Тема 5

МУЧЕНИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ (100—323 гг.)

(Откр. 2:8-11)

А. Верные до смерти получат венец жизни. Б. Границы периода: смерть Иоанна в 100 году и 323 год— год мнимого обращения Константина в христианство.

I. Христос открывается Смирнскому периоду осо­бым образом (8 cm.)

1. Что обозначает слово «Смирна»? (Откр. 2:8). «Слово «Смирна» означает краснокоричневую благоу­хающую смолу, которая добывалась из кустарника в Ара­вии. Эту смолу употребляли для парфюмерии: мазей и бла­говонных курений и как средство для бальзамирования мертвых. Более душистая при трении и раздавливании. Ее ароматный запах несомненно означает, какой приятной бы­ла верность этой церкви Господу».

— Итак, «Смирна» — приятное благоухание.

2. Какова характеристика этого города?

— Ефес — город перемен. Смирна получила название «город жизни». Это один из древнейших городов... единст­венный из семи сохранившихся крупных современных го­родов с населением 270000 человек. Город сильно постра­дал от военных нападений, кровопролития, землетрясений, пожаров и бедствий. Но он все еще стоит. Это действитель­но город жизни. В Смирне (Измире) живет больше хри­стиан, чем в любом другом турецком городе». («Раскрывая Откровение», 20 cmp.).

3. Кто был ангелом Смирнской церкви, когда Иоанн пи­сал это послание? (Откр. 2:8). Поликарп был «ангелом» этой церкви в то время, когда Иоанн писал книгу Откро­вение. Согласно словам Тертулиана, Иринея, Евсевия и Иеронима, апостол сам посвятил его в сан епископа Смир­ны. Предписание требовало, чтобы Поликарп поклонился кесарю как Богу. Его отказ стоил ему жизни. Поликарп был сожжен на костре на склоне горы Пагус в 168 г. по Р. Х. Его мученическая смерть и в такой же мере горькие опыты, че­рез которые прошла Смирнская церковь, хорошо символи­зируют этот период истории церкви («Раскрывая Откро­вение», 20 стр.).

4. Как Христос представился этому периоду? (Откр 2:8; 1:10).


«Алфа и Омега — первый и последний».Подобно тому, как алфавит представляет собой неистощимый материал для выражения, так Иисус Христос и Его любовь представ­ляют неисчерпаемую тему для размышления» («Раскры­вая Откровение», 10 стр.).

«Который был мертв и се жив» — для Церкви, кото­рую преследовали и членов которой умерщвляли за их ве­ру,— напоминание о том, что Христос жив, имело особен­ное значение» (КАСД на Откр. 2:8).

II. Церковь без недостатка (9 ст.).

5. Что можно сказать о делах Смирнской церкви? (9 ст.. ч. I)?

Это церковь без недостатка. Почему? «Это был пе­риод великих испытаний, трудностей и преследований. Од­нако эти трудные времена в духовном отношении были для верующих большим благословением. Запомним для себя:

времена материального обилия и роскоши, периоды мира и благоденствия — наиболее трудные, чтобы поддерживать живой энергичный, возрастающий духовный опыт. Для ис­тинных христиан, стремящихся к небу, благосостояние бо­лее страшно, чем преследование» («Драма», 46).

6. Какие три неблагоприятных обстоятельства пережива­ла Смирнская церковь (9 ст.)?

Скорбь, нищета, злословие. Одного упоминания, что он христианин было достаточно, чтобы быть брошенным на растерзание голодным львам, а народ встречал их смерть рукоплесканием и радостными возгласами: «Слава импера­тору!» Христиан обвиняли во всем. Если наступал голод, болезнь или другие бедствия, народ снова кричал: «Хрис­тиан бросить львам!»

7. Что означают слова: «Ты богат» (Откр. 2:9)?

— Богаты стойкостью веры (Иак.2:5). Да, они были очень богаты в вере и любви, богаты в истинных богатствах небес. Мирское богатство — не ходячая монета в царствии Божьем.

8. Какие люди принесли особые бедствия Смирнскому периоду (Откр. 2:9, посл. ч, Рим. 2:28. 29)?

— Это были люди с необрезанным сердцем. Они пос­тоянно препятствовали проповеди Евангелия (Деян. 13:45, 46; 14:2. 19).

«Тот же самый дух обнаружили они и в Смирне, где при сожжении епископа Поликарпа наибольшее участие при­нимали полные неукротимой ярости евреи. Евреи, которые


распяли Своего Мессию и гнали Его последователей, — действительно «сборище сатанинское».

— «Сборище сатанинское». Англ. перевод стиха гласит: «синагога сатаны». Центром деловой жизни иудеев была синагога, где и составлялись различные заговоры против христиан». (КАСД на Откр. 2:9).

III. Гонения в Смирнском периоде (Откр. 2:10).

9. Каковы были причины гонений (Иоан. 15:18—21)? «В те дни существовало поклонение императору и хри­стиане, желавшие остаться верными Богу в истине, не должны были участвовать в этом... Кроме того, происходи­ли празднества и игры, при которых приносились жертвы идолам. В этих обоих случаях верные Богу христиане долж­ны были стоять в твердом послушании первой и второй за­поведи. И плюс ко всему этому их соседи язычники ложно обвиняли их в самых скверных пороках и преступлениях» («Драма», 48 стр.).

10. Какими двумя советами Господь подкрепляет верую­щих прежде их гонений (Откр. 2:10)?

«Не бойся» и «будь верен до смерти» — совет всем христианам.

11. Какие императоры участвовали в гонениях на хри­стиан?

— «Эти гонения, начавшиеся еще при Нероне, прибли­зительно со времени мученической смерти Павла, продол­жались с большей или меньшей силой в течение долгих сто­летий» (ВБ., 40 стр.).

— Кто начал гонения в Смирнском периоде? — Доми­циан (81—96 гг.). Причина гонений: «Этот император был чрезвычайно скуп, жаден и отличался подозрительностью. Однажды этот подозрительный тиран услышал, что в Пале­стине живут родственники Иисуса, которые ожидают Его царства. Он повелел отыскать их и когда их привели, он ус­покоился и освободил их лишь тогда, когда увидел, что это были бедные труженики, руки которых были покрыты мозо­лями и которые ожидали небесного, а не земного царства» («Голос истины», №11, 1927 г.).

12. При каких императорах было самое страшное из го­нений?

— При Диоклетиане (285—305 гг.) и Галерии (305— ЗГ1 гг.).

«Четырьмя эдиктами Диоклетиан имел намерение окон­чательно истребить христианство. Первый эдикт предписы­вал


разрушить молитвенные дома христиан, уничтожить книги Св. Писания, закрыть богослужебные собрания, всех исповедующих христианскую религию лишить всех граж­данских прав, в суде чинить над ними насилие и не при­нимать от них жалоб. Приведение в исполнение этого эдик­та ознаменовалось величайшим кровопролитием. Второй эдикт требовал заключения в темницу всех руководящих христианским обществом как политических преступников. Третий эдикт вынуждал заключенных приносить жертвы языческим богам. Приносивших освобождали от тюремного заключения, не желавших приносить подвергали всевоз­можным пыткам. Четвертым эдиктом все христиане пого­ловно принуждались к отречению от христианства... «По­всюду полились ужасающие потоки христианской крови. Люди не останавливались ни перед какой жестокостью, по­сему повсеместно происходили такие ужасы, которых нель­зя описать. Современник гонения Диктанций говорит: «Ес­ли бы у меня были сотни уст и железная грудь, то и тогда я не смог бы исчислить всех родов истязаний, которым под­вергались верующие. Свирепость мучителей доходила до того, что мучимых лечили, чтобы мучить снова» («Голос ис­тины», №П, 1927 г.).

«Скорбь дней десять» — это самое сильное гонение, которое продолжалось десять лет (303—313 гг.). И при им­ператоре Галерии окончилось.

IV. Победители Смирнского периода (Откр. 2:11).

13. Все ли устояли в испытании?

— Некоторые отказались от Бога и истины: «К сожале­нию, слишком многие не обратили внимания на серьез­ное увещание в этот мученический период, когда проверя­лась их верность. Число отпадших было слишком велико» («БУ», 1919 г.).

14. Были ли такие, которые возвратились? «Они молят, чтобы их приняли обратно. Они не могут по­ступить иначе, не могут жить без того, что дало им однажды блаженство» («История человечества», т. 4,186 стр.).

15. Но наряду с проявлением слабости, сколько примеров мужества (Откр. 2:11)?

— Люди могут лишить истинных христиан земной жиз­ни, но они не потерпят вреда от второй смерти, которую ис­пытают на себе их гонители.

— Примеры мужества: «Стойкость мальчика Диоскура среди всех пыток была так велика, что даже наместник


исполненный удивления и сострадания, наконец отпустил его... В Фивах в течение нескольких дней висела на кресте супружеская пара, ободряя друг друга. В Иерусалиме и Антиохии епископы умирали, стойко перенося пытки... В Кар­фагене тюрьма была полна христиан, которых голодом и жаждой хотели принудить к отречению» («История чело­вечества», т. 4, стр. 186.).

В чем была причина их мужества (1 Иоанн. 4:5; Откр.2:10, 11)?

Заключение: Будем помнить, что гонения весьма необ­ходимы для очищения и духовного роста (Пс. 118:67; Евр. 12:10—12). Важно быть победителями. Готовы ли мы остаться верными божественным принципам до конца? «Изберите лучше бедность, упреки, одиночество и любые страдания, чем осквернение своей души грехом. Лучше смерть, чем бесчестие или нарушение закона Божьего, — таков должен быть девиз каждого христианина». («Свиде­тельства для Церкви», т. 5, 147 стр.).

«Победитель» когда ты получишь такое имя? Окон­чательная победа является кульминационным моментом всех побед, одерживаемых нами ежедневно!

 

Hosted by uCoz