ГЛАВА 5

Дух облегчает обретение спасения

1 Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.

Четвертая и пятая главы Послания к Галатам тесно связаны ме­жду собой — настолько тесно, что трудно понять, зачем понадобилось делить это повествование на главы.

Свобода, даруемая Христом

Христос явил Себя в мир во плоти, чтобы «проповедовать плен­ным освобождение  и узникам — открытие темницы» (Ис. 61:1). Со­творенные Им чудеса служили наглядной иллюстрацией этой работы. Одно из наиболее потрясающих чудес мы рассмотрим сейчас.

«В одной из синагог учил Он в субботу; там была женщина, во­семнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки; и она тот­час выпрямилась и стала славить Бога» (Лк. 13:10-13).

Затем, когда лицемерный начальник синагоги стал негодовать по поводу того, что Иисус сотворил это чудо в субботу, Иисус в ответ спросил, не отвязывает ли каждый человек вола своего или осла и не ведет ли его поить в субботу. Затем Он сказал:

«Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восем­надцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день суббот­ний?» (Лк. 13:16).

В этом рассказе следует особо отметить два момента: женщина была связана сатаной; она «имела дух немощи», то есть страдала не­ достатком силы.

Обратите внимание на то, сколь точно это описывает наше со­ стояние до того, как мы встречаем Христа:

(1) Мы связаны сатаной, «который уловил [нас] в свою волю»  (2 Тим. 2:26). «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). «Кто делает грех, тот от диавола» (1 Ин. 3:8). «Беззаконного уловляют соб­ственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится»  (Притч. 5:22). Грех — это та веревка, которой сатана связывает нас.

(2) Мы имеем «духа немощи», и неспособны освободить себя от  опутывающих нас цепей. Именно «когда... мы были немощны», Хри­стос умер за нас (Рим. 5:6). Обратите внимание на то, что и в Посла­нии к Римлянам, и в рассказе об исцелении женщины использовано  одно и то же слово — «немощь». Она была «немощна». Именно тако­во наше состояние.

Что же делает для нас Иисус? Он берет у нас слабость и взамен  дает Свою силу. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который  не может сострадать нам в немощах наших» (Евр. 4:15). «Он взял на  Себя наши немощи и понес болезни» (Мф. 8:17). Он стал таким, как  мы, чтобы мы стали такими, как Он. «Подчинился закону, чтобы иску­ пить подзаконных» (Гал. 4:4, 5). Он искупил нас от проклятия, сделав­шись проклятием за нас, чтобы нам получить благословение. Не знав­ший греха, Он был сделан за нас жертвой за грех, «чтобы мы в Нем  сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21).

Почему Иисус освободил эту женщину от ее немощи? Для того, чтобы  она могла ходить в свободе. Но, безусловно, не для того, чтобы она по  своей свободной воле продолжала бы делать то, что ранее она была  вынуждена делать. А почему Он освобождает нас от греха? Для того, чтобы  мы могли жить свободными от греха. По причине слабости нашей плоти  мы не способны жить в праведности закона. Поэтому Христос, Который  пришел во плоти и имеет власть над всякой плотью, укрепляет нас. Он дает нам Своего могучего Духа, чтобы праведность закона могла испол­ниться в нас. Во Христе мы ходим не по плоти, но по Духу. Мы не знаем,  как Он это делает. Лишь Он один знает, как это делается, поскольку лишь Он один имеет такую власть. Но мы знаем, что это реально.

Согбенной и неспособной распрямиться женщине Иисус сказал: «Ты освобождаешься от недуга твоего». «Ты освобождаешься» — ска­зано глаголом в настоящем времени. То же самое Он говорит и нам. Каждому пленнику Он возвещает освобождение.

Женщина, которая «не могла выпрямиться», услышав слово Иисуса, тут же сделала это. Она не могла, но все же сделала это. Невозмож­ное для людей возможно для Бога. «Господь поддерживает всех па­дающих и восставляет всех низверженных» (Пс. 144:14). Вера сама по себе не делает факты. Она лишь ухватывается за них. Нет ни одной души, склонившейся под грузом возложенного на нее сатаной греха, которую не распрямил бы Христос. В Нем свобода. Остается лишь воспользоваться ею. Пусть эта весть несется широко. Пусть всякая душа услышит, что Христос дает избавление каждому пленнику. Ты­сячи людей возликуют, услышав эту весть.

Христос пришел, чтобы восстановить все то, что было утрачено. Он искупает нас от проклятия. Он искупил нас. Поэтому свобода, ко­торой Он освобождает нас, — это свобода, существовавшая до того, как появилось проклятие. Человек был сотворен царем над землею. И царем был сотворен не просто отдельный человек, но все человече­ство. «Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек [Адам], в день сотворения их» (Быт. 5:1, 2). «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да вла­дычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающи­мися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:26-28). Власть, как мы видим, была дана всякому человеку, мужчине и женщине.

Сотворив человека, Бог «все покорил под ноги его» (Евр. 2:8). Сейчас мы никак не можем утверждать, что все покоряется человеку. «Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честию Ии­сус, Который немного был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по бла­годати Божией, вкусить смерть за всех» (Евр. 2:9). Таким образом, Он искупает всякого человека от проклятия утраченной власти. Венец под­разумевает наличие царства. Венец Христа — тот, которым был увен­чан человек, когда он был поставлен над всем творением рук Божьих. Соответственно Христос (как человек во плоти), непосредственно перед тем, как вознестись на небеса после Своего воскресения, сказал: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите» (Мф. 28:18, 19). Мы видим указание на то, что власть, некогда утраченная из-за грехо­падения, дана нам в Нем.

Христос за нас вкусил смерть как человек и крестом Он искупил   нас от проклятия. Если мы распяты с Ним, мы также и воскресаем с  Ним, обретая право воссесть вместе с Ним на небесах, получив власть   над всем. Если мы не знаем этого, то лишь потому, что не позволили  Духу явить это нам. Необходимо просветить очи сердца нашего Ду­хом, чтобы познать, «в чем состоит надежда призвания Его, и какое  богатство славного наследия Его для святых» (Еф. 1:18).

Вот увещевание, обращенное к тем, кто мертв и восстал вместе  со Христом: «Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам  повиноваться ему в похотях его» (Рим. 6:12). Во Христе мы имеем  власть над грехом, чтобы он не имел силы над нами.

«Омыв нас... Кровию Своею», Он «соделал нас царями и священ­никами Богу и Отцу Своему» (Откр. 1:5. 6). Славное владение! Чудес­ная свобода! Свобода от власти проклятия, даже если мы и окружены  им! Свобода от нынешнего мира зла, от похоти плоти, от похоти взо­ра, от гордыни жизни! Ни «князь, господствующий в воздухе» (Еф. 2:2),  ни «мироправители тьмы века сего» (Еф. 6:12) не могут иметь власти  над нами! Это свобода и власть Христа, сказавшего: «Отойди от Меня,  сатана» (Мф. 4:10), так что сатана тут же удалился.

Это такая свобода, в которой ничто — на небесах ли, на земле  ли — не может заставить нас поступать против своей воли. Бог не бу­дет этого делать, поскольку мы получаем свою свободу от Него. А  никто иной не способен заставить нас. Это власть над силами, чтобы они служили нам, но не управляли бы нами. Мы научимся видеть Хри­ста и Его крест повсюду, и проклятие утратит силу над нами. Тогда  «исцеление твое скоро возрастет», поскольку жизнь Христа будет яв­лена в нашей смертной плоти. Это славная свобода, которую не спо­собны описать ни язык, ни перо.

«Стойте в свободе»

«Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все во­инство их... Ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» (Пс. 32:6, 9). То же слово, которым было сотворено звездное воинст­во, обращается ныне к нам: «Стойте в свободе!» Это повеление не ос­тавляет нас столь же беспомощными, как прежде, но несет с собой силу воздействия. Небеса не сами создали себя, но слово Господа сотво­рило их. И пусть они наставляют вас: «Поднимите глаза ваши на высо­ту небес, и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает... Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость» (Ис. 40:26, 29).

2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.

Следует понимать, что эти слова подразумевают не просто сам ритуал обрезания. Данное послание, в котором так много говорится об обрезании, сохранено для нас Господом и содержит евангельское послание для всех времен, хотя обрезание как ритуал давно уже не является актуальным и насущным вопросом современности.

Вопрос заключается в том, как достичь праведности — спасения от греха — и сопутствующего ей наследия. Понятно, что достичь ее можно  одной лишь верой — приняв Христа в сердце и дав Ему воз­можность жить в человеке Своей жизнью. Такую праведность Божью обрел Авраам верою в Иисуса Христа, и Бог дал ему обрезание как знамение этого. Для Авраама оно имело особый смысл, непрестанно напоминая о том, что он потерпел неудачу в своей попытке исполнить обетование Божье своей собственной плотью. Ту же цель для нас пре­следует и повествование об этом. Оно показывает, что «плоть не поль­зует нимало», и полагаться на нее, следовательно, нельзя. Факт обреза­ния не принесет никакой пользы без Христа — сам Павел был обрезан­ным, и, исходя из соображений целесообразности, он побудил обрезаться Тимофея (Деян. 16:1-3). Но Павел не придавал никакой ценности ни обрезанию, ни какому-либо иному внешнему обряду (Флп. 3:4-7). Ко­гда Титу было предложено совершить обрезание как обряд, необходи­мый для спасения, Павел воспротивился этому (Гал. 2:3-5).

То, чему надлежало быть лишь знамением уже совершившегося, было воспринято последующими  поколениями как средство достичь спасения. Поэтому обрезание в нашем послании символизирует все «дела», совершаемые людьми  в надежде обрести праведность. Это «дела плоти», в отличие от дел Духа.

Итак, высказано утверждение о том, что, если человек что-то де­лает в надежде обрести своими делами спасение, «не будет вам никакой пользы от Христа». Если вы всецело не приняли Христа как Ис­купителя, то вы не приняли Его вообще. То есть если вы не приняли Христа таким, какой Он есть, то вы отвергли Его. Он не может быть  иным, чем Он есть. Христос не делит Своего положения Спасителя ни  с кем и ни с чем. Отсюда легко уяснить, что если человек совершал обрезание в надежде обрести через него спасение, то это демонст­рировало отсутствие веры во Христа как во все достаточного и един­ственного Спасителя человечества.

Бог дал обрезание в качестве знамения веры во Христа. Евреи  же, извратив суть, подменили им веру. Поэтому, хвалясь своим обре­занием, еврей хвалился самоправедностью. И таким пониманием от­вергался не закон, но человеческая способность соблюсти закон. Слава  закону, что он столь свят и что требования его столь высоки, что ни  один человек не способен достичь их совершенства. Лишь во Христе  мы достигаем праведности закона. Истинное обрезание заключается  в том, чтобы поклоняться Богу в Духе, радоваться во Христе Иисусе и  не доверять плоти (Флп. 3:3).

3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающему­ся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати.

Кое-кто воскликнет: «Ну, вот! Это доказывает, что закона следу­ет избегать, поскольку Павел говорит, что обрезанным следует испол­нять весь закон, предостерегая их от обрезания».

Не следует торопиться, друг мой. Вглядись повнимательнее в текст. В одном из английских вариантов Библии (KJV) стих 3 перево­дится так: «Вы в долгу у всего закона». И вы поймете, что не закон плох, не исполнение закона, но плохо быть должником закона. Столь ли велика разница? Хорошо иметь достаточно еды и одежды, но пе­чально быть порабощенным всеми этими необходимыми вещами. Еще печальнее, если вы рабы вещей и по-прежнему продолжаете испыты­вать недостаток.

Должник — человек, который обязан что-то отдать. Должник пе­ред законом обязан отдать ему требование закона, а именно: пра­ведность. Поэтому должник перед законом пребывает под прокляти­ем, ибо написано: «А все, утверждающиеся на делах закона, нахо­дятся под клятвою» (Гал. 3:10). Поэтому попытка достичь праведно­сти иными путями помимо веры во Христа влечет за собой прокля­тие вечного долга. И такой человек будет пребывать в долгу вечно, поскольку платить ему нечем. Однако быть должником закона — долж­ником перед всем законом — означает необходимость исполнять его целиком. Как этого достичь? «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:29). Следует перестать доверять себе, принять Христа в свою плоть и исповедовать Его, и тогда праведность закона исполнится в человеке, поскольку он будет ходить не по пло­ти, но по Духу.

5 А мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.

Не читайте дальше, не перечитав этот стих еще раз, иначе вы мо­жете понять его совсем не так, как он того требует. А читая его, по­размыслите о том, что вы уже знаете об обетовании Духа.

Не подумайте, что поучение этого стиха заключается в том, что, имея Духа, мы должны ожидать праведности. Ни в коем случае. «Дух приносит праведность» (Рим. 8:10). (В русской Библии этот стих зву­чит так: «Но дух жив для праведности». — Прим. перев.) «И Он пришед обличит мир о грехе и о правде» (Ин. 16:8). Всякий, получающий Духа, убеждается в своем грехе и получает познание о праведности. Этим Дух показывает, чего человеку недостает, а именно: того, что спо­собен принести один лишь Дух.

Что же это за праведность, которую приносит Дух? Это правед­ность закона (см. Рим. 8:4). Мы знаем это, «ибо мы знаем, что закон духовен» (Рим. 7:14).

Что же тогда можно сказать о «надежде праведности», которую мы ожидаем  Духом? Обратите внимание на то, что в тексте не гово­рится, что мы Духом надеемся на праведность. Нет, мы ожидаем на­дежды праведности верою, то есть надежды, которую приносит обла­дание праведностью. Давайте вкратце остановимся на этом вопросе, для того чтобы освежить его в памяти:

(1) Дух Божий есть «Святой Дух обетования». Получая Духа, мы получаем и упование Божье.

(2) То, что Бог обещает нам как детям Авраамовым, — это на­следие. Святой Дух выступает залогом этого наследия до того вре­мени, когда приобретенное владение будет искуплено и вручено нам (см. Еф. 1:13, 14).

(3) Обещанное наследие — новое небо и новая земля, где нахо­дится обитель праведных (см. 2 Петр. 3:13).

(4) Дух приносит праведность. Он — представитель Христа, Ко­торым Сам Христос, Праведность наша, входит в наши сердца и ос­ тается в них (см. Ин. 14:16-18).

(5) Поэтому надежда, которую приносит Дух, есть надежда на на­следие в Царстве Божьем, в новой земле.

(6) Праведность, которую приносит нам Дух, есть праведность  Закона Божьего (см. Рим. 8:4; 7:14). Духом он запечатляется не на  скрижалях каменных, но в наших сердцах (см. 2 Кор. 3:3).

(7) Суть всего вопроса в целом заключается в следующем: если  вместо того, чтобы считать себя достаточно могущественными для  исполнения закона собственными силами, мы позволим войти Свято­му Духу, чтобы Он наполнил нас праведностью закона, то будем иметь  в себе живую надежду. Упование Духа — надежда праведности по  вере — лишено какой бы то ни было неопределенности. Это твердое  заверение. Ничто иное не дает надежды. Всякий, кто не имеет «пра­ведности Божией по вере», не имеет надежды вообще. Лишь Христос  в нас является «надеждой славы».

6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.

Ни обрезание, ни необрезание не дают ничего. Лишь верою, дей­ствующей  любовью, можно чего-либо достичь. Такую веру мы нахо­дим лишь  во Христе Иисусе.

Речь идет об исполнении Закона Божьего. Ни один человек, не­зависимо от его состояния или положения, не способен сделать это. Необрезанный не имеет силы соблюсти закон, и обрезание не наде­ляет его такой силой. Кто-то может похваляться тем, что он обрезан­ный; кто-то — тем, что он необрезанный. Но оба похваляются напрасно. Закон веры исключает похвальбу (см. Рим. 3:27). Поскольку правед­ность закона можно соблюсти одной лишь верой во Христа, у нас нет никаких оснований похваляться достигнутым. «Всем обязан я Христу».

7 Вы шли  хорошо; кто остановил вас, чтобы вы не поко­рялись истине? Такое убеждение не от Призывающего вас. Малая закваска заквашивает все тесто. Я уверен о вас в Гос­поде, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение. За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы. О, если бы удалены были возмущающие вас!

Закон Божий есть истина (Пс. 118:142), и галатские братья на­чали соблюдать его. Они преуспели вначале, но затем споткнулись. «Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона; ибо преткну­лись о камень преткновения» (Рим. 9:32). Христос есть путь, истина и жизнь, и в Нем не может быть преткновения. В Нем — совершенство закона, ибо Его жизнь есть закон.

Крест есть и всегда был символом позора. Быть распятым оз­начало подвергнуться наиболее постыдной казни. Апостол говорит, что если бы он проповедовал обрезание (то есть праведность по делам), то «соблазн креста прекратился бы». (В английской Библии «оскорб­ление креста». — Прим. перев.) Суть соблазна креста заключается в том, что он есть исповедание человеческой непрочности, греха и не­способности творить добро. Взять крест Христов означает всецело и во всем положиться на Него, а это унижает человеческую гордыню. Людям  нравится воображать себя независимыми. Но как только зву­чит проповедь креста, как только людям говорят, что в них нет добра, что все следует принимать как дар, тут же находятся люди, почитаю­щие  себя оскорбленными.

13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти; но любовью слу­жите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя».

Две предыдущие главы повествовали об узах и плене. До при­шествия веры мы «заключены» во грехе, мы — должники перед зако­ном. Вера Христова освобождает нас, но одновременно с освобожде­нием нам дается наставление: «Иди и впредь не греши» (Ин. 8:11). Мы обрели свободу от греха, но не для греха. Сколь многие в этом вопросе ошибаются!

Многие искренние люди воображают, что во Христе мы обрета­ем свободу игнорировать закон и пренебрегать им, забывая о том, что нарушение закона есть грех (см. 1 Ин. 3:4). Служить плоти означает совершать грех, «потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:7). Апостол предостерегает нас не злоупотреблять свободой, дарованной нам Христом, и не ввергать себя вновь в узы, нарушая закон. Вместо этого нам следует служить друг другу любовью, ибо любовь есть ис­полнение закона.

Христос дает нам свободу первоправления. Но вспомните о том, что Бог дал власть человечеству и что во Христе мы все соделались царями. Это говорит о том, что единственный человек, над которым христианин обладает властью править, — это он сам. В Царстве Хри­стовом великий человек — это тот, кто правит своим духом.

Как цари мы обретаем подданных среди низших чинов сотво­ренных существ, среди вещественных начал и в нашей собственной плоти, но не среди своих собратьев. Мы должны служить им. Мы должны иметь то же разумение, что имел Христос, которое, когда Он еще пребывал в царских пределах небесных в «образе Божием», по­будило Его «принять образ раба» (Флп. 2:5-7). Далее мы видим его в том, что Христос омыл ноги ученикам, в полной мере осознавая, что Он их Владыка и Господь и что Он пришел от Бога и идет к Богу (см. Ин. 13:3-13). Более того, когда все искупленные святые явятся во славе, Сам Христос «препояшется и посадит их, и подходя станет служить им» (Лк. 12:37).

Величайшая свобода обретается в служении — в служении сво­им собратьям во имя Господа. Наиболее велик тот, кто совершает ве­личайшее служение (не с точки зрения человеческой, поскольку люди назовут его нижайшим). Этому мы учимся у Христа, Который есть Царь царей и Господь господствующих, — поскольку Он служит всем, со­вершая служение, которое никто не стал бы и не смог бы совершить. Слуги Божьи все являются царями.

Любовь исполняет закон

Любовь не подменяет исполнение закона, но совершенствует его. «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение зако­на» (Рим. 13:10). «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего нена­видит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20). Если человек любит ближнего своего, это говорит о его любви к Богу. «Любовь от Бога», ибо «Бог есть любовь». Поэтому любовь — жизнь Божья. Если эта жизнь есть в нас и имеет беспрепятственный выход, то и в нас непременно будет закон, поскольку жизнь Божья — это закон для все­го творения. «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3:16).

Любовь  бескорыстна

Поскольку любовь — это служение, труд ради людей, то очевид­но, что любовь не думает о себе. Любящий не думает о том, как он благословляет других. Поэтому мы читаем: «Любовь долготерпит, ми­лосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гор­дится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор. 13:4-6).

Именно в этом важном пункте многие люди совершают ошибку. Счастливы те, кто обнаружил свое заблуждение и вернулся к понима­нию истинной любви, претворяя его в жизни. «Любовь не ищет сво­его». Поэтому себялюбие вовсе не любовь в верном понимании этого слова. Оно лишь надевает маску любви. Однако большинство из того, что называется в мире любовью, в сущности, представляет собой не любовь к другим, но любовь к себе.

Даже то, что должно быть высочайшим из известных на земле выражений любви, любовь, образ которой использован Господом в ка­честве символа Его любви к Своему народу, — любовь между мужем и женой — зачастую в большей степени представляет собой эгоизм, нежели настоящую любовь. Не говоря уже о браках, которые заключа­ются в расчете на приобретение богатства или положения в общест­ве. Почти повсеместно супруги в браке больше думают о своем лич­ном счастье, нежели о счастье другого. Как существует истинная бес­корыстная любовь, так существует и истинное счастье. Мир никак не может понять то, что истинное счастье можно найти лишь тогда, ко­гда человек перестает искать его и всеми силами стремится сделать счастливыми других.

«Любовь  никогда не перестает»

Вот еще одна проверка, показывающая, что то, что многие на­зывают любовью, вовсе не любовь. Любовь никогда не завершается. Это утверждение абсолютно: никогда. Здесь не бывает ни исключе­ний, ни скидок на возможные обстоятельства. Любовь не подвержена обстоятельствам. Часто приходится слышать о том, что чья-то любовь остыла. С истинной любовью такого произойти не может. Истинная лю­бовь всегда горячая, она непрерывно течет; ничто не в состоянии за­морозить источник любви. Любовь абсолютно бесконечна и неизмен­на — просто потому, что это жизнь Божья. Нет иной истинной любви, помимо любви Божьей. Поэтому единственно возможное проявление истинной любви в человечестве — это излитие любви Божьей в серд­це через Святого Духа.

Слыша признание в любви, человек иногда задает вопрос: «По­чему ты любишь меня?» Как будто можно логикой объяснить любовь! У любви своя логика. Если один человек способен объяснить, почему он любит другого, сам его ответ уже говорит о том, что это не на­стоящая любовь. Какая бы причина любви ни была названа, она со временем  может исчезнуть, и тогда то, что этот человек называет любовью, уйдет. Но «любовь не кончается никогда». Поэтому любовь не может зависеть от обстоятельств. И единственный ответ, который возможен на вопрос о том, почему человек любит, заключается в сло­ве «потому» — потому что он любит! Любовь любит просто потому, что она — любовь. Любовь — это свойство человека, который любит, а любит он потому, что в нем есть любовь, независимо от характера того, на кого она направлена.

Истинность этого утверждения мы увидим, обратившись вновь к Богу, Источнику любви. Он есть любовь. Любовь есть Его жизнь. Но невозможно дать объяснение сущности Его жизни. Самая высокая че­ловеческая концепция любви такова: любят потому, что любимы, или потому, что объект любви вызывает ее. Но Бог любит независимо от того, любят ли Его. Он любит и ненавидящих Его. «Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, нена­видели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спа­сителя нашего, Бога, Он спас нас" (Тит. 3:3-5). «Если вы будете лю­бить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мыта­ри?.. Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:46, 48).

«Люби ближнего своего». Слово «ближний» означает любого, кто проживает неподалеку. Любовь поэтому простирается на все, с чем она соприкасается. Кто любит, должен любить каждого.

Поскольку любовь охватывает всякого ближнего вашего, то из этого со всей очевидностью следует, что христианская любовь (а, как мы уже видели, это единственно истинная любовь) не позволяет ни войн, ни насилия. Когда воины спрашивали Иоанна Крестителя, что им следует делать как последователям Агнца Божьего, на Которого он указывал, Иоанн ответил: «Никого не обижайте» (Лк. 3:14). (В англий­ской Библии этот ответ звучит так: «Никому не причиняйте насилия». — Прим. перев.) Вот другой вариант ответа Иоанна: «Не вводите никого в страх». Война не была бы таким жестоким явлением, если бы это повеление выполнялось! Если бы в армии служили одни лишь христиа­не, истинные последователи Христа, то, встретив врага, они — вме­сто того чтобы открыть огонь — стали бы выяснять, в чем он нужда­ется и как можно ему помочь. «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:20, 21).

15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Я говорю: посту­пайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти; ибо плоть желает противного духу, а дух — противного пло­ти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

Следуя дурным советам и отойдя от простоты веры, галаты ввели себя под проклятие и в опасность погибели. Ибо «и язык — огонь, при­краса неправды. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3:6). Язык погубил больше людей, чем меч, поскольку мечи не вынимались бы из ножен, не будь злого языка. Человек не может укротить его, на это способен лишь Бог. Он сделал это с галатами, когда уста их были полны благословений и восхвале­ний; но какая же вновь произошла перемена! Под влиянием дурных наставлений они от благословений перешли к пререканиям. А вместо воспитания друг друга они готовы были пожрать один другого!

Можно быть уверенным, что в церкви, где царят раздоры и со­перничество, Евангелие извращается самым прискорбным образом. Нет смысла убеждать себя в истинности или разумности своих убеж­дений человеку, расположенному к ссорам или легко вовлекающему­ся в них. Разногласия и раздоры говорят об отходе от веры, если та­ковая в этой церкви была. Ибо, «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:1). Мы не просто в мире с Ним, но мы имеем мир с Ним — Его мир. Поэтому новое наставление, которое привело к раздорам и пожиранию друг друга ог­нем нечистого пламени, пришло не от Бога, призвавшего их в Еванге­лие. Одного шага в сторону достаточно для того, чтобы привести, в конечном счете, к глубокому расколу. Два рельсовых пути могут ка­заться параллельными, однако незаметно для взора они могут расхо­диться в стороны, повернув в конце концов в разные стороны. «Ма­лая закваска квасит все тесто». Любое заблуждение, сколь малым ни представлялось бы оно с первого взгляда, несет в себе ростки всяко­го нечестия. «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-ни­будь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10). Приверженности всего лишь одному неверному принципу достаточно, чтобы погубить и жизнь, и характер. Одна ложка дегтя портит бочку меда.

19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, враж­да, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ере­си, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

Не очень-то радостный перечень, не так ли? Но и это еще не все, поскольку апостол добавляет: «И так далее». Над этим перечислени­ем стоит задуматься, особенно увязав его с последующими словами о том, что «поступающие так Царствия Божия не наследуют». Сравни­те этот перечень с тем, который приводил Господь в Мк. 7:21-23, го­воря о том, что исходит из сердца человеческого. Все эти качества свойственны человеку по его природе. Сравните данные перечни с приведенным в Рим. 1:28-32. Это перечисление тех пороков, кото­рым предаются язычники, не желающие иметь Бога в разуме. И эти пороки свойственны всем, не знающим Господа.

Далее, сопоставьте эти перечни с теми качествами, которые перечисляются апостолом Павлом во 2 Тим. 3:1-5. Они будут свой­ственны в последние дни тем, кто лишь «имеет вид благочестия». Обратите внимание на то, что, по своей сути, все эти перечни сов­падают. Отворачиваясь от истины благовестия, которая есть сила Божья ко спасению всякого верующего, люди неизбежно впадают в эти грехи.

«Нет различия»

Все люди имеют одну плоть (см. 1 Кор. 15:39), поскольку все мы  потомки одной лишь пары — Адама и Евы. «Одним человеком грех во­ шел в мир» (Рим. 5:12), поэтому всякий грех, существующий в мире, един  для всякой плоти. В плане спасения «нет различия между Иудеем и  Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призываю­щих Его» (Рим. 10:12). Ни один человек на земле не имеет основания  хвалиться перед другими, равно как и не имеет права презирать друго­го за его греховное и низкое состояние. Созерцание низких пороков в  людях или знание о них не должно побуждать нас к размышлениям о собственной высоконравственности, напротив, это должно наполнять нас  ощущением скорби и стыда. Они лишь напоминание нам о том, что пред­ставляет из себя наша человеческая природа. Дела, проявляющиеся в этом убийце, или в этом пьянице, или в этом распутнике, — просто дела  нашей плоти. Плоть человеческая своей силой способна производить  лишь те дурные дела, о которых говорит апостол.

Одни из дел плоти считаются очень дурными, другие — не со­ всем приличными; иные же почитаются всеми если и не абсолютны­ми добродетелями, то вполне простительным грехом. Обратите, од­нако, внимание на слова «и тому подобное», которые указывают, что все перечисленное, по сути своей, — одно и то же. Писание гласит,  что ненависть — это убийство. «Всякий, ненавидящий брата своего,  есть человекоубийца» (1 Ин. 3:15). Более того, гнев — тоже убийство,  как показал Спаситель в Мф. 5:21, 22. Столь распространенная среди людей зависть также содержит в себе убийство. Но кто воспринимает зависть как серьезный грех? Не считаясь, по сути, большим грехом, зависть пронизывает все наше общество. Однако Слово Божье заве­ряет нас, что она стоит в одном ряду с прелюбодейством, блудом, убийством и пьянством, и все, поступающие так, не унаследуют Цар­ства Божьего. Разве это не страшно?

Себялюбие, стремление к власти — вот источники всех других упомянутых грехов. Отсюда вырастают бесчисленные убийства. Мерз­кие дела плоти процветают там, где менее всего можно было бы их подозревать! Они везде, где есть человеческая плоть. Они проявля­ются в той или иной форме везде, где плоть не распята. «У дверей грех лежит».

Противоборство плоти и духа

Между плотью и Духом Божьим нет ничего общего. Они «против­ны друг другу», то есть они противоборствуют, подобно двум врагам, и каждый ищет возможности сокрушить противника. Плоть есть тле­ние. Она не может наследовать Царство Божье, поскольку тленное не может наследовать нетленное (см. 1 Кор. 15:50). Плоть невозможно обратить. Она должна быть распята. «Плотские помышления суть вра­жда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. По­сему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8:7, 8).

В этом кроется тайна отступления галатов и затруднение мно­гих из тех, кто живет христианской жизнью. Галаты начали в Духе, но полагали достичь совершенства плотью (см. Гал. 3:3), а это столь же невозможно, как достичь звезд копанием ямы. Многие пытаются по­ступать по добру, но, не предав себя Духу всецело и полностью, не способны делать то, чего желают. Дух борется с ними, иногда Он час­тично берет верх, иногда полностью, и тогда они живут по Христу. Затем Дух угнетается, плоть преобладает, и эти люди полностью ме­няются. Иногда ими управляют помышления духовные, иногда же — помышления  плотские (Рим. 8:6). Поэтому, имея такую двойственность в мыслях, люди не тверды во всех путях своих (см. Иак. 1:8). Это весь­ма неудовлетворительное положение.

Дух и закон.

«Если же вы духом водитесь, то вы не под законом» (Гал. 5:18). «Мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху» (Рим. 7:14). Плоть и Дух противоборствуют, но против плодов Духа «нет закона» (Гал. 5:22, 23). Поэтому закон против дел плоти. Плотский ум «закону не покоряется». Поэтому живущие по плоти не в состоянии угодить Богу, но пребывают «под законом». И это еще раз со всей очевидно­стью доказывает, что быть «под законом» означает нарушать его. «За­кон духовен». Поэтому все, ведомые Духом, пребывают в полном со­гласии с законом, и, следовательно, они не под законом.

Мы вновь видим, что основной вопрос состоит не в том, следу­ет соблюдать закон или нет, но в том, как соблюдать его. Галатов сбило с истинного пути льстивое учение о том, что они имеют в себе силу выполнить закон. Посланный же Богом апостол настойчиво утверждал, что соблюсти его возможно лишь Духом. Он подтверждал это Писа­нием, историей Авраама и опытом самих галатов. Они начали в Духе  и благоденствовали, пока пребывали в Нем. Но как только они под­менили Духа собой, немедленно стали проявлять себя дела, всецело  противоречащие закону.

Святой Дух — жизнь Божья; Бог есть любовь; любовь — испол­нение закона; закон духовен. Поэтому всякий, желающий пребывать в Духе, должен предать себя праведности Божьей, о которой «свиде­тельствует» закон. Но достигается она лишь верой в Иисуса Христа.  Всякий, ведомый Духом, должен соблюдать закон не как условие об­ретения Духа, но как непременный результат этого.

Зачастую мы видим людей, которые считают себя столь духов­ными, что им нет нужды соблюдать закон. Эти люди признают, что не соблюдают закон, но при этом утверждают, что именно Дух побужда­ет их поступать так, как они поступают. Из этого они делают вывод,  что совершенное — не грех, даже если оно противоречит закону. Та­ кие люди совершают ужасную ошибку, подменяя разум Духа своим плотским разумом. Совершая это, они ставят себя на место Бога. Го­ворить против Закона Божьего значит говорить против Духа. Люди эти  пребывают в чудовищном ослеплении и должны молиться: «Открой очи  мои, и увижу чудеса закона Твоего» (Пс. 118:18).

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На тако­вых нет закона.

Любовь — это первый плод Духа, и «любовь есть исполнение за­кона». Затем следуют радость и мир, ибо, «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа... и не доволь­но сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:1, 11). Христос был помазан Святым Духом (Деян. 10:38) или, как говорится в другом месте Писания, «елеем радости» (Евр. 1:9). Служение Богу — радостное служение. Царство Божье — это «пра­ведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Кто не ра­дуется в тяготах так же, как и в благоденствии, тот еще не знает в должной степени Господа. Слова Христа ведут к совершенной радо­сти (см. Ин. 15:11).

Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание — все это естественным образом должно исходить из сердца истинного последователя Христа. Все это невоз­можно вызвать насильственно. Эти качества не присутствуют в нас естественным образом. Естественной реакцией на противодействие являются гнев и раздражение, но не кротость и сдержанность. Обра­тите внимание на то, сколь разительно отличаются плоды Духа от дел плоти. Дела плоти проявляются в нас естественным образом, поэто­му для того, чтобы родился добрый плод, нам необходимо полностью преобразиться, став новой тварью. «Добрый человек из доброго со­кровища сердца своего выносит доброе» (Лк. 6:45). Благость исхо­дит не из человека, но от Духа Христова, пребывающего в нем не­престанно.

24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

«Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6:6, 7). «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:19, 20). Человек духовный все еще живет во плоти и внешне он ничем не отличается от других людей; и в то же время он живет по Духу, но не по плоти (Рим. 8:9). Он живет во плоти, но не плотской жизнью, и плоть не имеет более власти над ним. «Если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8:10).

25 Если мы живем духом, то по духу и поступать долж­ны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Можно ли сомневаться в том, что, по мнению Павла, христиане живут по Духу? Никоим образом! В тексте нет и намека на неуверен­ность! Поскольку мы живем по Духу, мы обязаны предать себя Духу. Лишь  силой Духа — Того же Духа, Который парил над водами и про­извел порядок из хаоса во время Творения,— может быть жив чело­век. «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов 33:4). Тем же дыханием сотворены и небеса (Пс. 32:6). Дух Божий — жизнь Вселенной. Дух есть вселенское присутствие Бо­жье, в Котором мы «живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28). Наша  жизнь всецело зависит от Духа; поэтому мы должны ходить в Духе или под водительством Духа. Это наше «разумное служение».

Сколь чудесно устроена жизнь! Жить во плоти, но по Духу! «Есть тело душевное, есть тело и духовное... Но не духовное прежде, а ду­шевное, потом духовное» (1 Кор. 15:44, 46). Душевное тело мы име­ем. Духовное тело обретут все истинно верующие во Христа, когда вос­креснут (см. 1 Кор. 15:42-44, 50-53). Однако в этой жизни, в душев­ном теле, люди должны быть духовными — жить так, будто они уже пребывают в своем будущем духовном теле. «Но вы не по плоти жи­вете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас» (Рим. 8:9).

«Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:6). Со своим естественным рождением мы наследуем все то дур­ное, что перечислено в пятой главе Послания к Галатам, и «тому по­добное». Мы живем во плоти. Тленное правит в нас. Новым рождени­ем мы наследуем полноту Божью, соделавшись «причастниками Бо­жеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Петр. 1:4). «Ветхий человек, истлевающий в обольститель­ных похотях» (Еф. 4:22), распят или отложен, «чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6:6).

Когда мы пребываем в Духе, ходим в Духе, плоть с ее похотями более не имеет силы над нами, как если бы мы были мертвы и лежа­ли в могиле. В таком случае один лишь Дух оживляет тело. Дух ис­пользует тело как орудие праведности. Плоть остается тленной, ис­полненной похотей, готовая взбунтоваться против Духа; но, пока мы предаем свою волю Богу, Дух удерживает власть над плотью. Если мы проявляем колебания, если сердца наши вновь возвращаются в Еги­пет или если мы обретаем самоуверенность, ослабляя свою зависи­мость от Духа, то вновь воссоздаем то, что мы разрушили, и стано­вимся  нарушителями закона (см. Гал. 2:18). Но этого можно избежать. Христос «имеет  силу над всякой плотью», и Он продемонстрировал  Свою способность жить духовной жизнью в человеческой плоти.

Он — Слово, ставшее плотью, Бог, явленный во плоти. Он — от­кровение «превосходящей разумение любви Христовой, дабы вам ис­полниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:19). Имея правление Духа  любви и кротости в себе, мы не проявим тщеславия, раздражения или  зависти по отношению друг к другу. Все будет от Бога, и будет осоз­нание того, что никто из нас не настроен похваляться перед другим.

Этот Дух жизни во Христе — жизнь Христова — дан нам даром.  «Жаждущий  пусть приходит, и желающий пусть, берет воду жизни да­ ром» (Откр. 22:17). «Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельст­вуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и яви­лась нам» (1 Ин. 1:2). «Благодарение Богу за неизреченный дар Его!»  (2 Кор. 9:15).

 

 

 




 

Hosted by uCoz