Тема 8
САРДИС — ЦЕРКОВЬ РЕФОРМАЦИИ (1798—1833 гг.)
(Откр. 3, 1—6)
А. Сардис — церковь, обновленная реформацией. Этот
период выделяется среди других своей таинственностью: «Жив... но ты мертв»... Это состояние самое опасное.
Б. Границы этого периода: «Этот период
начинается с поражения папского владычества в 1798 г. и простирается до начала
великого адвентистского движения 1833 г. отмеченного падением звезд». (Доктрины АСД 201 стр.).
I. Как Христос открывается Сардису
1. Каким именем назван пятый
период церкви? Откр. 3:1 перв. ч.
— Слово «Сардис» — По другим переводам — «остаток
жертвы», «радостное пение»,— что с разных сторон характеризует этот период.
2. Какова характеристика
Сардиса?
— Сардис — это — «город смерти» в противоположность
Смирне «городу жизни».
— Былой блеск и нынешний упадок: «Сардис называли
гигантской сторожевой башней, охраняющий долину Герма... Сардис был сказочно
богат. Через нижний город протекала река Пактол, когда-то очень богатая
золотом, откуда и истекала большая часть богатства города. Величайшим из
Сардисских царей был Крез, имя которого стало бессмертным и вошло в поговорку:
«Богат как Крез». Солон, мудрейший из греков посетил Сардис и видел его
величественную роскошь, видел слепую
уверенность Креза... Именно тогда он высказал Крезу: «Не называй никого счастливым,
пока он не умер». (Баркли, Откровение
119, 120стр.).
—
«Город смерти» — «послание к Сардисской церкви дышит дыханием смерти, в нем —
внешний вид без действительности». Город Сардис возник в 1150 году до Р. X.
Позже этот город стал столицей Лидийского царства, одного из богатейших царств
древнего мира. Из-за чрезмерной уверенности во время царствования Креза город
Сардис в 549 г. до Р. X. был захвачен Киром, когда часовые спали. То же самое
повторилось и во дни Антиоха Великого в 213 г. до Р. X. Внезапное падение этой
великой империи и самого богатого царя всего мира произвело глубокое
впечатление на сознание персов... Его слава отошла в прошлое. Когда мы бродим
по его улицам, поросшим травой, невольно спрашиваем себя: «Неужели этот город
был когда-то великой столицей Лидии, центром царства Креза? Насколько скоротечно
человеческое величие! Здесь гробницы забытых монархов и развалины храма
мертвых религий... Сардис, бывший некогда живым, теперь стал мертвым городом» (Раскрывая Откровение, 33.34 стр.).
3. Как открывается Христос этому
периоду? Откр. 3,1.
— «Имеющий семь духов Божьих» — полноту
Святого Духа. Могущий испытать дух человека и все притворное и формальное, что
скрыто пред людьми. Иер. 17, 9.
— «Имеющий... семь звезд» —
несмотря на крайне замирающее смертельное состояние Сардиса в нем были верные
служители.
II. Подготовительный период
реформаторских церквей
4. Когда началась реформация?
— Хотя период реформаторских церквей
официально здесь обозначен 1798 годом, но семя реформации было посеяно в
глубокой древности: «Так вальденсы за целые столетия до рождения Лютера
свидетельствовали о Боге. Рассеянные по многим странам они насаждали семена реформации,
начавшейся во время Уиклифа и получившей широкий размах во время Лютера» (ВБ.68).
5. Почему была необходима реформация?
— По причине заблуждений! Откр. 2,20,
— Требовалась реформация в учении и в
поднятии морального состояния. Вот факты: «Торговля духовными
должностями »симония» которая
совершалась с невероятным бесстыдством... Люди, которые управляли священными местами:
повара, конюхи, охотники и просто шуты какого-нибудь прелата. Монастыри стали
истинными вертепами порочности. При дворе Юлия XI с отвращением Лютер слушал
как клирики даже во время мессы перебрасывались самыми гнусными словами. Если
еще есть преисподняя,— говорил он, — то Рим построен над нею, невозможно ему
долго устоять, он должен разрушиться» (Голос
истины №.11, 1927 г).
— А ведь въезжая
в этот город, он говорил: «Будь благословен священный Рим!»
6. Как началась реформация? Дан. 11,32.33.
— В силе, ревности, с особым жаром.
— Джон Уиклиф (1324—1384). Был
вестником реформации не только для Англии, но и для всего христианства. Три
важнейших задачи его жизни: организация проповеди истины, разоблачение
странствующих монахов и перевод Библии на английской язык. Констанский собор 4
мая 1418 года объявил его еретиком, книги его были присуждены к сожжению, а
кости ведено вырыть и разметать» (Ист.
христ. церк. Т. 2. 455).
— Слова Гуса
перед казнью: «Я отправляюсь к многочисленным и могущественным врагам, но
уповаю на Бога спасения моего, что Он ради Своего обетования и ваших молитв
даст мне мудрость. Молитесь возлюбленные непрестанно, дабы мне твердо устоять
в Его истине» (Ист. христ. церк. Т. 2.
478 стр).
— Город Констанц
сегодня: «Около этого города находится огромный камень, на котором видна
надпись: «Гус 6 июля 1415 года; на другой стороне «Иероним 30 марта 1416 года».
Из Паульской башни Иероним хорошо мог видеть дым когда сжигали Гуса. В
следующем году он умер на том же месте, той же смертью». (Маслина № 2. 1908 г). v
— Савонаролла (1452—1498)—умер
мученической смертью. Цвингли (1484—1531) — швейцарский реформатор; Кальвин
(1509—1564); Лютер (1483—1546); Эразм Роттердамский (1469—1536),—все это были
смелые мужи реформации, которые заложили первые ее семена.
«Это были мужи, полные веры,
силы и вдохновения Божьего. Они мужественно, не щадя своих сил и жизни смело
подняли знамя истины, попранное в течение периода
темного средневековья и зажгли огонь реформации во многих
странах, который распространился до краев земли. Многие из них как Ян Гус,
Иероним, Латимер и другие запечатлели истину мученической смертью» (ВБ.167).
— И если бы такое же внимание к Слову Божьему и истине
было до конца, то Господь не отзывался бы так печально о Сардисском периоде.
Откр.3,2.
7. В чем причина такого слабого духовного состояния
Сардисского периода?
— Когда ознаменовалась полная свобода (Матф. 24, 22), множество присоединилось
к реформации «притворно» (Дан.П.34).
— Одни требовали социальных, другие посветительных, а
третьи — финансовых реформ. А еще один класс — согласно слов Лютера,
присоединился «притворно». «Не вследствие убеждения, но не желая платить 25
талеров за мессу» (Голос Ист. май 1926
г).
— Вот из такой разнообразной толпы состояла Сардис-ская
церковь. Как видим, она была обновлена составом, носила имя, но не была
обращена, не говоря уже о возрождении.
1П.
«Только носить имя» — самое опасное духовное состояние.
«Но ты мертв...»
8. В чем заключалась «мертветчина в
учении? Откр. 3,1—2.
«Она считала себя в учении чистейшей, но
фактически грязнейшей. Протестантская церковь вышла отделившись от католиков,
но недостаточно углубилась в Слово Божье и удовлетворилась тем, что оставила
некоторые языческие обряды. «Дела твои были несовершенны», — оставили храм,
иконы, священников, но большинство пунктов учения папства таких как бессмертие
души, празднование первого дня недели, 12 годовых праздников в силе и поныне, а
ведь они были введены католической церковью».
9. В чем заключалась «мертвечина в жизни»?
— Мирской дух. Форма благочестия прикрывает список
18-ти грехов. 2Тим, 3,1 —5).
— Вид святости — церковная угрюмость, перемешивались
со светским образом мыслей и грубейшими нравами; вошло в привычку выпивать по рюмке перед едой, одеваться по мирскому,
участвовать в мирских празднествах,
искоренился миссионерский дух, все увлеклись мирским
богатством.
10. Что совершает грех, входя в нашу
жизнь? Ефес. 2,1—2.
— «Грех — умертвляет волю. И человек начинает ненавидеть
свой грех и любить его в то же время... Грех убивает чувства. Рабом греха
становятся не сразу. Когда человек грешит в первый раз, его мучат угрызения
совести, но постепенно свыкается.
— Грех убивает всякую красоту. Самое ужасное в грехе,
что он обращает прекраснейшее в безобразное. Грех обращает стремление к
высокому в жажду власти; желание служить — в упоение честолюбия; желание любви
— в страсть к наслаждению. Грех убивает все прекрасное в жизни. Лишь благодать
Божья может избавить нас от греха» (Баркли.
Откр. 123.124).
11. Кто же эти религиозные общества,
которые сформировались в этом периоде?
— Лютеране, анабаптисты, бартисты,
методисты, пуритане и другие. В чем была роковая слабость этих реформаторских
церквей? — Склонность оставаться на месте, без движения вперед. Непрерывный
рост — закон духовной жизни. Прит.4,18.Иоан.12,35.
«Великие принципы, что истина
прогрессивна, что христиане должны принимать весь свет, который может открыться
в Слове Божьем, — были забыты и оставлены их наследниками. Протестанские церкви
прежде так дорожившие благословениями реформации, перестали двигаться вперед
по пути реформы и религия опять переродилась в формализм» (ВБ. 190 стр).
IV. Предостережение и побуждение (3—6 cm)
12. Что приняли верующие этого периода?
Откр. 3, 3, перв. ч.
— Реформация приняла Слово Божие.
13. Какое предостережение дает им
Христос? Откр,3,3.
— «Вспомни, храни и покайся»,— говорит о том, что для
нее еще была надежда покаяться и служить Господу.
14. Какая угроза дана нераскаявшимся?
Откр,3,3 посл. ч. «Пришествие Христа будет неожиданностью для лжеучителей. Они
говорят: «Мир и безопасность». Они ложно истолковывают признаки времени. Но что
говорит благодухновенное Слово: «Тогда внезапно постигнет их пагуба». Над всеми
живущими на земле, над теми, которые сделали
этот мир своей родиной, день Господень
придет как тать ночью» (ЖВ.635).
15. Какая похвала высказана
этому периоду? Откр.3,4,
— Белые одежды —
праведность Христа. Откр.19.8, «Ни один грех не может оставаться в характере тех,
кто будет ходить со Христом в белых одеждах. Раскаянием и верой мы сможем
повиноваться заповедям Божьим» (СЦ. 5.
472).
16. Какая награда обещана побеждающим? Откр.3,5.
— Книга жизни — это прописная
книга нового Иерусалима. Откр. 21, 27. Кто получит право на прописку? Отар.
22, 14.
17. Относятся ли истины этого периода к нам? Откр.3,6.
— Являемся ли мы
победителями? «Не относится ли это предостережение и к нам? Мы должны каждый в
отдельности исследовать свое сердце во свете Слова Божьего и нашей первой
задачей должно стать: с помощью Христа привести наше сердце в полный порядок» (Сц. 5.610 стр).
Заключение: Пусть опыт
Сардисского периода побудит нас к ревностному и верному служению Господу!