ГЛАВА 1

Истинное Евангелие: откровение Иисуса Христа

1  Павел Апостол, избранный не человеками и не чрез че­ловека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых, и все находящиеся со мною братия — церквам Галатийским: благодать вам и мир от Бога Отца и Господа на­шего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; Ему слава во веки веков. Аминь.

Первые пять стихов образуют приветствие, которое вобрало в себя все Евангелие. Если бы от всего остального Писания не сохра­нилось более ни единой строки, этого приветствия было бы достаточно для спасения мира. Если мы приступим к исследованию этого неболь­шого текста с таким прилежанием и усердием, словно за ним нет про­должения, то обнаружим, что вера наша, надежда и любовь необы­чайно укрепились. Давайте забудем о галатах, читая это послание, и пусть каждый воспримет его как голос Божий, обращающийся к нему сегодня через Своего апостола.

«Апостол» означает «посланный». Уверенность Павла основана на авторитете Того, Кто посылает апостола. «Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божий» (Ин. 3:34). Так обстояло дело и с Павлом. Он говорил с авторитетом, и сказанные им слова были повелениями Божь­ими  (см. 1 Кор. 14:27). Читаем ли мы это послание или какое-либо иное в Библии, мы не должны принимать во внимание личные при­верженности и предубеждения автора. Всякий автор сохраняет свою индивидуальность, поскольку для разной работы Бог избирает разных людей. Но все это Слово Божье.

Не только апостолы, но и всякий верующий имеет поручение го­ворить как от Бога (см. 1 Петр. 4:11). Все пребывающие во Христе суть новая тварь, будучи примирены с Богом Иисусом Христом. Всем при­миренным  Бог дает слово и служение примирения, дабы они могли стать посланниками от имени Христова, как если бы Бог через них обращался к людям с призывом примириться с Ним (см. 2 Кор. 5:17-20). Это об­стоятельство должно удерживать выступающих с посланием Божьим от разочарования и страха. Посланники земных правительств наделены авторитетом, соответствующим власти того царя или правителя, кото­рого они представляют. Христиане же представляют Царя царей и Гос­пода господствующих.

Евангелие в целом основывается на Божественности Христа. Апо­столы и пророки в такой мере прониклись этой истиной, что она вид­на во всем, ими написанном. Христос есть «образ Бога невидимого» (Кол. 1:15). Он — «сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1:3). Он от начала пребывал с Богом и был Богом до бытия мира (Ин. 1:1; 17:5). «Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:17).

«Иисус Христос и Бог Отец, воскресивший Его из мертвых», равны. «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30). Они восседают на престоле (Евр. 1:3; Откр. 3:21). «Совет мира будет между тем и другим» (Зах. 6:13). Иисус был Сыном Божьим всю Свою жизнь, хотя по плоти Он и проис­ходил от семени Давидова. Именно воскресением из мертвых, совер­шенным  силою Святого Духа, всем было явлено, что Он есть Сын Бо­жий (Рим. 1:3, 4).

«Благодать вам и мир от Бога Отца» — это слово Господне, и, следовательно, означает оно больше, нежели слово человеческое. Гос­подь не говорит пустых слов. Его слово творит, и перед нами форма созидательного слова.

Бог сказал: «Да будет свет. И стал свет». Так же и здесь: «Бла­годать вам и мир» — и это именно так. Бог посылает благодать и мир, даруя праведность и спасение всем людям — и вам, кто бы вы ни были, и мне. Читая стих третий, воспринимайте его не как сказанную походя приветственную фразу, но как созидательное слово, несущее лично вам все благословения мира Божьего. Для нас это то же, что и слова, с которыми Иисус обратился к женщине: «Прощаются тебе гре­хи... иди с миром» (Лк. 7:48, 50).

Эта благодать и мир исходят от Христа, отдавшего Себя за наши грехи. «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» (Еф. 4:7). Но эта благодать — благодать во Христе Иисусе (2 Тим. 2:1). Поэтому мы знаем, что Сам Христос дан каждому из нас. Даже жизнь людей представляет собой свидетельство данного им Христа, ибо Христос есть «жизнь», а «жизнь» есть «свет человеков». Этот свет «про­свещает» каждого, «приходящего в мир» (Ин. 14:6; 1:4, 9). «Все Им [Христом] стоит», следовательно Бог, «Который Сына Своего не по­щадил, но предал Его за всех нас», вместе с Ним безвозмездно да­ровал нам все (Рим. 8:32). «От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2 Петр. 1:3).

Вся вселенная дарована нам во Христе, и полнота всей содер­жащейся в ней силы дарована нам для преодоления греха. Для Бога каждая душа столь же значима, как и все творение. Благодатью Хри­стос принял смерть за каждого человека, дабы всякий человек в мире мог получить «неизреченный дар» (Евр. 2:9; 2 Кор. 9:15). «Благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих», даже для всех, ибо «как преступлением од­ного всем человекам осуждение, так правдою одного всем... оправ­дание к жизни» (Рим. 5:15, 18).

Христос дан всякому человеку. Поэтому всякий человек обрета­ет всю Его полноту. Любовь Божья объемлет весь мир, выделяя при этом каждую личность. Мать не делит свою любовь между детьми так, чтобы каждому досталась одна ее треть, одна четверть или одна пя­тая доля; каждому ребенку дается вся ее любовь. Так в сколь боль­шей мере это верно в отношении Бога, любовь Которого сильнее ма­теринской! (Ис. 49:15). Христос — свет мира, Сын Праведности. Но свет не делится среди множества людей. Если заполненная людьми комната ярко освещена, каждый человек имеет ту же полноту этого света, как если бы он был один в комнате. Поэтому жизнь Христа ос­вещает всякого человека, приходящего в мир. Во всяком верующем сердце Христос обитает во всей Своей полноте. Посейте в почву се­мена, и вы получите множество ростков, в каждом из которых столько же жизни, сколько и в первом посеянном.

Христос купил нас

Как часто нам приходится слышать: «Я такой грешник, что Гос­подь, наверное, меня не примет!» Даже некоторые из тех, кто давно

считают себя христианами, зачастую всерьез задумываются, не буду­чи уверенными, принял ли их Бог. Но Господь не дает никаких осно­ваний для подобных сомнений. Он принял нас навсегда. Христос ку­пил нас, дорого заплатив за это.      Почему человек отправляется в магазин и делает покупку? Пото­му что он желает этого. Если он оплатил товар, проверил его и уверен в своих действиях, должен ли продавец тревожиться, что в последний момент покупатель передумает? Если торговец не доставит товар, то покупатель спросит: «Почему ты не принес того, что мне принадлежит?» Иисусу не безразлично, обратимся мы к Нему или нет. Он бесконечно жаждет обрести души, которые приобрел ценой Своей Крови. «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10). Бог «из­брал нас в Нем [Христе] прежде создания мира» — и, таким образом, «облагодатствовал нас в Возлюбленном» (Еф. 1:4, 6).

Почему Христос отдал Себя за наши грехи? «Чтобы избавить нас от настоящего лукавого века».

Рассказывают, что некогда жил человек, известный безудержным буйством своего характера. Часто впадая в гнев, он объяснял это не­уживчивостью своих близких. Никто, по его словам, не смог бы нор­мально жить рядом с такими людьми. Поэтому он принял решение «оставить мир» и стать отшельником.

Он избрал своим домом удаленную от человеческого жилья пе­щеру в лесу. Утром он взял кувшин и направился к источнику, чтобы набрать воды. Скала, из которой бил источник, заросла мхом, а не­прерывно  омывающий  ее поток воды сделал камень скользким. От­шельник поставил кувшин под струю воды, но тот соскользнул. Он по­ставил кувшин вновь, и вновь кувшин упал. Это повторилось несколь­ко раз, причем отшельнику пришлось затратить немало сил. Наконец он вышел из себя. «Я заставлю тебя стоять!» — вос­кликнул он, поднял сосуд и опустил его на камень с такой силой, что кувшин разлетелся вдребезги. Винить в этом, кроме себя, было неко­го, и у этого человека хватило здравого смысла понять, что не мир вокруг него, но его внутренний мир был подлинной причиной гнева.

Куда бы мы ни направлялись, мы несем мир («настоящий лука­вый век») с собой. Он лежит в нашем сердце сокрушающе тяжким гру­зом. И, желая сделать доброе, мы обнаруживаем, что лукавое присут­ствует в нас (см. Рим. 7:21). Он — «настоящий лукавый век» — с нами непрестанно, и, доведенные до отчаяния, мы восклицаем: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:24).

Даже Христос испытывал великие искушения, пребывая в пус­тыне вдали от людей. Все это учит нас, что монашество и отшельни­чество не соответствуют намерению Божьему. Народ Божий — соль земли, а соль должна смешиваться с тем, что ей надобно сохранить.

«Избавление» принадлежит нам. Христос был послан, «чтобы от­крыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы» (Ис. 42:7). И Он объявляет узникам: «Свобо­да!» Скованным Он объявляет, что двери тюрьмы «открыты» (Ис. 61:1). Всем узникам Он говорит: «Выходите» (Ис. 49:9). Всякий, если он этого пожелает, может сказать: «О, Господи! я раб Твой... сын рабы Твоей; Ты разрешил  узы мои» (Пс. 115:7).

И все это не зависит от того, верим мы этому или нет. Мы рабы Господа, даже если мы упрямо отказываемся служить Ему. Он купил нас; Он разорвал всякие узы, которые удерживали нас от служения Ему. Всего лишь уверовав, мы одерживаем победу над окружающим  ми­ром  (1 Ин. 5:4; Ин. 16:33). К нам обращена весть, что «исполнилось время борьбы... что за неправды... сделано удовлетворение» (Ис. 40:2).

И утром, и на склоне дня

Хвалите Господа уста!

Грех больше не гнетет меня,

Он пригвожден к кресту Христа,

Не частью пригвожден, а весь —

Какая радостная весть!

 Божья воля

И все это избавление «по воле Бога и Отца нашего». Воля Божья  есть освящение наше (см. 1 Фес. 4:3). Он желает, чтобы все люди были  спасены и пришли к познанию истины (1 Тим. 2:4). И Он «совершает  все по изволению воли Своей» (Еф. 1:11). «Иными словами, вы пропо­ведуете универсализм спасения?» — спросит кто-нибудь. Мы желаем  проповедовать именно то, чему учит Слово Божье, — что «явилась бла­годать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2:11). Бог сде­лал спасение доступным для каждого человека и дал его каждому, но  большинство людей пренебрежительно отбрасывают его. Суд выявит,  что полное спасение было даровано всякому человеку и что погибшие  преднамеренно отбросили дарованное им по праву рождения.

Следовательно, воля Божья должна вызывать в нас ликование,  а не просто терпеливое принятие ее. Хотя она и связана со страданием, это страдание необходимо для блага и назначено «производить в  безмерном  преизбытке вечную славу» (Рим. 8:28; 2 Кор. 4:17). Мы  можем  сказать вместе со Христом: «Я желаю исполнить волю Твою,  Боже мой» (Пс. 39:9).

Есть утешение в познании воли Божьей. Он желает нашего из­бавления от уз греха; поэтому мы должны молиться с совершенной  уверенностью и благодарностью за то, что «какое дерзновение мы имеем к Нему... когда просим чего по воле Его, Он слушает нас; а когда  мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем  и то, что получаем просимое от Него» (1 Ин. 5:14, 15).

Последнее провозглашение «вечного Евангелия», несущего весть  о том, что час суда Божьего настал, гласит: «Убойтесь Бога и воздай­ те Ему славу» (Опер. 14:7). Поэтому Послание к Галатам, которое воз­ дает всю «славу» Ему, утверждает вечное Евангелие. Это особая весть  для последних дней. Если мы исследуем и примем ее, то поможем приблизить то время, когда «земля наполнится познанием славы Гос­пода, как воды наполняют море» (Авв. 2:14).

6  Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатию Хри­стовою так скоро переходите к иному благовествованию, ко­торое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. "Но если бы  даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то,  что вы приняли, да будет анафема.

Ныне апостол переходит к самой сути проблемы. Дух его, кажет­ся, пылает, и, раскаляя перо, он пишет так, как может писать лишь  тот, кто обременяет свое сердце участью душ, готовых устремиться к  погибели.

Братья Павла в смертельной опасности, и он не может затрачи­вать время на комплименты. Он должен незамедлительно перейти к ясному и недвусмысленному изложению своего предмета.

Кто «призывает» людей? «Верен Бог, Которым вы призваны в об­щение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» (1 Кор. 1:9). «Бог  же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе» (1 Петр. 5:10). «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2:39). Дальние и ближние — то есть все, кто в этом мире. Поэтому Бог при­зывает каждого. (Не каждый, однако, приходит!)

Но подразумевает ли Павел себя, когда говорит о призвавшем галатских братьев, от которого они ныне удаляются? Самое краткое размышление  должно убедить нас, насколько это невозможно. Па­вел сам сказал, что отступничество произойдет от людей, стремя­щихся увлечь за собой учеников (Деян. 20:30); он, как слуга Христа, в самую последнюю очередь стал бы испытывать такое стремление. Хотя Бог сотрудничает с людьми, подобными Павлу, призывает, од­нако, Он Сам. Мы лишь посланники Христа. Но именно Бог через нас побуждает людей  примириться с Ним. Уст может быть множество, но голос лишь один.

Отделенность от Бога

 Поскольку галатские братья отделяли себя от Того, Кто призвал  их, и поскольку именно Бог по благодати призывает людей, очевидно,  что они оставили Господа. Небольшое дело — присоединиться к лю­дям или уйти от них, но прийти к Богу — дело жизненной важности.

Многие полагают, что достаточно быть «добрыми членами» той  или иной церкви, чтобы пребывать в безопасности. Но единственно  значимым является вопрос о том, присоединился ли я к Господу и ступаю ли я в Его истине. Если человек присоединился к Господу, он  вскоре найдет свое место среди народа Божьего; ибо находящиеся  вне народа Божьего не потерпят долго в своей среде ревностного  служителя Господа. Когда Варнава пришел в Антиохию, он убеждал  братьев «держаться Господа искренним сердцем» (см. Деян. 11:22, 23).  Это было все, что требовалось. Если мы делаем это, то, безусловно,  вскоре найдем людей Господа.

Оставлявшие Господа пребывали «без Бога в мире» до такой сте­пени, что отделяли себя от Него. Но такие люди называются язычни­ками (Еф. 2:11. 12). Следовательно, галатские братья впали в языче­ство. Иначе и быть не могло, ибо всякий раз, когда христианин утра­чивает связь с Господом, он неизбежно возвращается к прежней жиз­ни, из которой был спасен. Нет более безнадежной ситуации в мире,  чем пребывать без Бога.

«Иное  благовестие»

Как может быть «иное благовестие»? Истинное благовестие (Еван­гелие) есть «сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим. 1:16).  Сам Бог есть сила, и оставлять Его значит оставлять благовестие Хри­стово.

Благовестием может называться только то, что дает спасение.  Нечто, предлагающее одну лишь смерть, не может называться «Еван­гелием», означающим «благая весть», или «радостная весть». Обеща­ние смерти не соответствует определению этого слова. Для того, чтобы  какое-либо лжеучение могло выдаваться за благовестие, оно должно  претендовать на то, что является истинным путем к жизни, иначе оно  не сможет обольстить людей. Галатов отделило от Бога нечто, обе­щавшее им жизнь и спасение, но иной, не Божьей, силой. Подделка —  это ничто. Маска — не человек. Поэтому иное благовестие, к которо­му побуждали идти галатских братьев, могло быть лишь извращенным  благовестием, подделкой, но никак не истинным Евангелием.

Далее следует вопрос: какое же благовестие истинно? То, кото­рое проповедовал Павел, или проповеданное иными людьми?

Как Иисус Христос является для нас силой Божьей и нет иного  имени, которым можно было  бы обрести спасение, кроме имени  Иисуса, так возможно и лишь одно истинное благовестие. Проповедан­ное Павлом галатам, а также и коринфянам благовестие «Иисуса Хри­ста распятого» и было благовестием, ранее провозглашавшимся Енохом, Ноем, Авраамом, Моисеем и Исаией. «О Нем все пророки свиде­тельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов  именем Его» (Деян. 10:43).

Если какой-либо человек или даже ангел с небес будет пропо­ведовать нечто, противоречащее проповеди Павла и пророков, ему уго­товано проклятие. Нет двух мерил верного и неверного. То, что на­ влечет проклятие сегодня, привело бы к аналогичному результату пять  тысяч лет тому назад. Путь к спасению один и тот же во все века.  Евангелие, проповеданное Аврааму (см. Гал. 3:8) через посланных к  нему ангелов, было истинным, и древние пророки несли людям то же  благовестие (1 Петр. 1:11, 12). Будь благовестие, проповеданное древ­ ними, иным, нежели то, которое возвещал Павел, даже они подверг­лись бы «анафеме».

Но почему должен быть подвергнут «анафеме» проповедующий иное благовестие? Потому, что через него вовлекаются в проклятие и другие, поверив, что этот путь ведет к спасению, когда ведет он в ни­куда. Поскольку галаты удалялись от Бога, они вверяли свое спасе­ние человеческой силе, своей силе. Но ни один человек не способен спасти другого человека (см. Пс. 48:7, 8); и «проклят человек, кото­рый надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» (Иер. 17:5). Безусловно, что увлекаю­щий других к проклятию должен и сам быть предан «анафеме».

«Проклят, кто слепого сбивает с пути!» (Втор. 27:18). Если это верно в отношении того, кто заставляет преткнуться физически сле­пого, — в насколько же большей степени это касается человека, побу­ждающего душу упасть в вечную погибель! Искушать людей ложной на­деждой на спасение — что может быть более фатальным? Это значит побуждать людей строить свой дом над бездонной пропастью.

Ангел с небес

Но возможно ли, чтобы «Ангел с неба» мог проповедовать иное Евангелие, помимо истинного? Можете быть уверены, это не ангел, только что сошедший с небес. «Сам сатана принимает вид Ангела све­та, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор. 11:14). Именно они приходят под видом духов умерших, чтобы донести послания из пределов, находящихся за могилой. Безусловно, что они проповедуют «иное благовестие», чем Евангелие Иисуса Христа. Помните о них. «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Ин. 4:1). «Об­ращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это сло­во, то нет в них света» (Ис. 8:20). Имея Слово Божье, всякий может устоять против обмана. А точнее, невозможно быть обманутым, если вы держитесь Слова Божьего.

10 У людей ли я ныне ищу благоволение, или у Бога? людям  ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.

В первые три века своего существования Церковь подверглась воздействию язычества. Невзирая на все реформации, это язычество в значительной степени сохраняется в ней и ныне. Таков результат стремления к «благоволению» со стороны людей. Епископы рассчи­тывали одержать верх над язычеством, ослабив строгость евангель­ских принципов. На самом же деле подлинным результатом стала ис­порченность церкви.

В основе попыток примирить и ублажить людей всегда лежит себялюбие. Епископы желали (зачастую, возможно, этого не осоз­навая) увлечь за собой учеников (Деян. 20:30). Чтобы заручиться бла­говолением людей, они вынуждены были отступаться от истины и из­вращать ее.

То же происходило в Галатии. Люди извращали Евангелие. Но Павел искал благоволения не у людей, а у Бога. Он был слугой Божь­им, и Бог был единственным, у Кого он искал благоволения. Этот прин­цип верен для всякого служения. Плох тот работник, который стремится лишь угодить людям, поскольку он будет усердно выполнять только ту работу, которая на виду, и будет небрежен тогда, когда выполне­ние задачи вряд ли будут контролировать. Поэтому Павел увещевает: «Рабы, во всем повинуйтесь господам (вашим) по плоти, не в глазах (только) служа им, как человекоугодники... И все, что делаете, делай­те от души, как для Господа» (Кол. 3:22, 23).

Бывает, что мы стремимся сгладить углы, опасаясь утратить рас­положение богатого или влиятельного человека. Сколь многие не вы­сказывают своего мнения из опасения потерять деньги или должность! Всякий из нас должен помнить следующее: «Если бы я и поныне уго­ждал людям, то не был бы рабом Христовым». Но последнее не озна­чает, что нам следует быть грубыми и жесткими. Нельзя заключать, что нам позволено сознательно обижать ближнего. Бог милостив и к неблагодарным, и к злобным. Мы должны  стремиться приобретать души, поэтому и манеры наши должны соответствовать этой задаче. В своем поведении нужно следовать примеру любящего  распятого Иисуса.

11  Возвещаю  вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое; ибо и я принял его и нау­чился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа.

Евангелие дано от Бога, но не от человека. В первом из приве­денных стихов апостол извещает, что он избран не от человека и ищет благоволения не людей, но одного лишь Христа. Теперь становится очевидным, что весть, которую он несет, всецело с небес. По своему рождению  и воспитанию Павел был противником Евангелия, и обра­щен он был голосом с небес. Сам Господь явился ему, дышащему не­навистью и угрозами против святых Божиих (Деян. 9:1-22).

Нет двух людей с одинаковым опытом  обращения, но общие принципы  совпадают у всех. Следовательно, всякий человек должен обратиться так, как Павел. Вряд ли это будет столь потрясающе на­глядно; но если это истинное обращение, оно с такой же непременностью должно быть откровением с небес, как и обращение Павла. «И все сыновья твои будут научены Господом» (Ис. 54:13). «Всякий, слы­шавший  от Отца и научившийся, приходит ко Мне» (Ин. 6:45). «Пома­зание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас» (1 Ин. 2:27).

Но не подумайте, что это устраняет нужду в человеческом со­действии Евангелию. Бог назначил для Церкви апостолов, пророков, учителей и иных (см. 1 Кор. 12:28); и во всех работает Дух Божий. Не­важно, от кого впервые услышана истина, она должна воспринимать­ся как исходящая непосредственно с небес. Для тех, кто желает ис­полнять волю Божью, Святой Дух открывает возможности уяснить ис­тину, как только она им дана; и они принимают эту истину, основыва­ясь не на авторитете того человека, через которого она им дана, но на авторитете самой истины Божьей. Мы можем иметь ту же уверен­ность в той истине, которую мы имеем и проповедуем, что и Павел.

Но только вы слышите, как кто-то упоминает имя маститого уче­ного в подтверждение своего мнения или для придания большего веса в споре с человеком, которого нужно убедить, можно с уверенностью сказать, что делающий это сам не знает той истины, которую он ис­поведует. Это действительно может быть истиной, но говорящий не знает, что есть истина. Всякому дано познать истину (см. Ин. 8:31. 32). И если вы получили истину непосредственно от Бога, то ни тысячи, ни десятки тысяч имен, приводимых в ее поддержку, не добавят ни грана к ее авторитету, равно как и уверенность ваша не поколеблется ни в малейшей  степени, если все знаменитости на земле выступят против нее.

Откровение Иисуса Христа

Обратите внимание на то, что послание Павла — это не просто откровение от Иисуса Христа, но «откровение Иисуса Христа». Не Па­вел услышал нечто от Христа, но Христос явил Себя Павлу. Тайна Еван­гелия — это Христос в верующем, упование славы (Кол. 1:25-27). Лишь таким образом можно познать и проповедовать истину Божью. Христос не стоит в отдалении, излагая нам те верные принципы, ко­торым нам должно следовать; нет, Он вкладывает в нас Себя, когда мы обращаемся  к Нему, демонстрируя Свою жизнь в нашей смертной плоти. Без этого не может быть проповеди благовестия. Иисус явил Себя в Павле, чтобы Павел обрел способность проповедовать Его среди язычников. Он не проповедовал о Христе, но проповедовал Самого Христа. «Мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Госпо­да» (2 Кор. 4:5).

Бог жаждет иметь возможность явить Христа в каждом челове­ке. Мы читаем о людях, «подавляющих истину неправдою», и о том, что «можно знать о Боге, явно для них», поскольку во всем, Им сотво­ренном, ясно видны «вечная сила Его и Божество» (Рим. 1:18-20). Хри­стос есть истина (см. Ин. 14:6), а также сила Божья (см. 1 Кор. 1:24), и Он есть Бог (см. Ин. 1:1). Следовательно, Сам Христос и есть та истина, которую люди «подавляют». Он — Слово Божье, данное всем людям, чтобы проповедовать его (см. Втор. 30:14; Рим. 10:6-8).

Но во многих людях Христос «подавлен» до такой степени, что трудно Его различить. Уже сам факт их жизни доказывает, что Хри­стос любит их и готов спасти. Но Он должен терпеливо ожидать того времени, когда они получат Слово, и тогда Его совершенная жизнь про­явится в них.

Это может произойти в любом человеке сейчас, сколь бы греш­ным  и падшим он ни был. Богу угодно делать это, и бессмысленно противиться.

13  Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудей­стве, что я жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи  неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и при­звавший благодатию Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал то­гда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иеруса­лим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию и опять возвратился в Дамаск.

Отчего Павел столь яростно преследовал Церковь, стремясь  уничтожить ее? По его словам, он просто был ревнителем преданий  своих отцов! Перед Агриппой он сказал: «Правда, и я думал, что мне  должно много действовать против имени Иисуса Назорея; это я и де­лал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих  святых заключал в темницы и, когда убивали их, я подавал на то го­лос; и по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса и, в чрезмерной против них ярости, преследовал, даже и в чу­жих городах» (Деян. 26:9-11).

И во всем этом слепом рвении за предания отцов Павел почи­тал себя «ревнителем по Боге» (Деян. 22:3).

Почти невероятно, чтобы человек, полагающий себя служителем  истинного Бога, мог настолько неверно представлять Его, чтобы счи­тать, что Богу угодно такое служение; тем не менее много лет спустя  этот неутомимый и яростный гонитель христиан мог сказать: «Я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня» (Деян. 23:1). Хотя Савл  и пытался заглушить в себе убеждение, нараставшее в нем по мере того, как снова и снова видел терпение христиан и слышал их пред­смертные свидетельства об истине, он не подавлял осознанно своей совести. Напротив, Савл стремился жить по совести! Столь глубоко укоренились в нем фарисейские предания, что этот неудобный для него  голос совести казался ему исходящим от бесов и потому подлежащим подавлению. Поэтому увещевания  Духа Божьего до определенного времени лишь  побуждали его увеличить свое рвение в гонениях на христиан. Из всех людей в мире самоправедный фарисей Савл был менее всего настроен в пользу христианства. Перспективный молодой человек, он был надеждой и гордостью еврейских правителей. Они верили, что Савл сделает многое для восстановления еврейской на­ции и религии в ее прежнем величии. С мирской точки зрения, перед Савлом было большое будущее. «Но что для меня было преимущест­вом, то ради Христа я почел тщетою... для Него я от всего отказался» (Флп. 3:7, 8).

Но иудаизм не был религией Бога и Иисуса Христа. Это было человеческое предание. Многие ошибочно считают, что «иудаизм» — это религия Ветхого Завета. Ветхий Завет в такой же степени учит иу­даизму, как Новый Завет — романизму. Религия Ветхого Завета — это религия Иисуса Христа.

Когда Павел пребывал в «иудействе», в нем не было веры в Вет­хий Завет, который он читал и слушал ежедневно. Имей он эту веру, Павлу легче было бы уверовать во Христа. «Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнавши Его и осудивши, исполнили слова проро­ческие, читаемые каждую субботу» (Деян. 13:27).

Предания отцов привели к нарушению заповедей Божьих (см. Мф. 15:3). Бог сказал о еврейском народе: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:8, 9). Иисус не осуждал Моисея и его писания. Он сказал ев­реям: «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Ин. 5:46). Все, что книжники читали и повелевали из его писаний, следовало исполнять; но нужно было остерегаться опы­та книжников, поскольку они не повиновались Писанию. Христос ска­зал о них: «Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возла­гают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф. 23:4).

Их повеления не были заповедями Божьими, поскольку «запо­веди Его не тяжки» (1 Ин. 5:3); и «бремена» были не от Христа, по­скольку «бремя Мое легко» (Мф. 11:30). Не раскрывали Библию или какую-либо ее часть новообращенным эти иудействующие учителя, равно как и не пытались они убедить обращенных следовать Писа­нию, начертанному Моисеем. Отнюдь! Они уводили этих людей от Библии, подменяя ее учениями заповедей  человеческих. Вот что пробудило дух Павла.

Савл направлялся в Дамаск, «дыша угрозами и убийством», об­ладая полной властью хватать и тащить в тюрьму всех христиан, будь то мужчин или женщин, когда внезапно он сам был захвачен, но не человеческими руками, а излитием славы Господней. Спустя три дня Господь, направляя Ананию, чтобы вернуть зрение Савлу, сказал ему: «Он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред на­родами» (Деян. 9:15).

Когда же Савл был избран посланником Господа? Он сам говорит об этом: «От утробы матери моей». Не о нем первом мы читаем как о человеке, избранном от рождения. Вспомним Самсона (см. Суд. 13). Иоанн Креститель получил имя, а его характер и деятельность были описаны за много месяцев до его рождения. Иеремии Господь сказал: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер. 1:5). Имя языческого царя Кира было названо за сотни лет до его рождения, тогда же изложена его миссия в общем замысле Бога (Ис. 44:28; 45:1-4).

Это не исключения. Это относится ко всем людям в той же сте­пени, как и к фессалоникийцам, которых Бог «от начала, чрез освя­щение Духа и веру истине, избрал... ко спасению» (2 Фес. 2:13). Каж­дый может воспользоваться этим призывом и избранием. Тот, «Кото­рый хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:3, 4), назначил также каждому его работу (Мк. 13:34). Поэто­му Тот, Кто не оставляет Себя без свидетельства даже в неодушев­ленном творении, желает, чтобы человек — Его высшее земное творе­ние — свидетельствовал о Нем с рвением, которое способен дать один лишь человеческий разум.

Все люди избраны быть свидетелями Божьими, и каждому назна­чен его труд. Дух Божий воздействует на человека всю жизнь, побуж­дая его обратить себя к тому делу, к которому его призвал Бог. Лишь судный день явит, какие чудесные возможности люди безрассудно от­брасывали. Жестокий гонитель Савл стал могучим апостолом. Можно ли представить себе, сколько добра могли бы совершить другие люди, использовавшие свою власть над собратьями лишь во зло, если бы они вняли увещеваниям Святого Духа? Не всякий может быть Павлом. Но та истина, которую Бог дал каждому по его способностям, призывая свидетельствовать о Нем, придаст жизни человека новый смысл.

Как радостно, чудесно и в то же время волнительно, глядя на идущих по своим делам людей, думать, что каждому из них Бог на­значил свое дело! Они слуги Всевышнего Бога, и каждому Он назна­чил особое служение. Следует проявлять особую осторожность, что­бы не помешать человеку, пусть даже в малой степени, выполнять Богом данную ему задачу.

Поскольку служение дано человеку Богом, каждый получает пове­ления от Бога, но не от людей. Следует поэтому остерегаться что-либо приказывать людям относительно их долга. Господь может сделать этот долг равно очевидным как для них, так и для нас; и если они не услышат Его, то вряд ли поймут нас, попытайся мы наставить этих людей на их истинный путь. «Не в воле человека путь его» (Иер. 10:23) — и уж тем более не в его воле направлять путь других людей.

«Советоваться с плотью и кровью»

Лишь спустя три года после своего обращения Павел направил­ся в Иерусалим. Оставался он там всего пятнадцать дней и виделся лишь с двумя апостолами. Братья остерегались его и не могли внача­ле поверить тому, что он ученик Христа. Таким образом, становится очевидным, что он был призван благовествовать не людьми.

Из опыта Павла, не ставшего советоваться с плотью и кровью, мы  можем научиться многому. У него, в сущности, не было такой не­обходимости,  поскольку он получил слово от Самого Господа. Но опыт Павла никоим образом нельзя считать общераспространенным. Например,  человек прочел что-то в Библии, а затем спрашивает об этом мнение другого человека, прежде чем осмелиться поверить про­читанному. Если никто из его друзей в это не верит, то и он опаса­ется принять то, о чем говорит Писание. Если пастор или автор ка­кого-либо комментария считают этот текст несущественным, то и мы склонны сделать то же самое. «Плоть и кровь» берут верх над Ду­хом и Словом.

Библейское повеление бывает настолько очевидно, что нет ни­какой разумной нужды спрашивать о его смысле. Тогда возникает во­прос: «Могу ли я позволить себе делать это? Не потребует ли это слиш­ком больших жертв?» Опаснее всего советоваться со своей собствен­ной «плотью и кровью». Недостаточно быть независимым от других; в вопросах истины следует быть независимым даже  от себя самого. «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» (Притч. 3:5).

Папа римский — человек, пытающийся занять место советника, которое по праву принадлежит одному лишь Христу. Человек, который назначает себя «папой», следуя собственным советам, поступает столь же дурно, как и тот, кто диктует другим свои решения, и для него ве­роятность сбиться с пути более высока, чем для того, кто следует советам другого «папы». Если уж выбирать «папу» вообще, то будет более последовательным принять папу римского, поскольку тот обла­дает в папстве большим опытом, нежели кто-либо другой. Но нужды в «папе» нет вообще, поскольку у нас есть Слово Божье. Когда гово­рит Бог, самое разумное — повиноваться Ему тут же, не спрашивая совета даже у собственного сердца. Имя Господу «Советник» (Ис. 9:6), и Он «чуден» в Своих советах. Слушайте Его!

Немедленно

Павел не терял времени. Он думал, что служит Богу, когда пре­следовал Церковь, и, узнав о своей ошибке, он тут же изменился. Уви­дев Иисуса Назорея, он признал Его как своего Господа и тут же воскликнул: «Господи! Что повелишь мне делать?» Он был готов пойти в нужном направлении и сделать это немедленно. Поступай так каждый, и он имел бы полное право сказать: «Спешил и не медлил соблюдать заповеди Твои».(Пс. 118:60). «Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь  сердце мое» (Пс. 118:32).

По словам Павла, Христос открыл апостолу, что тот должен благовествовать Его язычникам. В 1 Кор. 12:2 мы читаем: «Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам — так, как бы вели вас». Обратите внимание на то, что коринфяне были «языч­никами» и перестали быть ими, став христианами!

«Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое» (Деян. 15:14). Иаков называл верующих из Антиохии и других мест «обращающимися к Богу из язычников» (Деян. 15:19). Народ Божий составляется из язычников, но, обра­тившись, они перестают быть таковыми. Авраам, отец Израиля, был взят из язычников (см. Ис. Нав. 24:2), даже Израиль взят из языч­ников. Поэтому «весь Израиль спасется», когда «войдет полное чис­ло язычников»(Рим. 11:26, 25).

Господь в той же мере жаждал обращения язычников три тыся­чи лет тому назад, как и сегодня. Евангелие проповедовалось им до Первого пришествия Христа, равно как и после этого. Многими путя­ми Господь возвещал о Себе среди всех народов. Иеремия был осо­бо избран стать Его пророком среди язычников. «Прежде нежели ты вышел  из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов («язычни­ков» в англ. тексте Библии) поставил тебя» (Иер. 1:5). В еврейском языке одно и то же слово переводится как «народы» и как «язычни­ки». И пусть никто не говорит, что Бог ограничивал Свою истину ка­ким-либо одним народом, будь то евреи или язычники. «Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его» (Рим. 10:12).

Проповедь новообращенного

Как только Павел обратился, он «тотчас стал проповедовать... об Иисусе» (Деян. 9:20). Разве не чудесно, что он сразу же обрел спо­собность проповедовать с такой силой? Да, это чудесно, что любой человек может проповедовать Христа. Но не думайте, что Павел об­рел свои знания мгновенно, без учебы. Вспомните, что всю свою жизнь он усердно исследовал Писание. Павел, более развитый для своего

возраста, чем его сверстники, знал слова Библии столь же хорошо, как отличник в школе знает таблицу умножения. Но ум его был ослеплен отцовскими преданиями, которые утверждались в нем одновременно с изучением Писания. Слепота, поразившая его, когда свет воссиял вокруг него на дороге в Дамаск, была лишь отражением той слепоты, которой был поражен его разум. Пелена спала с его глаз, когда Анания обратился к нему. Это был символ того, что Слово воссияло в Савле, а тьма преданий навсегда ушла из его разума.

Поскольку благовествование было его главной деятельностью, можно с уверенностью сказать, что время, проведенное в Аравии, не было полностью посвящено исследованиям и размышлениям. Столь ревностным был он гонителем и столь щедро благословила его бла­годать Божья, что Павел почитал потерянным все то время, когда он не раскрывал эту благодать для других: «Горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9:16). Еще до своего ухода в Аравию, будучи только что обращенным, он благовествовал в синагогах Дамаска. Поэтому вполне естественно предположить, что он проповедовал Евангелие и арабам. Он мог благовествовать там, не встречая того противодейст­вия, которое всегда ощущалось среди евреев, поэтому его труды не мешали Павлу размышлять над теми новыми мирами, которые только что раскрылись перед ним.

18  Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеть­ся с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу. После сего отошел я в страны Сирии и Киликии. Церквам Христовым в Иудее лич­но я не был известен, а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, — и прославляли за меня Бога.

Не следует смотреть на всякого противника Евангелия как на неисправимого. Противников следует встречать смирением, ибо кто кроме Бога даст им покаяние к признанию истины?

О Павле можно было сказать: «У него была такая же возможность видеть свет, как и у любого иного человека. У него были все возмож­ности; он слышал не только вдохновенную проповедь Стефана, но и предсмертные исповеди многих мучеников. Он просто очерствевший негодяй, от которого бессмысленно ожидать добра». Однако именно Павел стал величайшим из проповедников Евангелия, несмотря на то, что ранее он был самым жестоким его преследователем.

Перед вами злостный противник истины? Не спорьте с ним и не корите его. Пусть он сам познает всю горечь своей неправоты, вы же держитесь Слова Божьего и молитесь. Вполне вероятно, что вскоре Бог, Которого он ныне хулит, будет прославлен в нем.

Бог прославленный

Насколько же происшедшее с Павлом отличается от тех, кому он сказал: «Ибо ради вас («из-за вас» в англ. тексте Библии)... имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2:24). Всякий, считающий себя после­дователем Божьим, должен прославлять собою Его имя, однако из-за многих оно подвергается хуле. Как можем мы прославить имя Его? «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).

 

 

 




 

Hosted by uCoz