Примечание

(К Откровению)


На первый взгляд может пока­заться странным, почему данный комментарий говорит так определен­но, что празднование воскресного дня есть "начертание зверя".

И действительно, что может быть предосудительного в том, что христиане с самых ранних времен своей истории наряду с библейской субботой праздновали и первый день недели в честь воскресения Христа? Хотя в Священном Писании нигде нет указания на необходимость празднования воскресения, все же такая традиция утвердилась повсе­местно. В этом, конечно же, не было ничего предосудительного и грехов­ного, как и в том, что в обиход пос­тепенно вошли и другие праздники. Это был результат свободного творче­ства церкви.

На Востоке, в том числе и в Кон­стантинополе, долгое время были по­читаемы оба дня суббота как па­мятник сотворения мира и воскресенье.

Римская церковь очень рано пре­кратила празднование субботы. Тайна беззакония развивалась воистину не­заметно. Церковная иерархия стала все больше возвышать себя над на­родом Божиим. Традиции все более и более умножались и им начали при­давать большее значение, чем запове­дям Божиим. Так было и в ветхо­заветные времена, и во дни Христа и Апостолов.

Через   триста   лет   после воскресения Христа впервые на цер­ковном соборе было решено совер­шенно отменить субботу Господню (364 г. Лаодикийский собор. Канон 19).

Издания указов о праздновании первого дня недели (дня солнца) как христианского праздника в честь вос­кресения Христа было тем первым государственно-церковным законом Римской империи, в котором сое­динились главные интересы госу­дарства и церкви. Этими актами обе стороны закрепили свое право кон­тролировать и регламентировать важнейшие жизненные процессы всего населения, а именно: произ­водительный труд и общественное богослужение.

С этих пор каждый человек в империи попадал под осуждение цер­ковных и государственных властей в случае, если бы он продолжал соблю­дать четвертую заповедь закона Божия так, как она изложена в Биб­лии.

Лаодикийский собор запретил христианам праздновать субботу. За­тем последовала целая серия госу­дарственных указов и церковных со­боров, ожесточающих соблюдения воскресного дня недели. (Указ имп. Константина Великого, 321 г., Указы имп. Феодосия —368 и 386 гг. (1, 1.3 Codex Thejd. VIII, 8.) и другие).

Таким  образом,  традиция празднования воскресения, вначале светлая и безвинная, впоследствии сделалась поводом для гордых и влас­толюбивых епископов, чтобы утвердить свою власть над религиозной жизнью христианского народа.

Совершенно очевидно, что ви­новат не день, а тот дух, который движет людьми. Люди делают день только определенным внешним зна­ком своей псевдорелигиозной актив­ности. В свое время евреи, прикры­ваясь своей мнимой набожностью, превратили субботу в некий лозунг, во имя которого они гнали Иисуса Христа. А спустя триста лет хрис­тианские епископы пошли тем же путем под лозунгом воскресного дня, преследуя соблюдающих субботу. И в первом, и во втором случаях проявился один и тот же дух че­ловеческая гордыня, утверждающая свою власть посредством насилия.

Никто не должен заблуждаться по этому поводу. Был бы совершенно неверным вывод, что злоупотреб­ления людей лишили смысла соб­людения субботы Господней. Ни из­вращения иудеев в отношении суб­боты, ни запрет ее царскими и цер­ковными указами не могут умалить значения святого субботнего дня се­годня потому, что Бог от создания мира определил этот день как па­мятник сотворения мира. Он освятил его как день вселенского поклонения Богу всего его разумного творения на все века (Быт. 2:1-3; Исх. 20:8-11; Евр. 4:4,9-10; Откр. 14:6,7).

С Другой стороны, празднова­ние воскресного дня навсегда оста­нется только церковной традицией и никогда не будет иметь статуса заповеди Божьей.


 

 

 

Приложение

Вечные истины Заветаключ к пониманию пророчеств

 


Нравственная цель пророчеств - не только показать людям будущее или объяснить настоящее, но и открыть то, как действуют принципы Божественного За­вета между Богом и человеком в истории. Завет - это своеобразный договор между Творцом и творением. Библия, как извест­но, содержит Ветхий и Новый Заветы. Это говорит о том, что взаимоотношения меж­ду Богом и человеком не могут быть случайными и неопределенными. Так что же содержит в себе Завет?

Сущность обоих Заветов одна и та же, но Ветхий Завет только подготавливал сознание человека к принятию того, что во всей полноте должно было свершиться в Новом Завете. "И первый завет имел постановление о Богослужении и святи­лище земное" (Евр. 9:1-7). В Новом Завете также есть святилище и скиния небесная, "которую воздвиг Господь, и не человек".

В Ветхом Завете первосвященником был человек, а в Новом Завете у нас есть небесный первосвященник Иисус Хрис­тос (Евр. 8:1,2).

Как Ветхий, так и Новый Заветы включают в себя. во-первых, волю Божию, выраженную в нравственном законе. Во-вторых, Завет содержит обещание Божие спасти человека от греха и гибели через Спасителя (Мессию). В-третьих, завет говорит о благословениях для послушных и проклятии для тех, кто избирает путь неповиновения. Конечная цель заветаизбавление человека от греха и смерти и утверждение Царства Божия на нашей земле. Необходимо помнить, что оба завета были учреждены между Богом и челове­ком. Поскольку Бог Личность, и чело­век. сотворенный по Его образу и подо­бию,— тоже личность, то между ними устанавливаются постоянные взаимоот­ношения, основанные на вечно утверж­денных Богом принципах,

Бог Сам есть все совершенное Добро, и Он один определяет, что есть добро и зло в жизни его творений. Он Один про­водит безошибочную границу между доб­ром и злом, и эта граница называется законом Божиим.

Поскольку Бог вечен и неизменен. то и определенные им принципы добра

вечны и неизменны.

Мы не создаем физических законов нашего тела, а только постепенно пости­гаем их, точно так же мы не можем быть творцами религиозно-нравственных зако­нов. Поэтому Ветхий и Новый Заветы содержат общий для всех людей нравст­венный закон любви, выраженный в деся­ти заповедях.

Нравственное единство всего миро­здания, а также нравственное единство людей всех поколений и эпох зиждется именно на том, что существует единый для всех Творец, Который дал единое для всех времен определение добра и зла.

Однако Творец никому не навязывает Свою волю насильственно, ибо истинное добро созидается в человеке только тогда, когда он действует свободно и осознанно, из любви к Богу и людям.

Завет Божий учитывает свободу вы­бора человека в повиновении Богу, ибо без этого человек не был бы личностью. В самом начале человек злоупотребил этой свободой не послушался Творца. и в мир вошел грех, а с ним болезни и смерть.

Грех проник во все сферы челове­ческой природы ослабил разум и волю, извратил чувства. Однако любвеобильный Отец не оставил человека, "чтобы он погиб". Уже в самом начале, когда произошло грехопадение, Бог дал обещание спасения.

Ни у ангелов, ни у других непавших существ всей вселенной нет сил и воз­можностей, чтобы избавить людей от смертоносных последствий греха. Человек тоже не может сам быть своим спасителем. Только Тот. Кто сотворил человека, в совершенстве знает человеческую при­роду, и Он один ведает, как спасти нас. Он один взял на Себя миссию спасения. "Ибо нет другого имени под небом, дан­ного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4:12).

Через весь Ветхий Завет проходит весть о том, что грешник будет прощен верою в искупительную жертву, приноси­мую во святилище за грех человека. Невин­ные животные, проливавшие свою кровь на жертвеннике, были прообразами буду­щей Жертвы Сына Божия за грехи лю­дей. "Ибо невозможно, чтобы кровь тель­цов и козлов уничтожала грехи. Посему Христос, входя в мир, говорит: "Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот. иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже" (Евр. 10:4-7).

Когда Христос пришел в мир, Он утвердил Новый Завет Своею кровью. Он умер за грехи людей всех веков и всех народов, и тем самым открыл путь ко спасению человеческого рода. На Голгофе свершилось не только спасение человека, но и была подтверждена незыблемость нравственного закона Божия (Рим. 8:3-4). Ибо если бы можно было отменить нрав­ственный закон, то Христу не нужно было бы умирать за нарушителей закона. Смерть Христа осудила грех во плоти человеческой и сатану как зачинщика греха (Рим. 8:3; Ин. 16:11).

Смерть Христа является примером и для всей не павшей вселенной, ибо она утверждает, что Бог есть совершенная и самоотверженная любовь (Ин. 3:16: Тим. 3:16). И только эта любовь принесла сво­боду и спасение людям. Христос воскрес из мертвых и вознесся на небо. Он один является небесным Первосвященником в небесном храме, ходатайствуя за людей (Евр. 8:1-2; 1 Ин. 2:1, 2). Библейское учение о спасении сосредоточивает наше вни­мание на Едином для всех народов Перво­священнике, который ходатайствует в едином для всей вселенной храменебесном святилище.

Все верующие в равной степени име­ют доступ к единому престолу благодати, и каждый из нас имеет равную возмож­ность для спасения. Ни один народ в Новом Завете не может похвалиться тем. что имеет преимущество перед другими в вопросах спасения. Ни один самый величественный храм на земле не может сравниться с храмом небесным. Ни один земной первосвященник не обладает не­сравненным совершенством Господа на­шего Иисуса Христа. Кроме прощения грехов и оправдания человек нуждается в избавлении от силы греха, от порочных привычек и наклонностей. Это есть освя­щение, т.е. процесс избавления от послед­ствий греха (Ин. 17:17, 19; Откр. 22:11). Оправдание верующего совершено на кресте смертью Христа, но освящениеэто процесс всей жизни. Это результат влияния Духа Святого на нашу совесть (1 Петр 1:2). Заключительным делом Завета является суд над людьми. Небесный суд должен определить, кто из людей принял спасительную благодать Божию, а кто нет.

В Ветхом Завете суд образно был представлен служением во святом-святых в День очищения, о чем подробнее гово­рится в настоящем комментарии стр. 13. Только Бог является абсолютно безоши­бочным и верным Судьей человека. Суд Божий будет вначале над церковью Божи­ей всех веков, а затем над неверующим миром (см. настоящий комментарий),

Второе пришествие Христа окончит эпоху греха и богопротивления. При Вто­ром пришествии будут воскрешены пра­ведные всех веков, которые были оправ­даны до этого на небесном суде. После тысячи лет нечестивые будут воскрешены и окончательно наказаны. Вместе с ними погибнет зачинщик зла - диавол и все его ангелы. Земля будет очищена огнем от последствий греха и смерти. После этого наступит вечное Царствие Божие, царство долгожданной свободы и добра. Такова окончательная цель Завета Божия.

Величайшие ценности человечест­ва мир, свобода, равенство, счастье никогда не были полностью реализованы в человеческой истории. Великая борьба между добром и злом покажет, что эти величайшие духовно-нравственные цен­ности являются плодами Святого Духа. "Ибо делом правды (праведности) будет мир, и плодом правосудия спокойствие на веки" (Ис. 32:17).


 

Церковный авторитет подчинен авторитету Божественному


По замыслу Бога человек был сотво­рен, чтобы жить в согласии с другими людьми. Личность раскрывает себя во взаимодействии с подобными себе людь­ми. Поэтому Господь основал семью, об­щество и Церковь как собрание верующих людей. Как Ветхозаветная, так и Ново­заветная церкви были созданы Самим Богом как "столп и утверждение истины" (1 Тим. 3:15). Господь поручил пасты­рям церкви "пасти стадо Господне" (1 Петр. 5:2).

Церковь, как тело Христово, должна во всем повиноваться Христу. Она име­ет исполнительную власть проводить в жизнь заветы Господа, но она не облечена законодательной властью в вопросах веры и совести человека. Ибо только Господь имеет власть давать религиозно-нравст­венные заповеди своему творению, и Он один имеет власть над совестью человека.

Каждый раз, когда церковь превыша­ет свои права, она заслуживает порицание от Господа (Мк. 7:6-13).

Конфликт Иисуса Христа со священ­никами и книжниками, описанный в Евангелиях, не является случайным. Это не конфликт в сфере морали или поли­тики и не противостояние различных философских систем, и даже не спор о религиозных обрядах или законе. Кон­фликт между Христом и фарисействомэто конфликт в сфере религиозного соз­нания. Иисус Христос, как и великие пророки Ветхого Завета, превозносит Само­го Бога и Его Слово как единственный и непогрешимый авторитет в вопросах веры.

В противовес Христу, священники и книжники превозносят авторитет чело­веческих традиций и преданий, которы­ми они наполнили религиозную жизнь иудейского народа (Мк. 7:6-9). Иудеи формально приняли закон Божий, но на деле отвергли Самого Законодателя. Они так окутали закон своими бесчисленными предписаниями, что Божьи заповеди в их толковании потеряли свой первона­чальный духовный смысл. Христос при­шел восстановить то, что извратили люди (Мф. 5:17). Он утверждал древний, извест­ный еще пророкам и патриархам путь спасения верою (Быт. 15:6; Авв. 2:4). Имен­но такого рода богословие принимают и проповедуют Апостолы Христовы в своих посланиях. Как нравственный закон, так и учение об оправдании человека веройэто те вечные принципы, которые были известны человеку еще до закона Моисе­ева. Обрядовый закон, исполнив свое назначение как временная мера, прекратил свое действие после смерти и воскресения Христа. Однако и сегодня вечные прин­ципы нравственного закона Божия и путь спасения верой в распятого и воскресшего Иисуса составляют необходимые истины вечного Евангелия, В истории христи­анской церкви фактически назревает тот же конфликт, что однажды имел место во дни Христа. Теперь враг рода челове­ческого заходит с другой стороны. Многие христиане исповедуют Личность Христа, отрывая Его от Его же нравственного закона. Они считают, что церковь вправе менять нравственные заповеди, данные Богом, по своему усмотрению. И снова, как тысячи лет назад, люди превозносят авторитет церковных традиций и пре­даний выше Слова Божия. Истинный, библейский и евангельский Христос не­мыслим вне Его принципов, изложенных Самим Богом. Как Христос во веки тот же, так и Его нравственные заповеди сегодня те же. Поэтому грех сегодня имеет ту же смертоносную силу, как и прежде. И, следовательно, спасение сегодня приемлется единственно верою в искупитель­ную кровь Иисуса Христа. Ни одна из этих вечных истин не подлежит изменению человеческими авторитетами. Поэтому последний конфликт это не просто конфликт между теми, кто празднует субботу или воскресенье. Вопрос состоит в том, кто вправе определять религиозные и нравственные нормы? Сам Бог и Его Слово или церковная традиция, будь то христианская, иудейская или любая дру­гая? Вопрос в том, кому Вы отдаете пред­почтение: Библии или тому, чему учат сторонники традиций?

Люди будут судимы в основном не по­тому, что они праздновали не тот день, кото­рый установил Бог, а потому, что не повери­ли Слову Божьему. Они доверились преем­никам тех, кто в прошлом проливал кровь святых и позволил им управлять своей совестью вопреки Слову Божьему (Мф. 23:29-36).

Люди будут спасены в основном не по­тому, что они праздновали субботу, а пото­му, что во всем поверили Богу, Который благословил и освятил этот день в Своем Слове. Они не подчинились преемникам тех, кто в прошлом проливал кровь святых и не позволили им управлять своей со­вестью вопреки Слову Божьему.

 

Hosted by uCoz