Тема 4
ЕФЕС — ЖЕЛАННАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ
(Откр. 2:1-7)
А. Апостольская церковь является
образцом для христианской церкви всех времен. Искренность, полнота любви,
полнота света, миссионерский дух — были преобладающими в период ее расцвета.
Есть ли эти качества в нашей
духовной жизни? Не говорит ли Христос
лично каждому из нас: «Но имею нечто против тебя». Б. Важность истины о семи
церквах.
1. Вообще каждое слово
Откровения имеет неизмеримую цену: «В конце дней у нас еще остается чуднейший камень
всех пророчеств — Откровение. Иисус Христос как верный Свидетель дал это
Откровение всей Своей церкви, чтобы обратить ее взор на будущий день Его и
приготовить ее к этому дню» (Тайна
разоблачена).
2.
Какое особое значение имеет истина о семи церквах? Семь печатей — внешняя жизнь
церкви и ее борьба. Семь труб — наказание павших церквей за непринятие истины.
Семь церквей
— внутреннее духовное состояние церкви.
3. Какое особое положение
среди всех семи церквей занимает апостольская церковь?
Апостольская церковь
достойна подражания. Значение слова «Ефес» — желанная. Все замечательные
качества найдены в ней. Таким часто представляем себе друга жизни, а Христос —
церковь. Чарльз Браун писал: «Здесь мы имеем список прекрасных качеств, за
которые каждая церковь может быть благодарна; при упоминании их каждая церковь
могла бы радоваться... О, если бы и вы могли сказать, если бы знали такую
церковь сегодня, — тогда среди окружающего греховного влияния она была бы
моральным чудом» (Небесные видения, с.
46,47).
После закрытия центра в
Иерусалиме в 68 году по Р. X. во время иудейско-римской войны Ефес занял
центральное положение в христианском мире.
I. Первое внимание в истине о церквах
— Христу. Откр. 2:1
1. К кому обращается
Христос как ангелу Ефесской церкви? 1 ст.
«Ангелу Ефесской церкви» —
относится в первую очередь к руководителям церкви. «Хотя в адресе каждого
послания упоминается ангел церкви, обращение, вне всякого сомнения, относится
к членам церкви» (Баркли, Откр. 60).
2. Какова роль Христа в истине о семи церквах? Откр.
«Вся пророческая структура книги
сосредоточена на Христе, Кто является центром всего пророчества... В первых
трех главах Сын Божий упоминается по имени или в местоимении 140 раз. Этим
подчеркивается факт, что
главной личностью книги Откровение
является Иисус» (Раскрывая Откровение,
Р. А. Андерсон, 4).
«Художник создал панораму —
портрет Линкольна, но вблизи в чертах портрета можно было прочитать Декларацию
об освобождении рабов. Книга Откровение раскрывает панораму будущего, но в
первую очередь это откровение об Иисусе Христе, умершем за нас, чтобы мы могли
жить. В то время, когда медленная, тихая похоронная процессия двигалась по
улицам родного города Линкольна, мать-негритянка подняла на плечи своего сына
и сказала: «Сынок, внимательно посмотри на него, он умер за тебя». Изучая
страницы Откровения, давайте вглядимся в Того, Кто отдал Самого Себя, чтобы
освободить нас от смерти и рабства греха» (Раскрывая
Откровение, с.5).
II. Положительные черты Ефесской церкви.
Откр. 2:2,3.
3. Какой период охватывает
Ефесская церковь? «Точные пророческие периоды имеют и точные даты, но там, где
нет точного пророческого указания о времени, как, например, в истине о семи
церквах, там даты приблизительны» (КАСД
на Откр. 2 гл).
Большинство теологов принимают дату
ефесского периода — 27—100 гг. по Р. X.
4. Чем характерен город Ефес?
«Ефес называется «городом
перемен» из-за меняющегося рельефа местности. Он по справедливости мог представлять
собой начало христианской эры, ибо никакой период в истории церкви не
свидетельствовал о более решительных переменах в человеческом сознании. Весть
Иисуса, вызвавшая большие изменения, бросила вызов всякой системе мышления.
Ничто не могло противостоять прогрессу христианства. Оно было «рождено в
шторме, воспитано в циклоне и пронеслось по миру подобно урагану. И Ефес,
город перемен, символизировал эту новую эру» (Раскрывая Откровение, с.15).
«Ефес был построен в
девятом столетии до Р. X. Храм Дианы, или Артемиды Ефесской, был построен в 480
году до Р. X., а сгорел в ночь рождения Александра Македонского в 356 году до
Р. X. (подожжен Геростратом, пожелавшим
попасть в историю). Этот храм был одним из семи чудес света: 150 метров длины и 70 метров ширины.
Построен из красного дерева, голубого, желтого и белого мрамора. Золотые
ступени и 127 колонн, высотой
20 метров. Отстраивался 120 лет» (Раскрывая Откровение, с.127).
5. Что нам известно об истории
Ефесской церкви? Деян. 19:1,2.
Это происходило в 56 г. по
Р. X. Эту церковь основал ап. Павел. Как явствует из этого текста и
последующих,— всем, кто принимает полноту истины, необходимо принимать второе
крещение.
В Ефесской церкви в разные
времена трудились Павел, Акила и Прискилла, Аполлос, Иоанн и Тимофей. Мария,
мать Иисуса, также жила и умерла в Ефесе.
6. Какие положительные черты Ефесской
церкви? Откр. 2:2.
«Знаю твои дела» — дела любви. Деян.
2:44—47. «Вначале состояние Ефесской церкви отличалось детской простотой и
горячей ревностью... Они с радостью исполняли волю Божью, ибо Спаситель
пребывал в их сердцах. Все члены были единодушны в своих стремлениях и делах.
Они помогали сиротам и вдовам в их нуждах и хранили себя неоскверненными от этого
мира» (Деяние, с.616). «Труд твой» —
труд благовествования. 1 Фее. 1:7—9. «Они так усердно трудились для своего
Господа, что, несмотря на самое жестокое сопротивление со стороны врагов,
Евангелие царствия было извещено всем населенным пунктам земного шара. Энергия
и рвение последователей Иисуса того времени записаны на страницах Священного
Писания для примера и ободрения верующих всех столетий» (Деяние, с. 616).
7. Что сказано о терпении Ефесского
периода? Откр. 2:3. Обстоятельства, среди которых апостольская церковь проповедовала
Евангелие. Деян. 19:23—29. Не только здесь, но в каждом месте не обходилось без
гонений. Деян. 14:19—22. Среди гонений, оскорблений, идолопоклонства, распущенности
эта церковь проявила терпение. Евр. 10:32—36; 11:36—38.
Терпение нужно и нам. Матф. 24:9—13.
III. Отношение к лжеучениям (Откр. 2:2,6). 8.
Кого представляют из себя «развратные»? Откр. 2:2. Блуд и нечистота всегда
пресекались в апостольской церкви. 1 Кор. 5:2—5; 9—11. Но здесь имеются в виду
лжеучителя — духовные блудники, которые называют себя даже апостолами. 2 Тим.
3:8,9; Деян. 20:29,30. Их особые отличия:
а) учат нарушать закон Божий. 1 Иоан.2:3,4;
б) что воскресение уже было. 2 Тим. 2:16—18;
в) отрицали десятину. 1 Кор. 9:7—14.
9. Что представляют из себя
учение и дела николаитов?
«Большинство историков
отождествляют их с последователями Николая, прозелита из Антиохии, одного из
семи диаконов (Деян. 6:5). Мысль
заключается в том, что Николай сбился с пути истинного и стал еретиком. Ириней
(140—202 гг.), ученик Поликарпа
Смирнского, говорит о николаитах, что «они жили, потакая необузданным похотям» (Против ересей, 1,26,3). Ипполит
говорит, что Николай был одним из семи, но отошел от истинного учения и у него
были привитые привычки безразличия к пище и жизни» (Опровержение ересей, 7.24). В «Апостольском уставе» (6.6) николаиты охарактеризованы как
«бесстыдные в нечистоте». (Баркли,
Откровение, с.72).
Нарушение супружеской
верности, т. е. нарушение седьмой заповеди, николаиты не считали грехом.
Николаиты также отвергали
закон о пище: «Николаиты — гностическая секта (т. е. соединяющая в себе пункты христианской веры с преданиями
язычества и иудейства) в древней христианской церкви, отвергавшая
обязанность законов о пище и придерживавшаяся учения о законности
удовлетворения всех требований человеческой природы» (Краткий энц. сп., 431).
И проповедовали растление,
которое не поддается описанию. 2 Петр. 2:2,3; 10—14.
«Они предавались
величайшему распутству под тем предлогом, что христианину будто не дано
никакого закона. По своему невежеству николаиты превращали Писания себе на
погибель» (БУ, 21).
Виновен ли сегодня
христианский мир в грехах николаитов?
«Сейчас широко преподается
доктрина о том, что Евангелие Христа сделало закон Божий ненужным, что через
веру мы освобождаемся от необходимости исполнять Слово Божие. Но это доктрина
николаитов, которую Христос так безоговорочно осудил» (КАСД, т. 7, с.957).
10. Как относиться к делам
николаитов? Откр. 2:6. Грешника любить, а грехи его ненавидеть. Проявлять работу
перевоспитания (2 Фее. 3:14—16).
После второго и
третьего вразумления оставлять (Тит.3:10,11). Правильное понятие
апостольской церкви. 2 Иоан. 1:10,11.
«Христос похвалил Ефесскую церковь за
то, что она провела отличительную и твердую границу между истиной и
заблуждением как в учении, так и в личной жизни людей, и за то, что она заняла
твердую позицию против зла» (КАСД, Откр.
2 гл).
IV. Предостережение и побуждения. Откр. 2:4—7.
Как любимому человеку тяжело сказать о его недостатке, так Иисусу
приходится говорить с особым чувством: «Но имею нечто против тебя». Это
исправление, побуждаемое любовью.
11. Какой величайший грех
проник в апостольскую церковь? 4 ст.
Что значит «первая любовь»?
— Искреннее покаяние, беспредельная любовь к Богу и ближним, миссионерский дух.
Нет ли этого греха сегодня?
Признаки: самоправедность, критика, нет интереса к собраниям, отсутствие
миссионерского духа, влечение к мирскому, Библия неинтересна.
12. Можно ли возвратить
первую любовь? Откр. 2,5,1 ч. «Первая любовь, вопреки понятию многих, возобновляется,
если верующий всем сердцем обращается к Иисусу, получает прощение всех грехов и
всецело посвящает себя Ему. Такой новообращенный, будучи, возможно, и давним
христианином, переживает новые чувства и поет Господу новую хвалебную песнь» (Разбор Откровения, 1919 г.).
13. Чей светильник сдвинет
Господь? 5 ст. Если будем постоянно произвольно грешить, даже невидимо от
людей, испытаем на себе угрозу: «Сдвину светильник твой», — но не церкви, а
кто не исправится.
14. Какую награду Господь
обещает победителю? Откр. 2:7.
«Данное здесь обетование к
Ефесской церкви принадлежит в особенном смысле этого слова всем церквам апостольских
времен, представленным Ефесской церковью» (КАСД
на Откр. 2:7).
Заключение:
Откр. 2:7. Этими словами
Христос желал обратить взор верующих от борьбы к награде. Какая бы высокая цена
ни была уплачена в этой жизни, чтобы сохранить праведность, чистоту и
добродетель, все старания будут щедро вознаграждены в будущей жизни.