ГЛАВА 6

Слава креста

Читатели невнимательные и торопливые могут подумать, что ме­жду главами 5 и 6 есть четкая грань и что вторая из них рассматрива­ет вопросы практической духовной жизни, в то время как первая по­священа богословским вероучениям. Это большое заблуждение.

Цель данного послания ясно видна именно в завершающей его части. Она заключается не в том, чтобы посеять почву для раздора, но в том, чтобы устранить такую возможность, побудив читателей пре­дать себя Духу. Цель послания состоит в том, чтобы вернуть тех, кто согрешил против Бога, пытаясь служить Ему своими немощными си­лами, и побудить их служить Богу воистину в обновлении духа. Все доводы предыдущего раздела послания просто иллюстрируют очевид­ное — что «дел плоти», которые суть грех, можно избежать лишь «об­резанием», которое осуществляется благодаря кресту Христову, то есть служить Богу в Духе и не доверять плоти.

1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

Когда люди стремятся обрести праведность своими силами, гор­дыня, похвальба и критицизм приводят к открытым раздорам. Так было с галатами и так будет с любым. Иначе просто быть не может. Всякий человек имеет свое понимание закона. Исполнившись решимости об­рести оправдание законом, он сокращает таковой до уровня собст­венного понимания, чтобы иметь возможность самому выступить судь­ей. Он не может совладать с искушением проверять как своих брать­ев, так и себя на соответствие его стандартам. Если критический взор такого человека замечает кого-то, действующего не в соответствии с установленными им правилами, он немедленно стремится разобрать­ся с нарушителем. Самоправедники назначают себя сторожем брата своего до такой степени, что могут даже устраняться от общения с ним, чтобы не оскверниться. Полным противопоставлением этому духу, имеющему  столь широкое распространение в церкви, звучит увеще­вание, с которого начинается наша глава. Вместо того, чтобы искать недостатки, чтобы осудить их, нам следует искать грешников, чтобы спасать их.

Бог сказал Каину: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:7). Грех подобен за­таившемуся в темноте хищному зверю, который ищет первой же воз­можности одним  прыжком одолеть зазевавшегося. Он влечет нас к себе, номы имеем  силу воспрепятствовать этому. «Итак, да не цар­ствует грех в смертном вашем теле» (Рим. 6:12). Однако вполне воз­можно (хотя и необязательно), что даже самые ревностные будут по­беждены грехом. «Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Пра­ведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин.-2:1, 2). Поэтому, даже если кто и оступится, его следует вернуть на истинный путь, а не отталкивать еще дальше.

Господь представляет Себя как пастыря, ищущего каждую отбив­шуюся от стада овцу. Благовестие — работа индивидуальная. Хотя под воздействием проповеди Евангелия тысячи могут принять Бога в один день, успех этот связан с индивидуальным воздействием Духа на каж­дое сердце. Когда проповедник говорит тысячам, обращаясь при этом к каждому индивидуально, он делает работу Христову. Поэтому, если че­ловек оступился и согрешил, поднимите его в духе кротости. Нет вре­мени, потраченного с большей пользой, нежели время, уделенное спа­сению одного-единственного человека. Некоторые из наиболее важных и славных истин Христос произнес, обращаясь всего лишь к одному слу­шателю. Добрый пастырь — это тот, кто заботится и присматривает за каждой овцой в стаде. «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вме­няя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Кор. 5:19). «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим» (1 Петр. 2:24). Не вменяя нам наши прегрешения, Он взял их на Себя. «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» (Притч. 15:1). Без рез­ких упреков Христос приходит к нам с кротким словом, чтобы при­обрести нас для Себя. Он призывает нас прийти к Нему и обрести покой, сменить наше тяжкое иго рабства и тяжкое бремя на Его лег­кое иго и легкое бремя.

Все христиане — одно во Христе, Человеке, Который представ­ляет всех нас. Поэтому мы «поступаем в мире сем, как Он» (1 Ин. 4:17). Христос явился в наш мир как пример того, каким должен быть чело­век и какими будут Его последователи, когда всецело предадутся Ему. Своим ученикам Иисус сказал: «Как послал Меня Отец, так и Я посы­лаю вас» (Ин. 20:21). Для этого Он облекает их Своей силой через Духа. «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17). Поэтому мы посланы не осуждать, но спасать. Отсюда и предписание: «Если и впадет человек в какое согрешение... исправляйте такового». Это наставление не ограничи­вается лишь теми, с кем мы имеем дело в церкви. Нет более высоко­го поручения ни на небесах, ни на земле, чем быть посланниками от имени Христова, и это поручение дано также и самому последнему и презираемому человеку, если он примирился с Богом.

«Вы, духовные»

Лишь таких Христос призывает исправить заблудшего. Никто иной не способен сделать это. Святой Дух должен говорить устами тех, кто обычно осуждает и упрекает. Это работа Христова, и быть свидете­лем Ему можно лишь силою Духа.

Но не будет ли в таком случае излишне самонадеянным исправ­лять своего брата? Не будет ли это выставлением своей собственной духовности?

Воистину, для каждого падшего человека нелегко становиться на место Христа. По замыслу Божьему, каждый должен прежде всего обратиться к себе: «Наблюдай каждый за собою, чтобы не быть иску­шенным». Здесь утверждается порядок, направленный на непрестан­ное возрождение в Церкви. Если человек впал в грех, долг каждого из его братьев заключается не в том, чтобы пойти и рассказать кому-нибудь об этом, и даже не в том, чтобы идти к провинившемуся, но в том, чтобы спросить себя: «А в каком положении нахожусь я? Разве я не виновен, пусть не в этом, но в столь же дурном? А может быть, моя провинность привела к падению моего брата? Хожу ли я в Духе настолько, чтобы иметь возможность исправить его, а не оттолкнуть еще дальше?» Такой подход должен привести к полной реформации  Церкви. И вполне возможно, что к тому времени, как собратья согре­шившего ощутят в себе способность помочь этому человеку, он уже  самостоятельно выберется из тенет дьявола.

Давая наставление ученикам о том, как поступать с согрешившим  (Мф. 18:5-18), Спаситель сказал: «Истинно говорю вам: что вы свя­жете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле,  то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18). Означает ли это, что Бог  заранее объявляет о Своем согласии с любым решением, которое мо­жет принять какая-либо группа, называющая себя церковью? Безуслов­но, нет. Ничто из происходящего на земле не способно изменить волю  Божью. История Церкви, насколько мы наблюдаем ее вот уже около двух тысяч лет, — это история ошибок и заблуждений, история само­ возвеличения и стремления поставить себя на место Бога.

Что же, в таком случае, подразумевает Христос? Он имеет в  виду именно то, что Он сказал. Из этого поучения видно, что, по  мнению Иисуса, Церковь должна быть духовной, исполненной духа  кротости, и что всякий говорящий должен говорить, «как слова Бо­жий». Лишь слово Христово должно быть в сердце и на устах тех, кто желает помочь согрешившему. В таком случае (поскольку слово Божье навсегда запечатлено на небесах) все, что связано на земле,  обязательно должно быть связано на небесах. Но так будет лишь в  том случае, если братья строго придерживаются Писания как по духу,  так и по букве.

2 Носите бремена друг друга, и таким образом испол­ните закон Христов.

«Закон Христов» исполняется, когда мы носим бремена друг друга, поскольку закон жизни Христа состоит в том, чтобы носить бре­мена. «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни». Вся­кий, кто исполняет Его закон, должен выполнять ту же работу для за­блудших и падших.

«Он должен был во всем уподобиться братиям... ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:17, 18). Он знает, что значит подвергаться искушению, и Он знает, как его пре­одолеть. «Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, что­бы мы  в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21). Он принял на Себя все наши грехи и исповедовал их перед Отцом как Свои Собственные.

И все равно Он приходит к нам. Вместо того, чтобы укорять нас за наш грех, Он раскрывает для нас Свое сердце и рассказывает, как Он перенес те же тяготы, боль, скорбь и унижение. Таким образом Он завоевывает наше доверие. Зная, что Он прошел через то же, что и мы, что Он дошел до самых глубин падения, мы готовы слушать Иисуса, когда Он говорит нам о пути спасения. Мы знаем, что Он говорит, ос­новываясь на том, что Сам пережил.

Поэтому самое важное в работе по спасению грешников — по­казать, что мы ничем не отличаемся от них. Именно исповедуясь в собственных прегрешениях, мы спасаем других. Тот, кто почитает себя безгрешным, не сможет наставить грешника на праведный путь. Если вы говорите совершившему ошибку: «Как только ты смог такое совершить? Ничего подобного в моей жизни не было! Я не представ­ляю себе, как может так поступить уважающий себя человек», то вам лучше было бы и не начинать этого разговора. Бог избрал одного фарисея, всего лишь одного, Своим апостолом. И свидетельство было поручено ему лишь тогда, когда он смог признать себя пер­вым из грешников.

Признаваться в грехе унизительно, но путь спасения — это кре­стный путь. Лишь пройдя через крест, Христос смог стать Спасите­лем грешников. Поэтому, если мы стремимся соучаствовать в Его ра­дости, мы должны вместе с Ним претерпеть крестные муки, презре­ние и позор. Запомните: лишь признав свои грехи, мы сможем спа­сать других людей от их грехов. Лишь таким образом мы сможем ука­зать им на путь спасения; ибо лишь исповедующийся в своих грехах обретает очищение от них и может повести других к источнику.

3 Ибо, кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничем, тот обольщает сам себя. Каждый да испытывает свое дело, и то­гда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом.

Обратите особое внимание на слова «будучи ничем». Текст не го­ворит, что мы не должны почитать себя чем-нибудь, пока чем-нибудь не станем. Нет. Констатируется факт, что мы ничто. Не просто отдель­ные личности, но целые народы ничто перед Господом. Если же в ка­кой-то миг мы посчитаем себя кем-то, то мы обманываем себя. И мы часто обманываем себя, омрачая таким образом работу Господа.

Вспомните «закон Христа». Будучи всем, Он «опустошил Себя», чтобы могла свершиться работа Божья. «Раб не больше господина  своего» (Ин. 13:16). Велик один лишь Бог. «Подлинно, совершенная суета всякий человек живущий» (Пс. 38:6). Один лишь Бог верен, вся­ кий же человек лжив. Признавая это и живя с сознанием этого, мы  достигаем состояния, когда Дух Божий может наполнить нас, и тогда  Бог сможет действовать через нас. «Человек греха» — это тот, кто себя  превозносит (2 Фес. 2:3, 4). Дитя же Божье — это смиряющий себя.

5 Ибо каждый понесет свое бремя.

Противоречит ли это 2-му стиху? Никоим образом. Когда Писа­ние говорит нам нести бремена друг друга, это вовсе не означает, что  мы должны возлагать свое бремя на другого. Каждому следует воз­ложить свои заботы на Господа (Пс. 54:23). Он несет бремя всего че­ловечества в целом, но для каждого индивидуально. Возложить наши  бремена на Него вовсе не означает, что мы собираем их — руками  ли, разумом ли — и, отбрасывая от себя, возлагаем на того, кто по­ дальше от нас. Это невозможно. Многие пытались избавиться от сво­его бремени греха, боли, забот или печалей, но никому это не удава­ лось. Оно вновь возвращалось, накатываясь тяжким грузом, придав­ливая человека и доводя его до отчаяния. В чем же дело? А ответ  прост: для этих людей Христос был как бы в отдалении, словно им  самим нужно было проложить мост к Нему. Но это невозможно. «Не  имеющий  силы» человек не может отбросить свое бремя хотя бы на  расстояние руки. До тех пор, пока мы не подпускаем к себе Господа,  мы не можем освободиться от своей тяжкой ноши. Лишь когда мы  признаем и исповедуем Господа как единственную свою опору, си­лою Которого совершается все, — и этим признанием мы осознаем  себя ничем, исчезая из виду, — лишь тогда мы можем возложить свое  бремя на Господа. Он знает, что с ним делать. А возложив свое иго  на Него, мы узнаем от Господа, как нести бремена других.

Да, но как же тогда мы можем нести свое собственное бремя?  Его несет Божья «сила, действующая во мне»! «Я сораспялся Христу,  и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:19. 20). Это я, но одновременно не я, а Христос.

Теперь я постиг эту тайну! Вместо того чтобы утомлять других тяжестью своих забот, я понесу их сам; но в то же время это буду не я, но Христос. В мире есть множество людей, которые еще не уяснили это наставление Христово, поэтому для каждого чада Божьего най­дется возможность понести бремена других. А его собственное бре­мя вверено Господу. Разве не прекрасно, что наше бремя постоянно несет Всемогущий?

Это урок, который мы постигаем из жизни Христа. Он творил доб­ро, поскольку с Ним был Бог. Иисус утешал скорбящих, поддерживал сокрушенных. Он исцелял всех пострадавших от сатаны. Ни один из тех, кто пришел к Нему со своей печалью или с тяжелым недугом, не ушел  от Него, не получив облегчения. «Да сбудется реченное чрез пророка Исаию, который говорит: "Он взял на Себя наши немощи и понес болезни"» (Мф. 8:17).

А затем, когда ночь погружала людей в сон, Он удалялся в горы или в лес, чтобы в общении с Отцом, Которым Он жил, пополнить Свою душу свежими силами и жизнью. «Проверяйте себя делами». «Испыты­вайте самих себя, в вере ли вы? самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор. 13:5). «Хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас» (ст. 4). Поэтому если наша вера подтверждает, что Христос присутствует в нас (и вера подтверждает нам реальность этого), то мы имеем радость в себе, а не в другом. Мы радуемся в Боге через Господа Иисуса Христа, и радость наша не зависит ни от кого в мире. Мы устоим среди всеобщего смущения и смятения, ибо «твер­дое основание Божие» — Христос — «стоит» (2 Тим. 2:19).

Поэтому никто из полагающих себя христианами не должен опи­раться на других. Он сам, пусть даже он слабейший из слабых, дол­жен нести бремя. Он должен помогать Богу, неся вместе со Христом — без жалоб и спокойно — свои бремена, а также заботы своего ближ­него. Верующий способен увидеть заботы своего брата, даже если тот и не жалуется, и понести их, а брат его поступит так же. И слабый возликует: «Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение» (Ис. 12:2).

6 Наставляемый словом делись всяким добром с настав­ляющим.

Нет сомнений, что речь идет прежде всего о материальной под­держке. Если человек всецело отдает себя служению Слову Божьему, то очевидно, что все необходимое для своего существования он дол­жен получать от тех, кому он служит. Принимающий поучение в Слове должен делиться с поучающим «всяким добром». В этой главе много внимания уделено взаимоподдержке. «Носите бремена друг друга». Всякий поучающий, живущий на средства тех, кого он наставляет, дол­жен использовать свои деньги на помощь другим. Христос и апосто­лы, не имевшие ничего своего — поскольку Христос был беднейшим из бедных, а ученики оставили все, последовав за Ним, — тем не ме­нее делились своими скудными запасами с бедняками (см. Ин. 13:29).

Когда ученики попросили Иисуса отослать голодных, чтобы те могли найти себе пищу, Он ответил: «Не нужно им идти; вы дайте им есть» (Мф. 14:16). Он не шутил. Он говорил вполне серьезно. Иисус знал, что ученикам нечего дать людям, но они имели столько же, сколь­ко и Он. Они не уяснили всю силу сказанного, поэтому Иисус Сам взял хлебы, раздал их ученикам, и те действительно накормили голодных. Но обращенные  к ученикам слова Иисуса означали, что они должны делать именно то, что делает Он. Сколько раз недостаточная наша вера во Христа не позволяла нам делать добро и делиться тем, что мы имеем (см. Евр. 13:16), приносить жертвы, угодные Богу.

Поскольку поучающие делятся не только Словом, но и тем, что они имеют, наставляемые не должны ограничивать свою щедрость ис­ключительно предметами материальными. Было бы ошибкой полагать, что служители Евангелия не испытывают нужды в духовной поддерж­ке или что они не могут получать ее от слабейшего в стаде. Никто не может сказать, сколько раз учителя получали поддержку от свидетель­ства веры и радости в Господе, звучавшего из уст тех, кто услышал Слово. Нельзя сказать, что наставляющий не видит плодов своих тру­дов. Обращенное к нему свидетельство может не иметь отношения к сделанному им. Но радостное свидетельство смиренной души о том, что сделал для него Бог, зачастую служит средством укрепления душ многих сотен людей благодаря тому ободрению, которое оно несет для научающего Слову.

7 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посе­ет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пож­нет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.

Этими словами просто утверждается существующее положение вещей, и никакие пространные речи не сделают его еще более ясным. Жатва, то есть конец мира, явит, была ли посеяна пшеница или плевелы. «Сейте себе в правду — и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время - взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, до­ ждем пролил на вас правду» (см. Ос. 10:12). «Кто надеется на себя,  тот глуп» (Притч. 28:26). Столь же глуп и тот, кто надеется на других людей. «Вы возделывали нечестие — пожинаете  беззаконие, едите плод лжи, потому что ты надеялся на путь твой, на множество ратни­ков твоих» (Ос. 10:13). «Проклят человек, который надеется на чело­ века и плоть делает своею опорою», будь то плоть его или иного че­ловека. «Благословен человек, который надеется на Господа, и кото­рого упование — Господь» (Иер. 17:5, 7).

Все превозмогающее происходит от Духа. Плоть тленна и растле­вает. Тот, кто ищет удовольствий, исполняет желания плоти и ума, пож­нет жатву тления и смерти. «Но Дух жив для праведности» (Рим. 8:10),  и всякий, обращающийся лишь к разуму Духа, пожнет славу вечную. «Ибо,  если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плот­ские, то живы будете» (Рим. 8:13). Чудесно! Если мы живем, мы умрем; если мы умерли, мы живем! Вот свидетельство Иисуса: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня,  тот обретет ее» (Мф. 16:25).

Это вовсе не означает утрату всякой радости в настоящем. Это  не означает, что сейчас мы должны постоянно пребывать в лишениях,  раскаянии, удаляясь от всего, чего мы желаем, ради того, чтобы не­ когда получить нечто другое. Это не означает, что жизнь в настоящем будет не жизнью, а лишь длительной агонией. Нет, далеко не так.  Представление о том, что жизнь — это смерть, является грубым из­ вращением христианского понимания жизни. Нет, всякий, кто прихо­дит ко Христу и пьет от Духа, обретает в себе «источник воды, теку­ щей в жизнь вечную» (Ин. 4:14). Он уже сейчас имеет радость вечно­сти. Каждый его день исполнен радости. Он щедро «насыщается от  тука дома» Божьего; он пьет воду из потока сладости Его. Верующий  имеет сейчас все, чего он желает, поскольку сердце его и плоть взы­вают лишь к Богу, в Котором вся полнота. Некогда он полагал, что «понимает жизнь», ныне же христианин знает, что все, виденное им, было лишь могилой, бездной тления. Теперь он начинает жить, и ра­дость новой жизни «невыразима и исполнена славы». Поэтому он поет:

Лишь Ты способен дать мне все,

Лишь Ты — никто другой;

В Тебе, Господь мой Иисус,

Мой дух обрел покой.

Искусный военачальник всегда стремится занять наиболее выгод­ную позицию. Поэтому там, где верующих ждет богатейшее обетова­ние, сатана стремится извратить его, чтобы сделать источником раз­очарования. Под его воздействием многие полагают, что слова «сею­щий в плоть свою от плоти пожнет тление» означают, что человек всю свою жизнь, даже после того, как он вновь родился в Духе, должен стра­дать от последствий своей прошлой греховной жизни. Некоторые люди полагают, что даже в вечности им придется нести на себе следы гре­хов прошлого. Они говорят: «У меня нет надежды, что я стану тем, кем я мог бы стать, если бы не грешил».

Какая клевета на милосердие Божье и искупление во Христе Иисусе! Это не та свобода, которую дарует нам Иисус. Наставление звучит так: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и без­законию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности надела святые» (Рим. 6:19). Но если предающий .себя в праведность должен постоянно ощущать на себе тяжкий груз своих прошлых дурных привычек, это доказывает, что сила правед­ности меньше силы греха. Но благодать Божья могущественна, как небеса.

Представим себе человека, который за тяжкие преступления был осужден на пожизненное заключение. После нескольких лет, проведен­ных в тюрьме, его прощают и выпускают на свободу. Спустя какое-то время вы встречаете этого человека и видите, что к ноге его огром­ной цепью приковано пушечное ядро, так что перемещаться он может лишь с огромным усилием. «Но как же так? — удивленно спрашивае­те вы. — Разве тебя не освободили?»

«Ну, да, — отвечает он, — я свободен, но в напоминание о про­шлых преступлениях я должен таскать за собой это ядро на цепи».

Всякая молитва, вдохновленная Святым Духом, есть обетование Божье. Вот одно из наиболее благостных обетовании: «Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!» (Пс. 24:7).

Прощая и забывая наши грехи, Бог дает нам такую силу избав­ления от них, будто мы никогда не грешили. «Великими и драгоцен­ными обетованиями» мы соделались «причастниками Божеского ес­тества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Петр. 1:4). Грех вошел в нашу жизнь причащением к древу позна­ния добра и зла. Благовестие предоставляет такое искупление от гре­хопадения, которое стирает всякие мрачные воспоминания о грехе. Искупленные обретают способность знать лишь добро подобно Хри­сту, «не знавшему греха».

Сеющие в плоть свою от плоти пожинают тление, как мы уже до­ казали. «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас» (Рим. 8:9). Дух обладает властью освободить нас от гре­хов плоти и от всех их последствий. Христос «возлюбил Церковь и  предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, по­ средством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не  имеющею  пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она  была свята и непорочна» (Еф. 5:25-27). «Ранами Его вы исцелились». Память о грехе — но не об индивидуальных грехах — будет жить в  вечности лишь в шрамах на руках, на ногах и в боку Христа. Они яв­ляются запечатлениями нашего совершенного искупления.

9  Делая добро, да не унываем; ибо в свое время пож­нем, если не ослабеем.

Легко утомиться, делая добро, если мы не взираем на Иисуса. Хочется делать какие-то перерывы, поскольку постоянно делать доб­ро представляется слишком утомительным. Но так бывает лишь то­гда, когда мы не в полной мере уяснили себе радость Господа, силу, позволяющую нам не уставать. «Надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся» (Ис. 40:31).

Но, как показывает контекст, здесь прежде всего подразумева­ется не сопротивление искушению в нашей собственной плоти, но помощь  другим людям. Нам следует учиться у Христа, Который «не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда» (Ис. 42:4). Он не разочаровывался, хотя многие из тех, кому Он помог, не выка­зывали ни малейшей признательности Ему. Он пришел творить доб­ро, а не выслушивать слова благодарности. Поэтому «утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не зна­ешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо бу­дет» (Еккл. 11:6).

Мы  не знаем, сколько мы пожнем, равно как не знаем, которое из семян, что мы сеем, даст всходы. Какое-то семя падет в стороне, и его склюют прежде, чем оно пустит корни; другое может пасть на каменистую землю и завянет; третье упадет среди терниев, и они за­душат его. Но одно определенно: жатва все же состоится. Мы не зна­ем того, хороша будет жатва с утреннего сева или с вечернего, или обе будут хороши; но невозможно, чтобы обе оказались плохи. Хоро­шо взойдут либо те семена, либо другие, либо и те, и другие.

Разве это служит для нас недостаточным ободрением не уста­вать, делая добро? Почва может показаться плохой и время года — неудачным. Виды на урожай могут быть неблагоприятны, и в нас мо­жет зародиться искушение посчитать свои труды потраченными на­прасно. Но это не так! «В свое время пожнем, если не ослабеем». «Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, все­гда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58).

10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.

Понятно, что в этом стихе апостол говорит о материальной по­мощи, поскольку нам не требуется особого повеления для того, что­бы благовествовать Слово Божье тем, кто не в одной вере с нами. Но существует природная склонность — природная, говорю я, а не духовная — ограничивать благотворительность лишь теми, кто, как считается, «заслуживает» ее. Мы много слышим о «достойных бед­ных». Но все мы недостойны даже малейшего из благословений Божьих, однако Он непрестанно являет их нам. «И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодар­ность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодар­ность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6:33-35).

Творить добро для других должно быть радостным и почетным поручением, а не раздражающей обязанностью, от которой следу­ет поскорее отделаться. Люди не рассматривают то, чего они не же­лают, как возможную перспективу. Никто не говорит, что у него есть возможность пораниться или что у него есть возможность потерять деньги. Напротив, вам скажут, что есть возможность заработать деньги или избежать угрожающей опасности. Именно так мы и долж­ны рассматривать благотворительность для нуждающихся.

Но возможности следует искать. Люди всегда ищут возможности приобрести что-либо. Поэтому апостол поучает нас, что мы должны   искать возможности помочь кому-нибудь. Так поступал Христос. Он ходил и творил добро. Он пешком ходил по земле в поисках возмож­ности сделать добро человеку и находил эти возможности, «ибо Бог   пребывал с Ним». Его имя — Еммануил, что означает «с нами Бог». Ныне же, когда Он пребывает с нами до скончания века, и Бог с нами, мы также должны делать добро.

11 Видите, как много написал я вам своею рукою.

Неукротимая энергия Павла просматривается и в том, что про­тив обыкновения он взял перо и написал послание или часть его своей  рукой. Как мы знаем из его признания в 4-й главе, у апостола были  больные глаза. Это в значительной мере осложняло его труд, точнее, осложнило бы его, не будь с ним силы Божьей. Павел нуждался в том,  чтобы кто-то был рядом с ним, чтобы помогать ему. Некоторые из  его помощников воспользовались этим для того, чтобы от имени  Павла писать церквам послания, которые весьма тревожили братьев  (см. 2 Фес. 2:2). Но во 2-м Послании к Фессалоникийцам Павел объ­ясняет, каким образом они могут узнать, подлинно ли послание ис­ходит от него. Независимо от того, кто фактически писал его, при­ветствие и подпись Павел написал своей рукой. Но на этот раз важ­ность вопроса была столь велика, что он был вынужден написать все  это послание сам.

12  Желающие  хвалиться по плоти принуждают вас об­резываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов.

Мы не можем обмануть Бога. Столь же бессмысленно обманы­вать себя или других. «Я смотрю не гак, как смотрит человек; ибо че­ловек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7). Обрезание, довериться которому лжебратья побуждали галатов, оз­начало самоправедность вместо праведности по вере. Они имели за­кон лишь как «образ праведности и истины». Своими делами они мог­ли «хвалиться по плоти», но это была пустая похвальба; в ней не было правды. Они хотели казаться праведными, не испытывая гонений за крест Христов.

13 Ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.

Они не соблюдали закон — ни в коей мере. Плоть противопо­ставлена закону Духа, и те, «кто во плоти, не могут быть угодными Богу». Но эти люди желали обращать других в «свою веру», как многие на­зывают теории, с которыми они выступают. Христос сказал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы об­ратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф. 23:15). Подобные учителя похваляются в плоти своих «обращенных». И они буквально счастливы, когда могут насчи­тать столько-то сторонников в своем «вероисповедании», столько-то «приобретенных» за прошлый год. Числа и внешность значат много для людей, но ничего не значат для Бога.

14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Госпо­да нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.

Почему хвалиться крестом? Поскольку мир распят для нас, а мы распяты для мира. Письмо заканчивается тем же, чем и начиналось: избавлением от «настоящего лукавого века». И один лишь крест спо­собен совершить это избавление. Крест — символ унижения. Поэто­му мы хвалимся им.

Бог, явленный во кресте

«Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится силь­ный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим» (Иер. 9:23).

Почему мудрый не должен хвалиться своей мудростью? Из-за того, что если эта мудрость его, то она глупость. «Мудрость мира сего есть, безумие пред Богом» (1 Кор. 3:19). Ни один человек не обладает мудростью, которой он мог бы похваляться, поскольку его мудрость есть безумие. Мудрость, данная от Бога, приводит к смирению, вме­сто того чтобы возгордиться.

А что можно сказать о силе? «Всякая плоть — трава» (Ис. 40:6). «Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий» (Пс. 38:6). «Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты». Но «сила у Бога»  (Пс. 61:10, 12).

Богатство «неверно» (1 Тим. 6:17). Человек «напрасно... собира­ет и не знает, кому достанется то» (Пс. 38:7). Богатство «сделает себе  крылья и, как орел, улетит к небу» (Притч. 23:5). Лишь во Христе на­ ходим мы неиссякаемые и обильные богатства.

Следовательно, человек не имеет ничего, чем он мог бы хвалить­ся. Что же остается человеку, если он не имеет ничего, что можно было  бы назвать богатством, не имеет мудрости и абсолютно бессилен? Все,  что Он имеет, и все, что в нем,— от Господа. Поэтому то, чем он по­хваляется, есть хвала Господу (см. 1 Кор. 1:31).

Теперь сопоставьте этот текст с Гал. 6:14. Оба они вдохновле­ны одним и тем же Духом, поэтому никакого противоречия между ними  нет. Один текст гласит, что мы должны хвалиться лишь знанием Гос­пода. Другой же текст говорит о том, что хвалиться мы можем лишь  крестом нашего Господа Иисуса Христа. Из этого мы заключаем, что  во кресте мы обретаем знание Бога. Познать Бога означает получить вечную жизнь. И нет иной жизни для человечества, как только через  крест Христа. И вновь мы понимаем, что все, что может узнать чело­ век о Боге, раскрывается во кресте. Помимо креста нет знания Бога.

Это вновь показывает, что крест виден во всем творении. Веч­ная сила и естество Божье, все, что мы можем узнать о Нем, видно в сотворенном Им. Из слабости Бог творит силу. Он спасает людей смер­тью, так что даже мертвые могут покоиться в мире. Нет человека, столь  бедного, столь слабого и греховного, столь падшего и презираемого,  чтобы он не мог хвалиться крестом. Крест означает для этого челове­ка именно то, что он есть, поскольку крест — символ позора и паде­ния. Являя силу Божью в себе, он становится побуждением для веч­ного прославления.

Крест распинает

Крест отсекает от мира. Слава Богу! Ибо затем он воссоединяет нас с Богом, поскольку близость к миру — это вражда с Богом. «Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4). Посредством креста Христос разрушил эту вражду (Еф. 2:15, 16). «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2:17). Так пусть же мир проходит.

То, что прежде влекло, вдруг поблекло,

Рвутся путы пристрастий земных,

Новой радостью чистой и светлой

Озаряются жизни версты.

Иисус — эта новая радость,

Пусть уныло вокруг и темно,

Крест Христа — благодать и отрада —

Воссиял мне в пустыне земной.

Иисус сказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32). Сказал Он это, давая понять, какой смертью Он умрет, то есть говоря о кресте. Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Флп. 2:8, 9).

Смертью Он вознесся, воссев одесную Отца на небесах. Имен­но крест поднял Его от земли на небеса. Поэтому только лишь крест несет нам славу, и поэтому лишь крестом можем мы хвалиться. Крест, означающий  осмеяние и позор для мира, возносит нас из этого мира и помещает рядом со Христом в небесную обитель. Сила, которой он делает это, есть «сила, которая действует в нас», сила, которой со­вершается и поддерживается все сущее во вселенной.

15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.

Спасение исходит не от человека, каким бы ни было его поло­жение или состояние и кем бы он сам ни был. В необрезанном со­стоянии он погиб. Если он обрезан, спасение ничуть не ближе. Лишь крест имеет власть спасать. Единственное, что представляет цен­ность,— новая тварь. «Кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор. 5:17), и лишь через смерть мы можем воссоединиться с Ним. (См. Рим. 6:3.)

Нет ничего в моей руке;

Просто я приникаю к Твоему кресту.

Крест производит новую тварь. И вновь мы понимаем, почему есть причина славить его. Новое творение вышло из рук Творца в на­чале, «при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божий восклицали от радости» (Иов 38:7).

Знамение креста

Вкратце проанализируем тексты, которые мы прочитали выше:

1) крест Христов — единственное, чем нам должно гордиться; 2) всякий гордящийся должен гордиться лишь своим знанием Бога; 3) Бог избрал слабых мира, чтобы сокрушить сильных, чтобы никто не  мог иметь славы, кроме Него; 4) Бог явлен во всем, Им сотворенном.  Творение, являющее силу Божью, представляет также и крест, посколь­ку крест Христа — это сила Божья, и Бог познается через крест.

Мы можем заключить, что сила, которой был сотворен мир и все  сущее, сила, поддерживающая существование всего, есть сила, спа­сающая тех, кто доверяется ей. Это сила креста.

Итак, сила креста, единственно через которую приходит спасение,  есть сила, которая творит и продолжает действовать во всем творении.  Когда же творит Бог, «это весьма хорошо». Поэтому во Христе, в Его  кресте мы имеем «тварь новую». «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам испол­нять» (Еф. 2:10). Именно во кресте рождается эта новая тварь, ибо его  сила — это сила, которой «в начале Бог сотворил небо и землю». Это  сила, которая удерживает землю от полного разрушения под гнетом  проклятия, сила, посредством которой происходит изменение времен  года, время сева сменяется временем жатвы и которая, наконец, обно­вит лик земли. «Великолепно будет цвести и радоваться, будет торже­ствовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и  Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего» (Ис. 35:2).

«Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные. Дело  Его — слава и красота, и правда Его пребывает вовек. Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь» (Пс. 110:2-4).

Мы понимаем, что чудесные дела Божьи являют Его праведность, равно как Его милость и щедрость. Это еще одно свидетельство того, что Его дела являют крест Христов, в котором сосредоточены беско­нечная любовь и милосердие.

Но «памятными соделал Он чудеса свои». Этот же стих может звучать и так: «Он воздвиг памятник Своим чудесным делам». Почему Он желает, чтобы люди помнили Его могущественные дела и возве­щали о них? Для того, чтобы, не забывая об этом, они верили в даро­ванное Им спасение. Бог желает, чтобы люди непрестанно размыш­ляли о делах Его и таким образом познали бы силу креста. Поэтому, сотворив за шесть дней небеса и землю и все живущее на ней, «со­  вершил Бог к седьмому дню дела Свои... и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил   и созидал» (быт. 2:2, 3).

Крест передает нам также знание о Боге, демонстрируя нам Его силу как Творца. Посредством креста мы распяты для мира и мир — для нас. Крестом мы освящаемся. Освящение — это работа не чело­  века, но Бога. Лишь Его властью может вершиться великое дело. В начале Бог освятил субботу как венец Его созидательной работы, как   свидетельство того, что работа эта завершена, как знамение совер­шенства. Поэтому Он говорит: «Дал им также субботы Мои, чтобы они   были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я — Господь, освящающий их» (Иез. 20:12).

Итак, мы видим, что суббота, седьмой день, является истинным  знамением креста. Она памятник творения, а искупление есть творе­ние, творение посредством креста. Во кресте мы находим полные и  завершенные дела Божьи и облекаемся в них. Сораспяться со Хри­стом означает полностью отказаться от себя, признать свое ничтоже­ство и полностью вверить себя Христу. В Нем мы обретаем покой. В Нем мы обретаем субботу. Крест возвращает нас к началу, к тому, что «было от начала». Покой в седьмой день недели есть знамение того,  что мы обретаем покой от греха как в совершенном Богом творческом  труде, так и в кресте Христа.

Крест означает смерть, но он означает также и восшествие в  жизнь. Это исцеление ранами Христа, благословение в проклятии, которое Он понес, жизнь в смерти, которую перенес Он. Кто осмелит­ся сказать, что вверяет Христу жизнь вечную, если он не может дове­рить Ему те несколько лет или месяцев, или дней жизни в этом мире?

Скажем же вновь и от всего сердца: «Я не желаю хвалиться, разве  только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир  распят, и я для мира». Если вы можете сказать это искренне, то тяго­ты ваши и гонения покажутся вам столь легкими, что вы сможете хва­литься ими.

Слава креста

Именно крестом все стоит. «Им держится все», и Он существует для всех лишь как Иисус распятый. Если бы не крест, мир ожидала бы погибель. Ни один человек не мог бы дышать, ни одно растение не могло бы расти, ни один луч счета не мог бы воссиять с небес, не будь креста.

Ныне «небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его веща­ет твердь» (Пс. 18:2). Они — часть сотворенного Богом. Нет пера, кото­рым можно было бы описать, и нет кисти художника, которая могла бы изобразить внушающую благоговение славу небес. Но эта слава есть лишь слава креста Христова. Этот вывод следует из того, что мы узна­ли — что слава Божья видна в творении и что крест — это сила Божья.

Слава Божья есть Его сила, поскольку «безмерное величие мо­гущества Его в нас» видно в воскресении Иисуса Христа из мертвых (Еф. 1:19, 20). «Христос воскрес из мертвых славою Отца» (Рим. 6:4). Именно претерпев смерть, Иисус был увенчан славою и честью (Евр. 2:9).

Итак, мы видим, что вся слава бесчисленных звезд во всем раз­нообразии их цветов, вся слава радуги, слава облаков, освещаемых заходящим солнцем, слава моря, цветущих полей, и зеленых полян, слава весны и зреющего урожая, слава распускающихся почек и пре­красных плодов — вся слава, которую имеет Христос на небесах, как и слава, явленная в Его святых, когда они «воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13:43), — все это слава креста. Как можно по­мыслить о том, чтобы хвалиться чем-либо иным?

16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.

Правило славы! Что за величественное правило для руководства! Упомянуты ли здесь две категории людей? Нет, этого не может быть, ибо письмо посвящено именно тому, чтобы доказать наше единство во Христе Иисусе.

«Обрезание — мы, служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся» (Флп. 3:3). Такое обрезание де­лает всех нас истинным Израилем Божьим, ибо оно есть победа над грехом, а «Израиль» означает «победивший». Мы более уже не «отчу­ждены от общества Израильского... не чужие и не пришельцы, но со­граждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апо­столов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2:12, 19, 20). Поэтому и мы присоединимся к тем многим, кото­рые «придут от востока и запада и воссядут за стол с Авраамом, Исаа­ком и Иаковом в Царстве Небесном».

17 Впрочем, никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. Благодать Господа нашего Ии­суса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

Греческое слово, переведенное как «язвы», означало клеймо, наносимое на тело преступника или пойманного беглеца-раба, чтобы показать, кому он принадлежит. Это был знак позора.

Таковы язвы креста Христова. Клеймо креста стояло на Павле. Он сораспялся со Христом и несет следы этого. Они отмечены на его теле. Они указывают, что он слуга, раб Господа Иисуса. Пусть же ни­кто не беспокоит его — он не раб людей. Он подчиняется одному лишь Христу, Который купил его. Пусть же никто не пытается побудить его служить человеку или плоти, поскольку Иисус отметил его Своим зна­ком, и он более не может служить никому другому. Более того, пусть люди помнят о том, как они пытались вмешиваться в его свободу во Христе и как они обращались с ним, ибо его Владелец безусловно защитит то, что принадлежит Ему.

Носите ли вы такие знаки? Тогда вы можете хвалиться ими, по­скольку такая похвала не суета и не сделает суетным вас.

Что за слава во кресте! Вся слава небес заключена в этом пре­зираемом предмете. Не в символе креста, но во кресте самом. Мир не признает его славы. Но он не признал и Сына Божьего; он не при­знает и Святого Духа, поскольку не может увидеть Его. Так пусть Бог откроет ваши, глаза, чтобы вы могли увидеть славу и иметь возмож­ность определять истинную ценность всего. Да исполнимся же мы стремлением  быть распятыми вместе со Христом, чтобы этот крест мог прославить нас. Во кресте Христовом спасение. В нем сила Бо­жья, чтобы сохранить нас от падения, ибо он поднимает нас от земли к небесам. Во кресте заключено новое творение, которое Сам Бог про­возглашает «хорошим весьма». В нем вся слава Отца и вся слава не­скончаемых веков. Да не допустит Бог, чтобы мы хвалились чем-либо другим помимо креста Господа нашего Иисуса Христа, которым мир распят для нас, а мы для мира.

Во кресте Христа я славлю,

Возвышаясь над руинами времени;

Весь свет священной истории

Сияет над его вершиной.

Поэтому:

Коль скоро я, несовершенный и погибший,

Имею  прощение Его именем и Словом,

Не позволяйте мне хвалиться чем-то

Помимо креста Христа, моего Господа.

Куда бы ни шел я, я буду рассказывать

О кресте, о кресте;

Ни в чем ином душа моя не прославится

Помимо  креста, помимо креста;

И непрестанно буду я вещать

Через время и в вечности,

Что Иисус вкусил смерть ради меня

На кресте, на кресте.

 

 

 




 

Hosted by uCoz