Тема 7
ФИАТИРА — ЦЕРКОВЬ ПУСТЫНИ (538—1798 гг.)
(Откр. 2:18-29)
А. Четвертый период — самый страшный, называемый в
истории «темное средневековье».
Б. Самый продолжительный и изнурительный, во время
которого были использованы все
средства, чтобы погубить Церковь: заблуждения, соблазны, насильственное уничтожение.
Имеет полное сходство с последней Церковью — по великой скорби (Дан. 12:1).
— Самое длинное
послание церкви, расположенной в самом маленьком из всех городов Асии. Но
проблемы этой церкви не были незначительными.
I. Необычная характеристика Фиатиры (Откр. 2:18)
1. Каково значение имени «Фиатира»?
— «Фыа» — неутомимая; «тирос» — жертва, т. е. неутомимая
жертва.
— Начало и конец периода: указ
Юстиниана от 533 года вошел в силу в 538 году. Папа был признан главою всей
церкви и владетелем Рима. В 1798 году папа был пленен и умер (Откр. 13:10).
2. Какова характеристика города Фиатира?
— «Слабый сделался сильным».
— «Сам город возник — построен
Селевком, одним из генералов Александра Македонского в 280 году до Р. X.
Церковь связана с действием женщин: первую весть о спасении принесла Лидия, уверовавшая
в Филиппах (Деян. 16:13—15). И особый
вред принесла женщина, которую Иоанн символизирует под именем Иезавели, «Одной
из достопримечательностей Фиатиры был оракул Самбате, женщина-пророчица. Именно от этой Самбате шло порочное
влияние на Фиатирскую церковь» (Баркли.
«Откровение», 110—111 стр.).
3. Как представился Спаситель
Фиатирской церкви (Откр. 2:18).
«Церкви, которая при всех своих делах
любви позволяет себя вводить в заблуждение,— отмечает себя Иисус Сыном Божьим.
От Его пламенного взора не скрыты никакие жертвы и дела любви и в свое время
Он отделит безбожие и всякий обман, как золотоплавильщик шлак» («БУ», 15/11, 1919г.).
II. Это период наибольшей тьмы
заблуждении (20 ст.).
4. Почему символом источника
заблуждений взята Иезавель?
— Этот период имеет наиболее яркое
сравнение с периодом Иезавели. Вредное влияние Иезавели на правителя и народ
израильский соответствует воздействию папства
правителей и народ темного средневековья. Иезавель
ввела идолопоклонство и Израиль стал служить Ваалу — языческому богу солнца (3Цар. 16:31—33; 4Цар. 18:4, 13). То же
совершило папство в Фиатирском периоде с 538 по 1798 гг.
5. Почему папство запретило людям читать Слово Божье (Откр. 11:3).?
— Чтобы легче было обманывать людей.
— «Облечены во вретище» — вретище являлось обычным
выражением скорби (2Цар. 3:31) и
раскаяния (Ион. 3:6—8).
Следовательно, Писание здесь изображено в скорби и печали во время господства
человеческих традиций» (КАСД на Откр.
11:3).
— В 1229 году Тулузский собор по настоянию папы запретил
мирянам чтение Священного Писания, а собор Тарраконский 1234 года запретил читать Библию как мирянам, так и духовным». (История христианской Церкви, т. 2, 290
стр.).
6. Каким образом и когда был изменен закон Божий (Дан. 7:25)?
— Суббота вначале была устранена как день покоя в 364
году на Даодикийском соборе, но в течение столетий на каждом из соборов
попиралась все более и более.
— В 787 году на седьмом соборе в Никее было введено
иконопочитание, и таким образом устранена вторая заповедь закона Божия.
7. Какое еще заблуждение проникло в христианскую
Церковь?
«Таким образом в христианскую веру проникли серьезные
заблуждения. Главными среди них были: вера в естественное бессмертие человека
и его сознательное состояние после смерти... Отсюда также возникло лжеучение о
вечных муках» ("ВБ", 48 стр.).
8. Как извратил Рим учение о прощении (1Иоан. 2:1-2)?
«И еще в одном вымысле нуждался Рим, чтобы использовать
страх и пороки своих приверженцев. Это было учение об индульгенциях. Было
обещано полное прощение грехов в прошлом, настоящем и будущем, а также освобождение
от всех мук и наказаний тем, кто будет участвовать в войнах, проводимых
Понтифексом... Народ учили, что уплативши деньги Церкви, он освобождался от
грехов, а также могли спасти души умерших друзей» («ВБ»,48 стр.).
— Дошло до того, что уплатив деньги, можно было получить
прощение даже будущих грехов.
9. Каким образом папа заменил собой
Христа (2Фес. 2:7)?
«Вера во Христа, истинное основание,
была перенесена на папу. Вместо того, чтобы уповать на Сына Божия, дающего
прощение грехов и вечное спасение, народ взирал на папу, на священников и
прелатов» («ВБ», 44 стр.).
«Дело дошло до того, что папу открыто стали
называть антихристом, сидящем в храме Божьем и распоряжающиеся с таким
самовластием, как будто он сам был Богом». («История
человечества»,т. 6, 273 стр.).
— Представим себе, как трудно было детям Божьим жить в
обстановке папского режима. Было два пути — или согласиться с папством, или
отстаивать истину, что влекло за собой гонение и смерть.
III.
Это период насильственного уничтожения детей Божьих (18 ст., втор. ч. и 19 ст.).
«Фиатира — это средняя церковь из семи
и, следовательно, является как бы символом церкви средневековья» («Раскрывая Откровение», 30 стр.).
10. Почему ноги Христа представлены как
подобные хал-коливану (Откр. 2:18)?
— Ноги, подобные халколивану — ливанской раскаленной
меди — символ того, что Христос ходит
с Церковью в горниле страданий темного средневековья.
11. Можно ли представить себе эту
раскаленную печь огненных испытаний?
— Сравнение с мученической Смирнской
церковью:
«Языческий
Рим уничтожал тысячи, а духовный — миллионы».
— Ужасы папской инквизиции нельзя
описать: «Собралось крестоносное войско в 100000 человек. Тогда-то, именно во
время завоевания города Безьера, папским легатом было произнесено ужасное
слово. Когда победители спрашивали его, что им делать, так как они не могут
различить добрых от злых, он ответил им: «Убивайте всех. Господь разберет
Своих» («История христианской Церкви», т.
2, 289стр.).
«Путь, пройденный римским престолом, —
кровавый путь, адский путь. Присмотритесь к нему: «Справа и слева
он окаймлен тысячами костров, сотнями тысяч эшафотов.
С треском и шуршанием подымают они свои огненные языки к небу, а вокруг
растекаются потоки человеческой крови, человеческие тела корчатся в этой
огненной лаве... Мимо нас проходят тени миллионов страдальцев; их глаза закрылись
во мгле темниц, их члены разорваны, тело изрублено и поругано, а душа
надломлена, оплевана и обесчещена... Что за путь? И чем дальше, тем хуже, тем
больше мук, страданий и слез. И это путь римского престола — путь наместника
Христа? Воистину пытка, эшафот и костер стали верными апостолами римского
первосвященника» («История мировых
государств», 37—38 стр.).
12. С какой похвалой отзывается Господь
о верных этой церкви (Откр. 2:19, втор.
ч.)?
— Эта церковь действительно достойна двойной похвалы.
«Один кельтский апостол молился в 600-м
году: «Ах, Боже, зажги во мне огонь Твоей божественной любви, чтобы Твое
божественное пламя всегда во мне горело». Кельтские миссионеры несли свет
Евангелия Голландии, Швейцарии, Германии и т. д. В последующих столетиях
выступили ученики Клавдия, нищие Лиона, вальденцы и другие. Они, странствуя в
истинно апостольском смирении, ходили по домам и проповедовали Евангелие. Они
проповедуют и учат в лесах, в лощинах, всегда гонимые плотской церковью...
Любовь их — свет на их темной стезе, а Евангелие — их сила... Ремесленник,
занятый днем работой для жизни,— пользуется ночью. Если это иначе нельзя
сделать, они и ночью пускаются в брод через реку, чтобы навестить там друга и
наставить его Евангелию. О таких мог Господь сказать: «Последние дела твои лучше
первых» («БУ», 15/2, 1919г.).
14. Что поэтому обозначают слова
«последние дела твои лучше первых» (Откр.
2:19, поел. ч.)?
— Перемена произошла в конце фиатирского периода, когда
вошла в силу Реформация. Такие мужи, как Лютер, Нокс, Кальвин, Цвингли и десятки
других пришли, чтобы обратить людей снова к Богу. Вальденсы, альбигойцы,
богемско-моравские братья начали соблюдать библейскую субботу и воспитывали
детей в чистом понимании истины. Перевод Библии на родной язык. Оживление дела
Божьего. Открытое выступление против папства: «Они открыто стали проповедовать
на улицах города, странствовали по
окружающим местам, проникали в дома, проповедовали
даже в церквах» («История христианской
церкви», т. 2, 286— 287 стр.).
IV. Факты,
на которые следует обратить внимание (21-29
cm.)-
15. Какие
предостережения даны гонителям Церкви (21-23
ст.)?
— Что в случае непокаяния они получат возмездие за свои
дела. В этом великом периоде Бог показал, что Он есть великий Судия. И в
доказательство, что будет вечный суд «по делам», Бог для примера показал
возмездие над папством (Откр. 13:10).
Нашествия вандалов, арабов и другие события были наказанием за истребление
невинных детей Божьих и за непринятие истины.
16. Что из себя представляют глубины
сатанинские (Откр. 2:24)?
— Заблуждения, прикрытые мантией религии. К примеру:
смерть открывала ложь и лукавство сатаны, но сатана своим учением превратил
смерть в жизнь; одни идут в рай, а другие в ад; чего нет в Священном Писании.
Из врага сделался другом, могилу превратил в райское блаженство. Особо опасным
в период средневековья, как и в наши дни, было приспособление к мирским обычаям
и нравам,— это глубины сатанинские: «Приспосабливаясь к мирским обычаям и
нравам, люди дошли до такого умственного отупления, что кажется совершенно
утратили способность различать свет от тьмы и истину от заблуждения («ПЦ», 151 стр.).
— Чем ближе заблуждение к истине, тем опаснее глубины
сатанинские. Чистота от греха, удаление от всего мирского, соблюдение в страхе
Божьем всех заповедей, — есть единственная гарантия от глубин сатанинских.
17. Что
ободряло верных этого периода (Откр.
2:25) ?
— Близость пришествия Христа. Церковь в пустыне достигла
начала времени конца — периода шестой печати, который начался 1 ноября 1755
года. Тем более сегодня ободряет близость Его пришествия, когда мы живем у дверей
этого великого события.
18. Как в свое время поменяются местами
гонители и гонимые (Откр. 2:26, 27)?
— Святые — гонимые и страдальцы — станут судьями. Они
будут судить и исполнять приговор вместе со Христом (Откр. 20:4; Псал. 149:9).
19. Какую славную награду обещает Бот
победителям (Откр. 2:27-28)?
—
«Власть над язычниками». Когда Господь примет царство славы, то и спасенные будут
вместе с Ним царствовать Вместе с Иисусом они будут совершать над ними суд (1Кор. 6:2).
Заключение: «Наш разум, воля, чувства — все это должно быть подчинено
контролю Слова Божьего, и тогда посредством работы Святого Духа все заповеди
Слова Божьего станут принципами жизни. «Тому кто побеждает, дам звезду
утреннюю».