ГЛАВА 2
Христос
призывает Свой народ обратиться к Нему
Глава 2:1-7. Прихожане Ефесской церкви были преданными
вере и усердными в ней, что в общем типично для христиан того времени, когда
Иоанн писал свою книгу. Первые христиане чурались безнравственных
"дел" тех, кто проповедовал незнакомые им религиозные идеи. таких,
как николаиты, —
секты, возвысившей свободу до такой степени, что члены ее считали, будто им
вообще не нужно исполнять нравственный закон Божий. Но даже если ранние
христиане и придерживались закона Божьего как лучшего ориентира для
христианского образа жизни, их любовь ко Христу
— та любовь, которая одна может исполнить Божий закон, — начала ослабевать (Рим. 13:10).
Стихи 8-11. Тем, кто принадлежал к Смирнской церкви,
Иисус объявил: "Знаю". Он знал об их скорбной доле и нужде не только
потому, что Он — Бог и потому знает все,
но также и потому, что Сам Он стал одно со страдающим человечеством и жил
средь тяжких испытаний и нищеты. В Своем послании к Смирне Иисус заверяет
верующих, что Он вознаградит их беззаветную любовь — любовь, которая осталась истинной даже перед лицом смерти, — и даст им жизнь вечную.
Испытания, ставшие
уделом церкви в Смирне, являются как бы прообразом судеб всего христианского
мира со времен апостолов и вплоть до IV
столетия, когда Римская империя прекратила преследовать христан. Самое тяжкое время преследований приходится
на десятилетие 303-313 гг. н.э. — "дней десять", предсказанных Иисусом ("день" в
пророческой терминологии, как правило, означает год, см. Иез.4:6).
Стихи 12-17. Город Пергамос
(или Пергам) —
столица римской провинции Азия. Богатый, влиятельный, он был и религиозным
центром приверженцев поклонения императору, и центром различных языческих
верований. Иисус изображает Пергам как город, находящийся под властью сатаны,
предводителя всех злых сил (см. Откр. 12:9: 13:1,2). Христос обличает Пергамскую церковь за то, что она позволила
распространение языческих, нехристианских влияний,
в частности, учения Валаама. Валаам —
это имя человека, который вскоре после исхода евреев из Египта вовлек их через
связь с язычниками в идолопоклонство и распутство (Чис. 22-25; 31:13-16).
История церкви в целом после 313 г. н.э., когда император Константин узаконил христианство,
сходна с судьбой церкви в Пергаме. Начиная с этого
времени, церковь все больше и больше принимала языческие идеи и обычаи и постепенно
скатывалась к отступничеству, что и было предсказано Павлом (2 Фес. 2:3).
Единственная надежда церкви заключалась в том, чтобы позволить
"обоюдоострому мечу", который был в руках
Иисуса, отсечь от верующих эгоизм и гордыню (см. Евр. 4:12).
Христиане оставляют Христа
Стихи 18-29. Прихожане церкви в Фиатире четко делились на два разряда: тех, кто
попустительствовал блуднице "Иезавели"
и, таким образом, не был, истинным христианином, и тех, кто хранил верность
Христу. Имя Иезавель употребляется здесь образно,
так звали жену Ахава, израильского царя, который
правил в IX веке до н.э. Коварная и
хитроумная царица, закоренелая язычница, подвергала гонениям и погубила истинных
пророков Бога и поддерживала язычество и идолопоклонство в Израиле.
В средние века (с начала
500-х до 1500-х годов) положение в церкви поразительно напоминало
обстоятельства, о которых го ворит Иисус в Своем послании к Фиатирской церкви. В
этот период всего лишь немногие остались верными Христу. Большинство же тех,
кто называл себя христианами, приняли "глубины сатанинские" и
ступали по темной и трагической тропе гордыни и компромисса со злом (см. 3 Цар. 16:31; 19:1-3; 21:23-25; 4 Цар. 9:21-37; Откр. 17).
Ефес, в котором находилась первая из церквей, упомянутых Иоанном, занимал ведущее положение среди городов римской провинции Азии. Стоящий на магистральном пути, соединяющем Малую Азию и Сирию,
крупный порт на побережье Эгейского моря, он по праву считался видным торговым
центром Древнего мира. Апостол Павел провел здесь
три года — больше, чем в каком-либо
другом месте, и упомянул Ефес в записях о своих миссионерских путешествиях.