Тема 6
ПЕРГАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕРКОВЬ
(323—538 гг.)
(Откр. 2:12-17)
А. Период Пергамской церкви
простирается через три столетия с 323 по 538 гг. Он начинается с мнимого обращения
императора Константина и оканчивается передачей гражданской власти римско-католической
церкви императором Юстинианом (Драма», 52).
Б. Великая перемена — от
гонений к дружественным отношениям. Соединение мира и Церкви. Посему этот период
справедливо назван «Сатана в Церкви».
I. Как Христос открывается этому периоду (Откр. 2-12)?
1. Кто ангел этого периода (Откр. 2:12)?
— Верные служители этого периода, подобные Антипе.
2. Что обозначает имя «Пергам» (Откр. 2.12)?
— «Возвышение» или «Высокий замок».
«Город располагался на возвышенности и
был построен греком Эллианом в 1150 году до Р. X. Это был неприступный царский
город. Он стал столицей Асии, когда Аттал III, последний из династии Атталов,
передал свое царство Риму в 133 г. до Р. X. («Раскрывая
Откровение», 22—23 стр.).
3. Какой резкий контраст между
мученической и Пергамской церковью?
— Смирна — церковь мучеников. Там
тысячи и миллионы замученных, костры и пытки. Однако среди великих гонений они
оставались верными Господу. Но в период Пергама сатана водрузил свое знамя в
христианской Церкви. Вместо гонений появились опасные и заманчивые обольщения
земного благополучия и светского честолюбия. «Христиан не приходится больше
искать, ибо их находят повсюду; в войске встречаются христианские офицеры;
среди государственных чиновников христиане занимают даже такие высокие
должности, как должность наместника; в свите императора можно найти
христианских придворных» («История
человечества», т. 4, 186 стр.).
4. Как являет себя Христос этому
периоду (Откр. 2:12)?
— Уклоняющемуся
от Священного Писания христианству отмечает Себя Сын Человеческий мстящим
Судьею с острым с обоих сторон мечом Слова Божьего.
II. В
этом периоде «престол сатаны» (13—15 ст.).
5. Кто положил основание «престолу
сатаны» в Пергамском периоде (Откр. 2:13,
пере. ч.)?
«Пергам был центром сатанинской
религии. Христос сказал этой церкви: «Ты живешь там, где престол сатаны». Когда
персы захватили Вавилон, они освободили жителей этого города. Но вавилонские
священники позже подняли бунт и были изгнаны из города. «Побежденные халдеи
бежали в Малую Азию и учредили свою главную школу в Пергаме... Здесь вне
всякого контроля они осуществляли свои религиозные обряды»)( Вильям Бакер. «Лары и пенаты», 232— 233 стр.). Поэтому
Пергам стал местом сатанинской системы вавилонских таинств. Эта поддельная
религия основывалась на претензии, что они навели мост между небом и землей.
Правящий монарх стал главой системы. Он имел много титулов, одним из которых
был «Понтифекс Максимус». «Понт»
означает мост, «Фракцио» — я сделаю и
«Максимус» — самый великий.
Следовательно, соединив все эти значения вместе, вы получите выражение: «Самый
великий строитель моста» (Быт. 11:1—5). Пергам некоторое время
был центром этого таинственного культа». Но когда пергамский царь передал свое
царство римлянам, этот священный культ был перенесен в Рим, который с того
времени стал центром этой ложной системы вероучения. «Имя», «ключи» и «одежды»
— все это впитало в себя отступившее христианство. Пергам, таким образом, стал
связующим звеном между древним Вавилоном и Римом. Обожествление императора
вполне естественно началось в этом городе. Пергам был городом храмов, самым
внушительным из них был храм Зевса. Этот храм был посвящен Асклепию или
Эскулапу, «богу змею» или «богу исцелителю». Живой змей всегда жил в храме
Зевса как предмет поклонения. Здесь также находилась знаменитая медицинская
школа, символом которой был змей, обвивавшийся вокруг чаши. Этот символ дошел
до нашего времени как эмблема медицинской профессии» «Раскрывая Откровение», 23—25 стр.).
6. Почему Пергамский период
назван престолом сатаны (13ст.)?
— Этот город был
центром языческого культа, центром освященного языческого распутства, почему и
назван в Откровении местом жительства сатаны. Именно в этом периоде сатане
удалось поставить «престол свой» во многих сердцах чрез принятие ложных
языческих учений. Это очень опасный, но поучительный период. Будем бдительны,
чтобы различать коварные действия сатаны.
7. Каким образом сатана
проявил себя чрез учение Валаама (Откр.
2:14)?
— Учение Валаама
— соединение христианства с язычеством. Валаам вначале был верным пророком, но
за награду присоединился к язычникам (Числ.
22:1—5, 18; 31:15— 16:25,1—3; 2Петр. 2:15; Иуд. 11).
— Роль Валаама в
Новом Завете сыграл Понтифекс Максимус — великий строитель мостов — Константин
Великий: «В 325 году Константин, римский император, сыграл роль Валаама между
язычниками и христианами. Он предрасположил христиан и постепенно соединил с
язычниками. Христиане пошли на уступки и приняли много постановлений и
обрядов языческих, назвав их священными и признав за ними божественное
происхождение» («Древняя история
Иванова», 246 стр.).
— Особый подход Константина к христианам. Забота —
выдал деньги на проезд и пребывание в Никее
с июня до августа 325 года, ввел в палаты; нежный подход и лесть...
«После страшной бури
преследований многие из присутствующих носили еще на теле следы испытанных
мучений,— солнечное сияние императорской милости было так приятно, что не все
собравшиеся сумели сохранить свою самостоятельность». («История человечества», т. 4, стр. 190-191).
8. Есть ли факты истории,
что сатана действительно поставил в Пергамском периоде престол своим
заблуждениям (14-15ст.)?
— Указ о соблюдении дня солнца: «В 321
году был издан указ о всеобщем соблюдении воскресного дня императором
Константином в силу первосвященнической власти, которая принадлежала ему как нмперагору» ( «История христианской Церкви, т. 1,170—171 стр.).
— В 325 году был введен праздник Пасхи:
«По правилу Никейского собора (325 г.) Пасха должна праздноваться в первое
воскресенье после первого весеннего полнолуния. Первое весеннее полнолуние
считать после 21 марта».
— Постановление Лаодикийского собора
364 года об изменении субботы на воскресенье: «Католическая церковь одна и
притом в силу своей власти перенесла еженедельный предназначенный к покою день
с субботы на воскресенье ...абсолютно воспрещая делание в оный какой-либо
работы, но и воспретила постановлением Лаодикийского собора 364 года всякое
воздержание от работ в седьмой субботний день, грозя ослушным церковным
проклятием, отлучением и конфискацией имуществ... Библия говорит: «Помни день
субботний, чтобы святить его», мы же от имени нашей церкви и по приказу
римского престола говорим: «Нет, святите первый день недели, и мир, весь мир
послушен ему»У «История мировых
государств», 47—48 стр.).
— «В 340 году
появились первые монастыри» («История
человечества», т. 4, 193 стр.).
— Иконы: «Около 440 года впервые
отваживаются внести в церковь изображения Христа») («История человечества», т. 4, 196 стр.).
— Введение различных праздников:
«Церковь желала бы сделать церковную жизнь привлекательной для народных масс и
хотела бы чем-нибудь заменить те веселые и блестящие языческие праздники, которых
народ лишился с переходом в христианство. Первоначально кроме воскресенья
праздновали лишь Пасху в воспоминание смерти и воскресения
Христа. Затем на Востоке ввели 6 января праздник крещения в воспоминание о
крещении Христа» («История человечества,
т. 4, 194 стр.).
— Установление праздника Рождества Христова — около
375 г. по Р. X. «На выбор дня его чествования оказало весьма важное влияние то
обстоятельство, что весь античный мир привык праздновать 25 декабря как день
бога Солнца. Отсюда языческому торжеству надо было противопоставить
христианский праздник, посвященный началу истинного солнца мира. Спасителя
человечества» («История христианской Церкви», Функ, 173 стр.).
— Отнятие ежедневной жертвы от Христа — решение
римского собора 503 года, который вступил в силу в 508 году — о ежедневном
обряде причастия — евхаристии.
«Поклонение изображениям и реликвиям,
заступничество святых, преклонение перед папой, — все это является изобретением
сатаны, чтобы отвлечь разум народа от Бога и Его Сына» («ВБ», 568 стр.).
«Теория о бессмертии души принадлежит к
одному из тех лжеучений, какие Рим перенял от язычников и внедрил в
христианскую религию» («ВБ», 549 стр.).
III. «Опасное сходство»
Вглядываясь в отступившее от истины
христианство Пер-гамского периода, мы отчетливо видим в нем не образ Иисуса, а
опасное сходство с сатаной и его тайной беззакония.
10. Какие печальные последствия
принявших опасное сходство с сатаной (Втор.
32:29; Откр. 2:16)?
— По причине идолопоклонства и распутства с моавитскими
женщинами в дни Валаама погибло 24000 человек (Числ. 25:9).
— Сколько же несчастных жертв — тысяч и миллионов
погибло от идольских жертв и духовного любодеяния?
— Поэтому звучит призыв к покаянию (Откр. 2:16).
— И искренне покаявшись, никогда не будем заигрывать с
грехом, не будем стирать границ между истиной и сатанинским мраком (2Кор. 6:14—18).
11. Кто же является верным свидетелем
Пергамского периода (13 ст.)?
— Конечно, не те, которые имели опасное сходство (при
Юлиане, 361—363 гг.): «Улыбки прежних императоров было достаточно, чтобы
обратить массы в христианство; чтобы снова сделать их язычниками, не нужно было
даже улыбки
со стороны Юлиана: достаточно было уже того, чтобы они
знали, что это угодно ему, и они перестали быть христианами («История человечества», т. 4, 197 стр.).
— Но не так поступали те, которые имели сходство с
Иисусом (Откр. 2:13). Антипа (Анти — против; па — сокращенное «папа»,— против папы). Это имя стало нарицательным
— один против всех.
«Христианская религия, допустив многие
языческие взгляды (сатанинские учения) и став государственной церковью,
представляла из себя новое, еще более страшное язычество. Но для того, чтобы
теперь против этого свидетельствовать, подвергая свою жизнь опасности, также
необходим был Антипа, — один против всех, как когда-то в Пергаме против
язычества. И если он отстаивал истину до конца от чистого сердца, то должен
был, подобно Антипе, запечатлеть свою веру смертью».
12. Какая награда обещана победителю (Откр. 2:17).
— Вместо идольских жертв — сокровенная манна, агельский
хлеб.
— «Белый камень» — «В то время судьи на суде для
принятия решения применяли белый и черный камень. Белый — для оправдания,
черный — для осуждения» («Раскрывая
Откровение», 26 стр.).
— «Новое имя»: «В Библии имя человека часто указывает
на его характер» (КАСД на 2 гл. Откр.)
Заключение: «И дам ему новое имя». «Зачерненные пред сатанинским престолом
как безбожники и многократно осужденные к смерти, стоят они вечно чистые пред
Божьим престолом, сияя как ослепительно белые драгоценные камни».
— Желаешь ли ты наследовать такое имя?
— Уэсли говорит: «Иаков после своей победы получил новое
имя — «Израиль». Желаешь ли ты знать, какое будет твое новое имя? Путь к нему
ясен — побеждай! Тогда ты прочтешь это имя на белом камне!»