Вавилона стала очевидной.
«Ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского, и
скажешь:
...А говорил в сердце своем: "взойду на небо, Выше звезд
Божиих вознесу престол мм... взойду на высоты облачные, Буду подобен
Всевышнему"» [Ис.
14:4,13,14;ср.Иер.50:17-40;Иез.31).
Описывая
конкретное противоборство вооруженных сил Вавилона и Иерусалима, пророк дает
нам услышать звуки еще одной битвы, битвы другого порядка и другого масштаба.
Этот подход устанавливается с самого начала книги. Всю Книгу пророка Даниила,
начиная с первой главы, следует читать в этом ключе.
1, Переселение (1:2)
Уже само по себе переселение
иудеев представляет собой узурпацию власти со стороны Вавилона. Народ Божий и
священные сосуды из храма становятся теперь собственностью Навуходоносора.
«И предал Господь в руку его
[Навуходоносора] Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов Дома Божия» (Дан. 1:2).
Чтобы понять,
насколько трагичны эти слова, их нужно рассматривать в историческом контексте.
Давайте мысленно перенесемся в
605 год до Р. Хр40. Иерусалим, столица Иудейского царства, взята
халдеями, а ее
жителей
переселяют в Вавилон. Немногим более ста лет назад (722 г. до Р. Хр.) подобная
участь постигла братское Северное царство, захваченное ассирийцами (4 Цар. 17:4-23), после чего из бывшего
великого царства Давида лишь Иудейское государство продолжало сохранять
независимость.
Вскоре после смерти Соломона
царство Давида вследствие восстания оказалось разделенным на две части. Десять
колен Севера образовали государство, называвшееся Израиль. А три колена Юга
(Иуда, Вениамин и Левий) объединились в государство, называемое Иуда.
Следствием раскола стали
случавшиеся время от времени братоубийственные войны между этими двумя
царствами. А в целом история Израиля и история Иуды имеют много общих черт.
Зажатые между двух сверхдержав той эпохи (Египет — на юге, а на севере и на
востоке — Ассирия, на смену которой потом пришел Вавилон), как Израиль, так и
Иуда часто пытались объединиться с южной державой, чтобы противостоять
северной. В конце концов оба государства постигла одна участь, причем события
развивались по сходному сценарию. Заключение союза с югом ускорило их падение.
В Израиле царь
Осия попытался вступить в союз с Египтом, чтобы избавиться от ассирийского
ига. Последовало вторжение ассирийских войск, ставшее для Израиля катастрофой.
Вся территория Северного царства была захвачена, царь Осия был арестован,
закован в кандалы и брошен в тюрьму (4 Цар.
17:4). Столица государства Самария выдерживала осаду в течение трех лет,
но затем пала. Ассирийский царь Саргон продолжил политику переселения, начатую
его дедом феглаффелласаром III
(746-727). Израильтяне были переселены в восточные части Ассирийской державы, а
на их место были переведены ассирийские колонисты, уроженцы Вавилона, Куты и
других местностей, образовавшие ядро будущего самарянского народа. После этих
трагических событий израильский народ исчез из мировой истории. Десять колен
из тринадцати растворились среди населения Ассирийской империи.
Иудейское царство,
состоявшее из трех остальных колен, просуществовало еще некоторое время, но и
оно было сокрушено. Иудеи так же были переселены за то, что заключили союз с
Египтом. Однако ситуация в Иудее несколько отличалась от той, что была в
Израиле. Теперь вместо ассирийцев в данном районе господствовали вавилоняне.
Ассирия к этому времени была сокрушена и ее столица Ниневия пала в 612 году до
Р. Хр. К тому же иудео-египетский союз не был столь неожиданным, как
израильско-египетский союз. В действительности он был навязан Египтом во время
египетской военной кампании в Палестине. Фараон Нехао сместил иудейского царя
Иоахаза, который был союзником Вавилона, и поставил вместо него его брата
Иоакима, на верность которого фараон рассчитывал (4 Цар. 23; 24; ср. 2 Пар.
36:1-4). Вавилону не понравилось это посягательство Египта на территорию,
которую Вавилон считал своей. В течение двух лет Иоаким сохранял верность Египту.
На третьем году правления Иоакима старый вавилонский царь Набополасар,
недовольный действиями Египта, посылает своего сына Навуходоносора во главе
армии, чтобы сразиться с египтянами. Сражение произошло в 605 году при Кархемише.
Египетские войска были разбиты, и Навуходоносор, который к этому времени уже
прошел через Иудею и подчинил себе Иоакима, готовился преследовать египтян. Но
в этот момент он узнает о смерти отца. Навуходоносор решает быстро вернуться в
Вавилон, так как предчувствует, что там готовится заговор. Возвращаясь, он
забирает с собой из Иудеи несколько молодых пленников благородного
происхождения. Среди них — Даниил и его товарищи. Торопясь в Вавилон,
Навуходоносор с небольшим отрядом направляется по кратчайшему пути: прямо через
пустыню. Пленники же идут с основной частью армии через север. Этот путь хотя и
длинен (примерно полторы тысячи километров), но более надежен. По этой дороге
идут караваны, пересекая самый гостеприимный край и двигаясь по контуру
плодородной местности, имеющей форму полумесяца. Сам Авраам около полутора
тысяч лет назад шел по этой дороге. Теперь пленники идут в противоположном
направлении, идут в Вавилон. Угнанные с родной земли, скованные цепями, иудейские
пленники знают, что они потеряли все. Их прошлое, их надежды, их самобытность,
их жизненные ценности — все
теперь
утрачено. В плену они скоро забудут, кем были прежде. Именно такую цель и
преследовал поработитель. Жителей переселяли из родных мест, чтобы легче была
подчинить их своей власти. Занятые приспособлением к новой обстановке и будучи
в меньшинстве среди местного населения, они больше не помышляли о восстании.
Более того, в конце концов они сами становились верноподданными гражданами,
подобными другим. Они ассимилировались.
Но испытание, выпавшее на долю
иудейских пленников, выходит за рамки их личных судеб. Конец Иудеи означает, по
сути дела, конец последних потомков Иакова.
Надвигающийся конец — это не
только политическое событие. Он касается избранного народа и поэтому
приобретает духовное и космическое значение. Если исчезает последний Божий
свидетель, то в библейской перспективе это ставит под угрозу существование
всего мира. Вавилон занял место Иерусалима, и религиозный смысл этой узурпации
власти очевиден. В данном тексте трижды подчеркивается, что Навуходоносор
перенес сосуды из Божьего храма в свой храм в Вавилоне. И этот факт весьма
знаменателен.
«Он
[Навуходоносор} отправил их [сосуды] в землю Сенна-ар, в дом бога своего, и
внес эти сосуды в сокровищницу бога своего» (Дан.
1:2).
Этот стих,
передает трагический характер данного события: бог царя Навуходоносора занял
место иудейского Бога. Но самое худшее заключается в том, что это произошло как
наказание Божье: «И предал Господь в руку его» {1:2). Это — исполнение пророчеств, которые были произнесены древними
пророками как предостережение и как призыв к покаянию (Ис. 39:5-7; Иер. 20:5).
2. Отчуждение (1:3-7)
По прибытии
еврейских пленников в Вавилон ими сразу же занялись царские чиновники.
Асфеназу, начальнику
евнухов41,
было поручено произвести среди них предварительный отбор. Молодые люди царского
рода42, обладавшие безупречным здоровьем и прекрасными умственными
способностями, должны были получить высшее халдейское образование с целью
подготовки к царской службе43. Нам нужно ясно представлять, что это
было за образование и какую цель преследовал царь. Это образование, помимо
технического овладения вавилонской письменностью, включало в себя много других
предметов. Конечно, необходимо было научиться понимать сотни клинописных
знаков, использовавшихся в вавилонской письменности того времени. Писцу
необходимо было знание не менее трех языков: шумерского, вавилонского и
арамейского. Шумерский язык был традиционным священным языком, заимствованным с
севера. Это был флективный язык с клинописной письменностью. Вавилонский
(аккадский) язык был национальным языком страны. Он имел семитское
происхождение и также пользовался клинописью. И наконец, арамейский язык был
международным торговым и дипломатическим языком, имевшим квадратное письмо,
знакомое нам по современным еврейским Библиям. Но важнее всего было овладеть
магическими приемами халдеев. Само значение слова «халдей» говорит об
обязанностях человека, занимавшего эту должность. Оно происходит от вавилонского
слова «калду» (или «кашду») и обозначает «составителя астрономических карт».
Халдеем был тот, кто считался специалистом в составлении карты неба.
Вавилоняне были знатоками астрономии. Древние документы свидетельствуют, что
они уже задолго до описываемых событий (747 г. до Р. Хр.) наблюдали и даже с
удивительной точностью предсказывали затмения. Но они изучали астрономию не
только для того, чтобы понять движение светил. Они верили, что наблюдение за
небом помогает им предвидеть будущее. Астроном-халдей был прежде всего
астрологом, и составление гороскопов началось еще в те далекие времена.
Вавилоняне, как, впрочем, и многие наши современники, верили, что движения
светил определяют судьбу человека и даже ход всемирной истории. Программа обучения
писцов являлась поэтому в первую очередь религиозной и была построена таким
образом, чтобы превратить еврейских юношей в настоящих халдейских жрецов,
владеющих всеми тайнами прорицания.
Практика
отчуждения, проводимая царем в отношении евреев, не должна была ограничиваться
только интеллектуальной сферой, но должна была касаться и образа жизни, а особенно
питания. Царь сам «назначил» продукты для их стола. Глагол, употребленный здесь
в форме «вайеман» («назначил»), в еврейской Библии имеет при себе в качестве
существительного только Бога и встречается только в контексте творения (Иона 2:1; 4:6-8). Неожиданное
употребление этого глагола с существительным «царь» показывает, что
Навуходоносор, «назначая» пищу, становится на место Творца. А посмотрев на
предлагаемые блюда, мы увидим, что намерения царя вовсе не безобидные. В Библии
и вообще на древнем Ближнем Востоке мясо и вино, упомянутые вместе, обычно
ассоциировались с обрядовым принятием пищи и с отправлением культа (Втор.
32:38). Участие в такой трапезе вело человека к подчинению вавилонской религии
и, по сути дела, означало признание Навуходоносора своим богом, поскольку,
согласно вавилонской религии, царь считался земным богом. Ежедневное обрядовое
употребление мяса, и вина должно было не только подкреплять силы еврейских
пленников, но также имело целью заставить их поклоняться царю. На это указывает
и еврейское выражение в конце пятого стиха: «они должны были предстать пред
царя». Такое выражение употреблялось, когда речь шла о религиозном служении. То
же самое еврейское выражение употреблено во 2
Пар. 29:11, где говорится об обязанностях левитов во время служения Богу.
Итак,
еврейских юношей не только обучают наукам. Различными способами на них
пытаются воздействовать так, чтобы они стали поклоняться Навуходоносору. Их
подстерегает опасность даже в обычных жизненных мелочах. Чтобы подчеркнуть,
что теперь у них другой господин, им даже меняют имена. Все, что в имени могло
бы напоминать прежнего Бога, должно быть изглажено и заменено упоминанием о
новых вавилонских богах.
— Даниил
(по-еврейски «Бог — мой судья») становится Валтасаром. Это имя означает:
«Пусть Вал (титул Мардука, главного вавилонского божества) охраняет его
жизнь».
— Анания
(по-еврейски «Милость Иеговы») становится Седрахом. Это имя означает «Повеление
Аку» (Аку — шумерский бог луны).
— Мисаид
(по-еврейски «Кто, как Бог») становится Мисахом, что означает «Кто, как Аку».
— Азария
(по-еврейски «Иегова помог») становится Авденаго. Это имя означает «Служитель
Нево» (Нево — вавилонский бог).
3.
Сопротивление (1:8-16)
Даниил и трое его друзей оказывают
противодействие. Это можно заметить уже по тому, как в Книге пророка Даниила
переданы м» вавилонские имена. Если сравнить эти имена с теми, которые
встречаются в документах эпохи Навуходоносора, то можно заметить, что в
библейском тексте Божественный элемент в составе каждого имени подвергнут
искажению.
Вместо имени Валасар Даниия носит им» Валтасар (добавлена
буква «т»). Имя бога звучит как «Валт», вместо «Вал».
Вместо имени Сада-Аку Анания носит имя Седрах. Имя бога Аку
сократилосьдо одной буквы «х».
Вместо имени Мусаллим-Мардук Мисаил носит имя Мисах. Имя бога Мардука
сократилось до одной буквы «х».
Вместо имени Арди-Нево Азария носит имя Авденаго. «Авде» — это
еврейский перевод вавилонского слова «арди», означающего «служитель». Что
касается имени бога Нево, оно изменилось в Наго (буква «бет» заменена буквой
«гимель» — следующей буквой еврейского алфавита).
Теперь имена
вавилонских богов изменены так, что их трудно узнать. Путем такой
лингвистической операции носители данных имен оказывают противодействие царю.
Их решительность
не ограничивается лишь изменением имен, но распространяется и на пищу. Один и
тот же еврейский глагол («сам») использован, чтобы выразить решение Даниила «не
оскверняться» (в русском переводе «положил в сердце своем») и чтобы сообщить
об изменении начальником евнухов имен (в русском переводе «переименовал»).
Используя прием отражения, автор желает показать, что ответ Даниила следует
сразу же за попытками царя произвести отчуждение пленников. Не желая
уподобляться вавилонянам, Даниил намеревается есть и пить не так, как они. Он
просит овощи и воду.
Конечно, можно
предположить, что этот выбор определяется желанием есть более естественную
пищу. Однако побуждения Даниила намного серьезнее просто диетических соображений.
Это прежде всего побуждения религиозного характера. Они проявляются в желании
Даниила, как нам сообщает текст, «не оскверняться» (1:8). Это слово относится к области религии, и мы можем его найти
там, где говорится о запрещенной пище (Лев.
11:29-40). Кроме того, сам его выбор говорит именно о религиозных мотивах.
Весьма знаменательно, что, называя желаемую еду, Даниил использует выражение,
которое напоминает один из стихов из рассказа о творении (Быт. 1:29)**. Прибегая к тем же самым выражениям, Даниил четко
определяет свое отношение к Богу и к царю. Для него Бог — это не царь, но
Создатель. Религия Даниила состоит не только из духовных верований и
возвышенных идей, она включает в себя также вполне конкретные жизненные правила.
Даниил показывает нам, что вера — это не только состояние духа или души, но
что она определяет и жизнь тела. Помимо всего прочего, религия охватывает и
вопросы питания, и это может удивить наш разум, воспитанный на платоновском
дуализме. Тем не менее речь идет о принципе, который как жизненно важный
проходит через всю Библию. Первое искушение, с которым столкнулся человек,
относилось к еде. Адам и Ева предопределили свою судьбу, а также судьбу всех последующих
поколений, сделав всего лишь один простой выбор относительно еды (Быт. 3).
Данные позднее предписания о чистой и нечистой пище, изложенные в Книге Левит, основаны на том же самом
принципе, определяющем
взаимосвязь
между питанием и тем, что в этой Книге названо святостью (Лев. 11:44, 45). Для священников там же установлено более строгое
предписание, запрещающее им употребление алкогольных напитков, чтобы они
всегда могли отличить священное от несвященного (Лев. 10:8-11). Аналогичный урок израильтяне получили и в пустыне,
когда шли к Ханаану. Перепелы и манна были для них напоминанием о том, насколько
пища связана с религией. Даниил, как мы видим, не является здесь новатором.
Его забота о питании имеет глубокие корни в библейской традиции.
Заметим однако,
что Даниил по-прежнему остается «человеком». Он вовсе не аскет. Молодые евреи
красивы и имеют отличное здоровье. Их лица совсем не осунулись, как того боялся
царский чиновник (1:20). В кратчайший
срок — за десять дней45 — они показали, что можно воздерживаться от
мяса и вина без всякого ущерба для здоровья.
Следует обратить внимание и на.
то, как Даниил ведет себя по отношению к царскому чиновнику. Его религиозные
убеждения и забота о здоровье вовсе не делают его надменным или мрачным. Напротив,
Даниил обращается к своему начальнику смиренно и «просит» его «о том, чтобы не
оскверняться ему» (1:8). Он даже
поддерживает с ним отношения дружбы и уважения (1:9). В такой позиции Даниила заключается очень важный урок, над
которым следовало бы серьезно задуматься многим людям, стремящимся к святости:
святость не исключает человечности, но включает ее в себя. Быть святым — это
не означает, что надо противопоставить себя остальным людям и облечься в
суровую и осуждающую праведность. Быть святым — не значит жить в уединении, в
небрежении о своем теле, в отрыве от реальности и без какой-либо радости в
жизни. Ложное представление о набожности породило слишком много исхудалых и
угрюмых святых, которые не смеются, не едят и которые сделали религию
невыносимой для обычных смертных. Именно таким образом жизни они способствовали
появлению гуманизма, который провозгласил ценность любви, братства и хорошего
вина. И, как следствие, уважение к закону Божьему ослабло, а святость стала
менее
требовательной.
Человеческое взяло верх над божественным: «Бог мертв», библейских ценностей
больше не существует. Но Даниил — это прекрасный человек во плоти, и вместе с
тем он святой, не идущий ни на какой компромисс и верный своим убеждениям до
самого конца.
4. Освобождение
(1:17-21)
Наконец Бог
вмешивается. До этого Он как бы отсутствовал. Последний раз о Боге говорилось
во вступлении, когда речь шла о пленении. И в заключении снова говорится о
Боге, но теперь уже в положительной перспективе. Если во вступлении: Бог
«предал» иудейского царя и храмовые сосуды в руки Навуходоносора, то в
заключении: Бог «дарует» четырем юношам знание, разумение и мудрость. В
еврейском тексте здесь использовано одно и то же слово («нтн»). Оно обращает
наше внимание на симметрию этих двух событий. Если еврейские юноши стали тем,
кем они являются, это было не результатом их сильного воодушевления, но
следствием благодати, ниспосланной свыше. Несомненно, на основе фактов,
приводимых в данном тексте, мы можем сделать вывод, что своим состоянием они
были обязаны десятидневному испытанию, которому себя подвергли. Они оказались
«в десять раз выше всех тайноведцев» государства. Число 10 повторяется, как
будто степень превосходства их мудрости имеет какую-то связь с их десятидневным
испытанием. Но надо быть осторожным, чтобы не впасть в ошибку. Такой результат
принесла не собственно диета, которой они придерживались. Даниил не смотрел на
этот тип питания как на магическое средство или как на идеальный режим,
предназначенный обеспечить его превосходство над другими. Даниила побуждало к
воздержанию стремление сохранить верность Богу. Это испытание имело ценность
не само по себе, но как проявление веры. В действительности Даниил и его товарищи
подвергли себя риску. Они рисковали из-за веры. И это их спасло. К здоровью и
стройности тела добавились мудрость, знание и разумение. И они признали, что
все это — дар Божий.
Помимо урока о
Божьей благодати, из этой главы мы можем также извлечь урок о человеческой
природе. Духовность
неразрывно
связана с умственными способностями и физическими качествами. Согласно Книге
Даниила, человек во всех своих проявлениях представляет собой органичное целое,
что не укладывается в рамки обычных представлений. Человека веры часто считают
человеком недалекого ума, а наука с трудом принимает простые объяснения,
свойственные религии. С другой стороны, считается, что красота и физическое
здоровье — это удел людей с неразвитым интеллектом. Очень трудно представить
человека с большими, мускулистыми руками, но находящимся в глубоком
размышлении или самозабвенно молящимся. Однако Книга Даниила учит нас
совершенно противоположному: вера, интеллект и физическая сила прекрасно
сочетаются. Гармоничное единство этих качеств является идеалом, к которому
следует стремиться. Это, конечно, не означает, что каждый из нас должен
прикладывать неимоверные усилия, чтобы стать одним из вызывающих восхищение
суперменов. Внимание ко всем сторонам своей жизни должно приходить к человеку
как следствие его веры и смиренного общения с Богом. То, чем мы являемся, — это
не результат, которого мы достигли своими силами, но результат Божьей
благодати, Божьего дара. Таким образом, мы видим, что Бог приходит к четырем
юношам туда, где они находятся, и дает им успех, и наполняет их сердце счастьем
в минуту скорби.
Но на этом Он не останавливается.
Бог не только облегчает их положение в плену, но готовит в будущем величайшее
событие, готовит спасение космического масштаба. Указание на это мы находим в
конце первой главы. Оно содержится в словах о Кире, царе, который в Библии
ассоциируется с возвращением иудеев из плена, со спасением Израиля (2 Пар. 36:21-23), с Божьим ответом на
молитвы и предсказанием пророков (Ис.
45:1-13). Счастье еврейских пленников остается непрочным и неполным, пока
они находятся вдали от Иерусалима, вдали от храма. Какими бы счастливыми они
ни чувствовали себя в плену, их спасение совершится лишь в исторический
момент возвращения.
В первой главе
говорится о двух опасениях разного рода.1 Первое — это спасение в
настоящей жизни. Бог всегда рядом
с
нами, даже если мы в плену. Он разделяет вместе с нами все трудности и
огорчения. Но напряженность остается. Ощущение Божьего присутствия сочетается
со страстным ожиданием Его вмешательства в ход мировых и космических событий.
Религиозный опыт не ограничивается лишь теперешним счастьем. Когда Бог входит
в нашу жизнь и в наше сердце, Он вместе с тем приносит и надежду, что будет и
другое Его пришествие, более явное и более полное. Божественная радость
искренне верующих, Божественная радость получивших чудесное исцеление будет
омрачена и сокрушена страданием мира и бедствием, которое обрушится на всех
нас. Поэтому мы говорим о спасении как о событии будущего, как о пророчестве,
об обетовании, которое еще не исполнилось. Это — последний урок данной главы,
это весть, заключающая в себе обетование спасения, исторического и
космического, обетование Царства Божьего.
1.
Что означает Вавилон в библейской символике?
2. Кто такой Даниил?
Какими чертами характера он обладал?
3. Каковы были
намерения царя Навуходоносора относительно пленников?
4. Что в данном рассказе
свидетельствует о Боге как о Творце и о Его благодати?
5. Каким образом в
данном тексте выражается целостность человеческой личности?
Литературная структура главы
1
А. Переселение
(1:1, 2)
а — Время: третий год царя Иоакима, Навуходоносор б — Вавилон
одерживает победу над Иерусалимом в —Бог дал («нтн»)
Б. Отчуждение (1:3-7)
а — Отношения с начальником евнухов б — Царская пища
(противопоставление Творцу,
ср. Иона 2:1; 4:6; 7) в
—Длительность (три года) г —Изменение имен («сам»)
Б1.
Сопротивление (1:8-16) а —Даниил
принял решение («сам») б — Отношения с начальником евнухов в — Пища от Бога
(овощи, данные в пищу, вода,
ср. Быт. 1:29) г
—Длительность (десять дней)
А1. Освобождение (1:17-21) а — Евреи превосходят халдеев
б —Бог дал («нтн») в — Время: первый год Кира
Примечание. Глава имеет хиастическую структуру:
А соответствует А1, Б
соответствует Б1.
К сожалению схема не
вставлена