ГЛАВА 4

«Подучить усыновление»

1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не от­личается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечи­телям и домоправителям до срока, отцом назначенного.

Представляется совершенно очевидным, что деление на главы не означает изменения темы. Третья глава завершается пояснением того, кто является наследниками, четвертая же продолжает эту тему, исследуя вопрос, как они становятся наследниками.

Во времена Павла ребенок мог быть наследником огромного по­местья, но до достижения определенного возраста он мог распоря­жаться им не в большей степени, чем слуга или раб. Если он так и не достигал этого возраста, то фактически в наследство не вступал. И если говорить о его отношении к своей доле в наследстве, то он про­жил бы всю свою жизнь как слуга.

3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота вре­мени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родил­ся от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

Взглянув на пятый стих, мы поймем, что «детство» относится к тем условиям, в которых мы пребывали до «получения усыновления». Описывается наше состояние до того, как мы были искуплены от про­клятия закона, то есть до нашего обращения. Здесь имеются в виду не дети Божьи, как отличные от мирских, но «дети», о которых апостол в Еф. 4:14 говорил так: «Дабы мы не были более младенцами, колеб­лющимися  и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения». Короче говоря, речь идет о нас в необращенном состоянии, когда мы «были по природе чадами гнева, как и прочие» (Еф. 2:3).

«Доколе были в детстве», мы пребывали в рабстве «веществен­ных начал мира». «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего). И мир прохо­дит, и похоть его» (1 Ин. 2:16. 17). Дружба с миром есть вражда с Бо­гом. «Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4). Именно от этого «злого века» и пришел избавить нас Христос. К нам обращено предостережение: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией  и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» [Кол. 2:8). Мы попадаем в узы «стихий мира», когда ходим «по обычаям мира сего», «по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов», являясь «чадами гнева» (Еф. 2:1-3). Об этих же узах, существовавших до  «пришествия веры», когда мы были «заключены... под стражею закона», говорит­ся в Гал. 3:22-24. Это состояние людей, которые были «без Хри­ста, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетова­ния, не имели надежды и были безбожники в мире» (Еф. 2:12).

Все люди как возможные наследники обетования

Бог не отказался от рода человеческого. С тех пор, как первый  созданный человек был назван «сыном Божиим», все люди также мо­гут быть наследниками. «До пришествия веры», хотя все мы и удаля­лись от Бога, мы были «под законом», под охраной сурового хозяина,  державшего нас в жестком порядке, чтобы можно было привести лю­дей к принятию обетования. Какое благословение, что Бог считает даже безбожников, пребывающих в узах греха, Своими детьми, колеблющи­мися, блудными, но все же детьми! Бог «облагодатствовал нас в Воз­ любленном» (Еф. 1:6). Этот испытательный срок дает нам возможность  признать Его как Отца, став воистину Его сыновьями. Если же мы не  вернемся к Нему, то умрем как рабы греха.

Христос пришел, «когда пришла полнота времени». Параллель­ный текст в Рим. 5:6 гласит: «Христос, когда еще мы были немощны,  в определенное время умер за нечестивых». Но смерть Христа слу­жит как живущим сейчас, так и тем, кто жил в Иудее до того, как Он явился во плоти, равно как и Его современникам. Она воздействова­ла на людей того поколения ничуть не больше, чем на всех осталь­ных. Она свершилась единожды и ради всех, поэтому и воздействие ее неизменно во все века. «Полнота времени» была предсказанным в пророчестве временем, когда должен явиться Мессия; но искупление было для всех людей всех веков. Он был предназначен для этого еще до сотворения мира, но «явился в последние времена» (1 Петр. 1:20). Если бы, согласно плану Божьему, Он должен был явиться лишь в нашем столетии или даже в последний год до конца времени, это никак не повлияло бы на благовествование. Он жив всегда (Евр. 7:25). «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8). Духом Святым Он предлагает Себя нам (Евр. 9:14), чтобы Его жертва была бы равным образом действенна во всяком веке.

«Родился от жены»

Посланный Богом Сын «родился от жены» и был, следовательно, воистину человеком. В Своей жизни Он перенес все тяготы и беды, которые выпадают на долю человека. «Слово стало плотию» (Ин. 1:14). Христос всегда называл Себя «Сыном Человеческим», навечно отожде­ствив Себя со всем родом человеческим. И узы эти неразрывны.

Будучи «рожденным от жены», Христос по необходимости родил­ся «под законом», поскольку это условие для всего человечества. «По­сему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтоб быть мило­стивым и верным Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» (Евр. 2:17). Он все принимает на Себя. «Он взял на Себя наши немощи» (Ис. 53:4). «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф. 8:17). «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:6). Он искупил нас, буквально став на наше место и возло­жив на Свои плечи наш груз. «Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Бо­гом» (2 Кор. 5:21).

 Он стал заменой человека в самом полном смысле этого сло­ва, до степени, которую мы редко подразумеваем, используя это вы­ражение. Он до такой степени отождествил Себя с нами, что все, воздействующее и влияющее на нас, воздействует и влияет на Него. «Не я, но Христос». Мы возлагаем на Него свои заботы, смиряя себя до ничтожества, каковым мы и являемся, оставляя свое бремя на Нем  одном.

Итак, мы уже понимаем, что Он пришел «искупить подзаконных».  Он это делает самым реальным способом. Кое-кто полагает, что это  выражение обозначает, будто Христос освободил евреев о необхо­димости приносить жертвы или от обязанности выполнять заповеди. Но если бы одни лишь евреи были «подзаконными», тогда Христос при­ шел бы ради искупления одних лишь евреев. Следует признать, что мы есть или были — до того, как уверовали, — «подзаконными». Ибо Христос пришел для того, чтобы искупить лишь тех, кто под законом. Быть «подзаконным», как мы уже видели, означает быть приговорен­ным к смерти законом за его нарушение. Христос «пришел призвать  не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13). Но закон осу­ждает лишь тех, кто обязан подчиняться ему и соблюдать его. Посколь­ку Христос искупает нас от осуждения закона, следовательно, Он ис­купает нас для жизни согласно закону.

«Дабы  нам получить усыновление».

«Возлюбленные! мы теперь дети Божий» (1 Ин. 3:2). «А тем, ко­торые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими»  (Ин. 1:12). Это совершенно иное состояние, чем то, которое описывается в Гал. 4:3 как «детство», поскольку «в детстве» мы были «народом мятежным, детьми лживыми, детьми, которые не хо­тят слушать закона Господня» (Ис. 30:9). Уверовав в Иисуса и «полу­чив усыновление», мы уже описываемся как послушные дети, не со­образующиеся с прежними похотями, существовавшими по причине не­ведения (1 Петр. 1:14). Христос сказал: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой, и закон Твой у Меня в сердце» (Пс. 39:9). Поскольку Он становится нашей заменой, буквально заняв наше место, не вместо нас, но войдя в нас и пребывая Своею жизнью в нас и за нас, следо­вательно, тот же закон должен быть в наших сердцах, когда мы полу­чаем усыновление.

6 А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий чрез (Иису­са) Христа.

Какая радость и покой охватывают сердце, когда в него навсе­гда вселяется Дух — не как гость, но как постоянный житель! «Оправ­давшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа», чтобы радоваться даже в испытаниях, имея упование, кото­рое никогда не обманет нас, «потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным  нам» (Рим. 5:1, 5). Тогда мы обретаем способность любить любовью Божьей, поскольку мы соуча­стники в Его Божественной природе. «Сей Самый Дух свидетельству­ет духу нашему, что мы — дети Божий» (Рим. 8:16).

Подобно тому, как существует два рода «детей», есть и две груп­пы «рабов». Будучи «детьми гнева», люди являются рабами греха, но не слугами Божьими. Христианин же «слуга» — слуга Божий; но он слу­жит совершенно иначе, чем раб греха служит сатане. Характер слуги зависит от того хозяина, которому он служит.

В этой главе слово «раб» неизменно относится не к слугам Божь­им, но к рабам греха. Существует огромное различие между рабом греха и сыном Божьим. Раб не владеет ничем и не распоряжается даже собой. Свободнорожденному же сыну, напротив, была дана власть над всякой тварью в начале творения, поскольку он пребывал в единстве с Богом.

Уйдя из отеческого дома, блудный сын стал «не лучше раба», по­скольку он выполнял самую черную работу. В таком состоянии он вер­нулся в свой родной дом, считая, что не может рассчитывать на что-либо лучшее, чем обязанности слуги. Но отец принял его как сына, хотя тот и утратил все права, полагавшиеся ему как сыну.

Мы также потеряли право называться «сыновьями». Мы промо­тали свое наследие. Но Бог принимает нас во Христе воистину как сы­новей. Хотя Христос ныне на небесах одесную Бога, «превыше всяко­го начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, име­нуемого не только в сем веке, но и в будущем» (Еф. 1:21), Он разде­ляет Свое наследие с нами.

«Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою воз­любил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Хри­стом... и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:4-6). Христос с нами в наших нынешних страданиях, чтобы мы были с Ним в Его нынешней славе. Он «вознес смиренных» (Лк. 1:52). Прямо сейчас «из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в насле­дие» (1 Цар. 2:8). Ни один из земных царей не имеет таких владений и не обладает такой властью, как беднейший крестьянин, познавший  Господа как своего Отца.

8 Но тогда, не знавши Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.

Обращаясь  к коринфянам, Павел писал: «Знаете, что когда вы  были язычниками, то ходили к безгласным идолам» (1 Кор. 12:2). Так  же обстояло дело и с галатами. Они были язычниками, поклонялись  идолам и пребывали в плену самых недостойных суеверий.

Это те же узы, о которых шла речь в предыдущей главе, — за­ключение «под стражей закона». Это те же узы, которыми скованы все  необращенные. Во второй и третьей главах Послания к Римлянам апо­стол Павел говорит, что между людьми различия нет, «ибо все согре­шили». Сами евреи, не знавшие лично Господа, пребывали в тех же  узах, в узах греха. «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34).  «Кто делает грех, тот от диавола» (1 Ин. 3:8). «Язычники, принося жерт­вы, приносят бесам, а не Богу» (1 Кор. 10:20). Если человек не хри­стианин, то он язычник; середины нет. Если христианин впадает в от­ступничество, он становится язычником.

Мы  сами некогда «жили, по обычаю мира сего, по воле князя,  господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф. 2:2). «И мы были некогда несмысленны, непокорны, за­блудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в зло­бе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга» (Тит. 3:3). Мы были  в узах «богов, которые в существе не боги». Чем более жесток хозя­ин, тем хуже рабство! Каким языком возможно описать весь ужас пре­бывания в узах, ведущих к погибели?

9 Ныне же, познавши Бога, или, лучше, получивши по­знание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?

Разве не странно, что люди могут любить свои оковы? Христос провозглашает «узникам — открытие темницы» (Ис. 61:1), говоря уз­никам: «Выходите», и тем, которые во тьме: «Покажитесь» (Ис. 49:9). Однако есть такие, кто услышал эти слова и вышел, но, увидев свет «Солнца Праведности» и вкусив свободу, повернулся и возвратился в свою темницу. Они желают быть скованными старыми цепями, они ис­пытывают привязанность к ним, вновь возвращаясь к тяжкому и одно­образному труду во грехе. Безрадостная картина. Люди способны по­любить наиболее отвратительные вещи и даже саму смерть. Какая яркая картина человеческого опыта!

10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.

В этом отношении нам угрожает такая же опасность, что и галатам. Всякий, доверяющийся себе, поклоняется не Богу, а трудам рук своих — по сути своей, так же, как и тот, кто сотворяет изображение и склоняется перед ним. Как легко человеку довериться собственной проницательности, своей способности самому позаботиться о себе, забыв при этом, что мысли даже самых мудрых есть суета и что нет иной силы, кроме как от Бога. «Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь» (Иер. 9:23, 24).

12 Прошу  вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня: знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а при­няли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса. Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне. Итак, неужели я сде­лался врагом вашим, говоря вам истину? Ревнуют по вас не­чисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них. Хо­рошо  ревновать в добром всегда, а не в моем только присутст­вии у вас. Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.

Апостол Павел был послан Богом и Господом Иисусом Христом и нес он весть не от человека, но от Бога. Он исполнял Божью работу. Но был он смиренным орудием, «земным сосудом», избранным Бо­гом, чтобы нести Его славное Евангелие благодати. Поэтому Павел не испытывает обиды, когда его послание остается неусвоенным или даже отвергнутым. «Вы ничем не обидели меня», — говорит он. Павел не сожалеет о трудах и времени, затраченных на галатов; но он боится, что труд его прошел без пользы для них.

Человек, который от всего сердца говорит: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» (Пс. 113:9), не может испытывать личной обиды, когда его слова не воспринимаются. Всякий, впадающий в раздражение оттого, что его поучением пренебрегают, игнорируют или с насмешкой отвергают, показывает, что он либо забыл о том, что говорит слова Божьи, либо в слова Божьи он добавил свои собственные или даже заменил ими Божьи.

В прошлом эта личная гордыня привела к гонениям, которые на­влекли позор на официальную христианскую Церковь. Появились люди, говорившие извращенно, чтобы увлечь за собой истинных учеников. Когда же слова и обычаи их не воспринимались, они из чувства ущем­ленной гордыни обрушивали свой гнев на так называемых «еретиков». Человек посвященный должен почаще спрашивать себя: «Чей я слу­га?» Если Божий, то он будет настойчив в распространении данного ему Богом послания, оставив Богу возмездие, которое принадлежит Ему по праву.

«Немощь плоти» Павла

Из некоторых упоминающихся в послании подробностей мы мо­жем по частицам воссоздать целиком всю картину. Будучи задержан­ным в Галатии физической немощью, Павел проповедовал Евангелие «в явлении Духа и силы» (1 Кор. 2:4), чтобы люди увидели Христа рас­пятого среди них и, приняв Его, исполнились бы силы и радости в Святом Духе. Свою радость и благословенность в Господе они засви­детельствовали публично, чем навлекли на себя жестокие преследо­вания. Но они не считались ни с чем. Несмотря на его физическую «немощь» (сравните 1 Кор. 2:1-5 с 2 Кор. 10:10), они восприняли Пав­ла как личного вестника Божьего благодаря той радостной вести, ко­торую он принес. Столь высоко оценили они открывшиеся им богат­ства благодати, что с радостью отдали бы свои глаза Павлу, чтобы излечить его болезнь.

Павел упоминает об этом, чтобы галаты поняли, куда они скати­лись, и чтобы они знали, что апостол говорит искренне. Он поведал им истину однажды, и они возрадовались в ней; невозможно, чтобы  он превратился в их врага из-за того, что продолжает высказывать им  ту же самую истину.

Но в этих ссылках на личные обстоятельства есть и большее. Не  следует думать, что Павел хотел вызвать сочувствие лично к себе,  когда он упоминал о своих немощах и тех огромных неудобствах, не­ взирая на которые он трудился. Никоим образом. Ни на секунду не  упускал он из виду основную цель своего послания, а именно: стрем­ление продемонстрировать, что «плоть не пользует нимало» и что все  благо исходит от Святого Духа Божьего. Галаты «начали в Духе». Па­ вел был человеком хрупкого сложения и явно слаб телом. Более того, он страдал некой болезнью, когда впервые встретился с ними. Одна­ ко он благовествовал с такой могучей силой, что невозможно было не  увидеть, что за ним стоит хотя и невидимый, но реальный Иисус. Еван­гелие не от человека, но от Бога.

Полученные галатами благословения даны были им не плотью,  и не плоти они обязаны ими. Сколь слепо, сколь безрассудно было  бы им, в таком случае, полагать, что они своими силами совершенст­вуют то, что может быть начато исключительно силой Божьей! Уясним  ли мы этот урок?

«Как вы были блаженны!»

Всякий, кому доводилось приходить к Господу, знает, что при­нятие Его несет с собой радость. Предполагается, что новообращен­ный будет буквально излучать радостное свидетельство. Так было и с галатами. Теперь же выражения благодарности сменились препира­тельствами и ссорами. Постепенно уходили и первая радость, и пер­вая любовь. А должно было быть не так: «Стезя праведных — как све­тило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Притч. 4:18). Праведный живет верою. Когда же человек отворачива­ется от веры, пытаясь подменить ее делами, свет гаснет. Иисус ска­зал: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15:11). Источник жизни неиссякаем. Если все же свет тускнеет и радость сменяется скучной, монотонной рутиной, это означает, что мы свернули с истинного пути жизни.

21  Скажите мне вы, желающие быть под законом: раз­ве вы не слушаете закона? Ибо написано: «Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной». Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий  в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует ны­нешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабст­ве; а вышний Иерусалим  свободен: он — матерь всем нам. Ибо написано: «возвеселись, неплодная, нерождающая; вос­кликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у остав­ленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа».

Сколь многие избирают пути, которые, как очевидно всем, кроме них, ведут прямо к погибели. Полностью осознавая последствия своего образа жизни, эти люди упорно действуют по принципу: «хоть день, да наш», вместо того чтобы иметь праведность и долготу дней. Быть «под законом Божиим» означает быть грешником, осужденным по закону, скованным цепями и обреченным на смерть. Однако не одним галатам, но миллионам людей такое состояние нравилось и нравится. Если бы им только довелось услышать, что говорит закон! И нет никаких причин не услышать его, потому что закон говорит громоподобным голосом: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 11:15).

Стих 30 гласит: «Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной». Он провозглашает смерть всем, кто ищет удовольствий в «бедных вещественных началах» мира. «Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в кни­ге закона» (Гал. 3:10). Негодный раб должен быть «выброшен во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25:30). «Ибо вот, при­дет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей». По­этому «помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы» (Мал. 4:1, 4). Все, «пребывающие под законом», будь они евреи или язычники, христиане или иноверцы, пребывают в сетях сатаны — в сетях преступления и греха — и будут «выброшены». «Всякий, делаю­щий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно: сын пре­бывает вечно» (Ин. 8:34, 35). Слава Богу за «усыновление»!

Лжеучителя увещевали братьев, что, отвратившись от безраз­дельной веры во Христа к вере в дела, которые они смогут совершить сами, галаты смогут стать детьми Авраамовыми, и поэтому — наслед­никами по обетованию. «Не плотские дети суть дети Божий; но дети  обетования признаются за семя» (Рим. 9:8).

Теперь о двух сыновьях Авраама, один из которых был рожден  по плоти, а другой — по «обетованию» — рожден от Духа. «Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени и  не по времени возраста родила; ибо знала, что верен Обещавший»  (Евр. 11:11). Агарь была рабой-египтянкой. Дети рабы остаются ра­бами, даже если отец их свободный человек. Поэтому рожденные ею  дети могли пойти лишь в узы рабства. Но задолго до того, как родил­ся сын рабыни Измаил, Господь ясно указал Аврааму, что его свобод­ный сын, рожденный от свободной жены Сарры, наследует обетова­ние. Таковы дела Всевышнего.

«Это два завета»

Эти две женщины — Агарь и Сарра — олицетворяют два завета.  Мы читаем о том, что Агарь на горе Синайской «с детьми своими в  рабстве». Подобно тому, как Агарь могла родить лишь рабов, закон,  даже закон, провозглашенный Богом с Синая, не может породить сво­бодных людей. Он способен лишь держать их в узах. «Закон произво­дит гнев», поскольку законом познается грех (Рим. 4:15; 3:20). На Си­нае люди принесли обещание блюсти данный им закон. Но они не  имели в себе силы, необходимой для соблюдения закона. Завет от  горы Синайской «рождал в рабство», поскольку данное людьми обе­щание стать праведными посредством своих дел не увенчалось успе­хом и никогда не увенчается им.

Давайте рассмотрим ситуацию: люди пребывали в узах греха. У  них не было сил порвать эти цепи. И провозглашение закона не из­менило этого положения. Если человек находится в тюрьме за совер­шенное им преступление, он не обретет свободы, слушая статьи за­ кона. Читая закон, согласно которому этот человек был осужден, он  будет еще мучительнее воспринимать свое заключение.

Но не Сам ли Бог, в таком случае, вверг людей в рабство? Ни в коем случае, поскольку Он не принуждал их заключать завет на Си­нае. За четыреста тридцать лет до этого Бог уже заключил завет с Авраамом, и этого завета было достаточно для осуществления всех  Божьих намерений. Этот завет был подтвержден во Христе и поэтому являлся заветом свыше (см. Ин. 8:23). Он обещал праведность как бесплатный дар Божий по вере, и этот завет включал в себя все наро­ды. Все совершенные Богом чудеса во время избавления детей Израиля из египетского плена были лишь подтверждением того, что Он имеет силу избавить их (и нас) от уз греха. Да, избавление из Египта было  само по себе демонстрацией не только силы Божьей, но и Его жела­ния вывести Свой народ из плена греха.

Поэтому, когда народ пришел на Синай, Бог просто указал им  на все, что Он уже сделал, а затем сказал: «Итак, если вы будете слу­шаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом  из всех народов: ибо Моя вся земля» (Исх. 19:5). Какой завет имел Он в виду? Совершенно очевидно, что тот, который уже был заклю­чен, — Свой завет с Авраамом. Если бы израильтяне просто соблю­дали завет Божий, хранили веру и доверяли Божьим обетованиям, они  стали бы «уделом» Божьим. Имея всю землю в Своем владении, Он  мог сделать для них все, что обещал.

То, что евреи в своей самоуверенности поспешно приняли на  себя всю ответственность, вовсе не доказывает, будто Бог понуждал  их к заключению этого завета.

Если бы дети Израиля, вышедшие из Египта, ходили «по следам веры  отца нашего Авраама» (Рим. 4:12), они и не подумали бы похваляться, будто  смогут соблюсти закон, провозглашенный с Синая, «ибо не законом да­ровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира,  но праведностью веры» (Рим. 4:13). Вера оправдывает. Верою достигается праведность. Имей люди веру Авраама, они имели бы и его правед­ность. Закон, который был дан вследствие беззакония, пребывал бы в их  сердцах. Бог не рассчитывал и не рассчитывает, что хоть один человек  сможет своей силой достигнуть праведности по закону, провозглашенно­му с Синая, что и доказывается всем, с Синаем связанным. В то же время закон есть истина, и он должен быть соблюден. Бог избавил народ из Егип­та, «чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его» (Пс. 104:45). Не  мы обретаем жизнь, соблюдая заповеди, но Бог дарует нам жизнь, чтобы  мы могли блюсти их посредством веры в Него.

Сопоставление двух заветов

Говоря об Агари и Сарре, апостол добавляет: «Эти жены — два завета» (в русской Библии этот текст звучит так: «Это два завета». — Прим. перев.) Эти два завета существуют и поныне. Эти два завета относятся не ко времени, но к состоянию. Не следует льстить себе, го­воря, что мы не связаны более узами старого завета, поскольку время его прошло. Его время прошло лишь в том смысле, что «вы в прошед­шее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечисто­там, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, изли­шеству в пище и питии и нелепому идолослужению» (1 Петр. 4:3).

Различие между заветами совершенно аналогично различию ме­жду свободной женщиной и рабой. Дети Агари, сколько бы их ни было, были бы рабами, а дети Сарры — непременно свободными. Поэтому завет с Синая связывает всех, придерживающихся его, узами «подза­конными», в то время как завет свыше освобождает не от послушания закону, но от непослушания ему. Свобода не в отказе от закона, но в самом законе. Христос освобождает нас от проклятия, то есть от на­рушения закона, чтобы мы имели возможность получить благослове­ние. Благословение же заключается в послушании закону. «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем» (Пс. 118:1). Такая благословенность и есть свобода. «Буду ходить свободно; ибо я взы­скал повелений Твоих» (Пс. 118:45).

Различие между двумя заветами кратко можно описать так: в за­вете с Синая мы обязаны сами соблюдать закон; в завете же свыше мы имеем  закон во Христе. В первом случае это несет нам смерть, ибо закон острее обоюдоострого меча, и мы неспособны выполнить его, что приводит к фатальному для нас исходу. Во втором же случае мы имеем  закон в «руке Посредника». В одном случае все зависит от того, что в состоянии сделать мы. В другом же случае — в том, что может сделать Дух Божий.

Не забывайте о том, что во всем Послании к Галатам нет и на­мека на проблему, следует соблюдать закон или нет. Вопрос заклю­чается лишь в том, как следует его соблюдать? Должна ли это быть всецело наша обязанность, и, таким образом, награда будет не от благодати, но по воздаянию долга? Или это должно быть дело Бога, работающего в нас согласно воле Своей и Своему благоволению?

Гора Синай — гора Сион

Как есть два завета, так есть и два города, к которым они отно­сятся. Иерусалим, который ныне олицетворяет старый завет, относится к горе Синайской. Он не будет освобожден, но будет заменен городом Божьим (Откр. 3:12; 21:1-5). Это город, которого ожидал Авра­ам, город, «имеющий основание, которого художник и строитель Бог»  (Евр. 11:10. Ср. Откр. 21:14. 19, 20).

Множество людей возлагают огромные надежды — все свои наде­жды — на нынешний Иерусалим. У таких людей «то же самое покрывало  доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета» (2 Кор. 3:14). В  сущности, они обращаются за спасением к горе Синайской и к старому  завету. Но его не найти там. «Вы приступили не к горе, осязаемой и  пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гла­су глаголов... Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к  небесному Иерусалиму... и к Ходатаю нового завета — Иисусу, и к Кро­ви кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр. 12:18-24). Вся­ кий, взирающий на нынешний Иерусалим за благословением, взирает  на старый завет, на гору Синай, на рабство. Всякий же, поклоняющий­ся, обратив лицо свое к Новому Иерусалиму за благословением, ожи­дающий благословений лишь от него, взирает на новый завет, на гору  Сион, на свободу, поскольку «свободен вышний Иерусалим». От чего  же он свободен? Свободен от греха; а поскольку он наша «мать», то  он заново рождает нас, и мы также обретаем свободу от греха. Сво­боду от закона? Да, конечно, ибо закон не имеет осуждения для тех,  кто пребывает во Христе Иисусе.

Но не позволяйте обольстить себя пустыми речами, говорящи­ми, что вы можете попрать закон, который Сам Бог провозгласил в таком благоговейном величии с Синая. Приходя к горе Сиону, к Иисусу, Ходатаю нового завета, и к Крови кропления, мы освобож­даемся от греха, от нарушения закона. Закон Божий есть основание  Его престола в «Сионе». От престола исходят такие же молнии и гро­мы и голоса (см. Откр. 4:5; 11:19), что и с Синая, ибо там пребывает  тот же закон. Но это «престол благодати» (Евр. 4:16), и поэтому, не­ взирая на громы, мы подходим к нему смело, имея заверение, что от Бога мы обретем милость. Мы обретем также и благодать, кото­рая поможет нам в час искушения грехом, поскольку от середины престола, от закланного Агнца (см. Откр. 5:66), истекает река воды жизни, доносящая до нас из сердца Христова «закон духа жизни» (Рим. 8:2). Мы пьем из нее, мы купаемся в ней и находим в ней очи­щение от всякого греха.

Почему же Господь не привел людей прямо к горе Сиону, где они могли бы найти закон, дарующий жизнь, но повел их к горе Си­наю, где только смерть?

Это вполне естественный вопрос, и ответить на него легко. Все дело в неверии людей. Когда Бог вывел Израиль из Египта, Он наме­ревался вести народ к горе Сиону настолько прямо, насколько они смогут идти. Когда они перешли Чермное море, евреи запели вдохно­венную песню, в которой были и такие слова: «Ты ведешь милостию Твоею народ сей, который Ты избавил; сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей... Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, которое создали руки Твои, Владыка!» (Исх. 15:13, 17).

Если бы эта песня не смолкала, они вскоре подошли бы к Сио­ну. Ибо искупленные Господом «придут на Сион с радостным воскли­цанием; и радость вечная будет над головою их» (Ис. 35:10). Дока­зательством этому послужило разделение Богом вод Чермного моря (см. Ис. 51:10, 11). Но евреи вскоре забыли Господа и принялись ворчать в неверии. Поэтому закон был «дан... по причине преступле­ний» (Гал. 3:19). Это была их собственная вина — результат их соб­ственного греховного неверия — что пришли они не к горе Сиону, но к горе Синайской.

Бог, однако, не оставил Своих верных без свидетельства о Себе. На горе Синай закон был в руке Того же Ходатая, к Которому мы при­ходим, подходя к Сиону. Из скалы в Хориве (которая есть Синай) про­истекал живой поток, вода жизни из сердца Христа (см. Исх. 17:6; 1 Кор. 10:4). Там они имели реальность горы Сиона. Всякая душа, ко­торая обратилась бы там к Господу, постигла бы, подобно Моисею, Его не скрытую завесой славу и, преобразившись ею, нашла бы там пра­ведность, но не осуждение. «Вовек милость Его», и даже из облаков гнева, извергающих громы и молнии закона, сияет славный лик Солн­ца Праведности, от Которого образуется радуга обетования.

28 Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но как то­гда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? «Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной». Итак, бра­тия, мы дети не рабы, но свободной.

Вот утешение для всякой души! Ты грешник или, в лучшем слу­чае, стремишься быть христианином, и трепещешь от ужаса, слыша эти слова: «Изгони рабу». Ты осознаешь, что ты раб, что грех овладел тобой, что ты в сетях дурных привычек. Ты должен научиться не бояться, когда говорит Господь, поскольку в устах Его мир, даже если голос Его подобен грому! Чем величественнее голос, тем больший по­кой Он дарует. Мужайся!

Сын рабы — это плоть и ее дела. «Плоть и кровь не могут насле­довать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1 Кор. 15:50). Но Бог говорит: «Изгони рабу и сына ее». Если желаешь, чтобы воля Его исполнилась, «как на небесах», то Он позаботится, чтобы плоть и дела ее были изгнаны из тебя, и ты освободился бы «от рабства тле­нию в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:21). Так напугавшее тебя повеление — просто голос, повелевающий бесам покинуть тебя и не возвращаться более. Он говорит тебе о победе над грехом. Прими Хри­ста верой, и ты обретешь силу стать сыном Божьим, наследником Цар­ства, которое не прейдет, но со всеми, кто в нем, пребудет вовеки.

«Итак, стойте в свободе» (Гал. 5:1)

Где мы стоим? Во свободе Самого Христа, Который желает ис­полнить Закон Божий, находящийся в Его сердце (Пс. 39:9). «Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смер­ти» (Рим. 8:2). Мы стоим одной лишь верою.

В этой свободе нет ни грана рабства. Это совершенная свобо­да. Это свобода души, свобода мыслей и свобода действий. Дело не в том, что нам дана способность соблюдать закон, но нам дан разум, желающий  делать это. Дело не в том, что мы поступаем по закону, поскольку не видим иного пути избегнуть наказания, — это было бы вызывающим  раздражение гнетом. Именно от такого плена нас и ос­вобождает завет Божий.

Нет, будучи принятым, обетование Божье дает нам разум Духа, и мы обретаем высочайшее наслаждение в послушании всем повеле­ниям Слова Божьего. Душа обретает свободу подобно птице, парящей над горными вершинами. Это славная свобода детей Божьих, кото­рые обрели Божью вселенную — во всей ее широте, длине, глубине и высоте. Это свобода людей, которым более не требуется надсмотр­щик. Им можно доверять, поскольку каждый их шаг — это движение самого Божьего святого закона. Для чего ограничиваться рабством, когда в вашем распоряжении столь безграничная свобода? Двери тюрьмы распахнуты; выйди из нее в свободу Божью!

 

 

 




 

Hosted by uCoz