ГЛАВА 9

Кто истинные израильтяне?

Любовь Павла к своим братьям (Рим. 9:1-18)

1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и сла­ва, и заветы и законоположение, и богослужение и обетова­ния; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь. Но не то, чтобы слово Божие не сбылось. Ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля, и не все дети Авраама, которые от семени его; но (сказано): «в Исааке наречется тебе семя». То есть, не плотские дети суть дети Божии; но дети обетования признаются за семя. А слово обе­тования таково: «в это же время приду, и у Сарры будет сын». И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего; ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худо­го, — дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, — сказано было ей: «больший будет в порабощении у меньшего», как и написано: «Иакова Я воз­любил, а Исава возненавидел». Что же скажем? Неужели не­правда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: «кого мило­вать, помилую; кого жалеть, пожалею». Итак помилование за­висит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Ибо Писание говорит фараону: «для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою, и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле». Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.

Этот довольно длинный отрывок из Библии кажется трудным для восприятия, но, прилежно изученный и точно понятый, он окажется не столь трудным, как принято считать.

Иудеям и еллинам. — Хотя Павел был «Апостол язычников», он не забывал своих «родных... по плоти». Куда бы он ни шел, он искал сначала иудеев и проповедовал им. Пресвитерам из Ефеса он сказал: «Как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян. 20:20, 21). Забота Павла о всех людях, даже лично ему незнакомых, более всего свидетельствует о его подобии Господу Иисусу Христу.

Преимущество Израиля. — «Итак, какое преимущество быть Иудеем?» «Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие» (Рим. 3:1, 2). Здесь мы видим удивительный перечень того, что принадлежит Израилю: усыновление и слава, заветы и закон, данный им, богослужение и обетования. Как ужасно оказаться неверным среди таких бесценных привилегий!

«Спасение от Иудеев». — Так сказал Иисус женщине из Самарии у колодезя (Ин. 4:22). «И от них Христос по плоти». Библия была написана иудеями, и матерью нашего Господа была молодая иудейка. Как человек Христос был иудеем из племени Иудина. Когда мы читаем, что «спасемся жизнью Его», мы знаем, что имеется в виду жизнь Его как иудея. И Божественные дары, и благословения предназначены «во-первых Иудею», да и знанием о них мы обязаны им.

Ничего от язычников. — Апостол Павел говорит о «язычниках по плоти», что они «отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире» (Еф. 2:11, 12). И заветы, и обетования, и даже Сам Христос — все принадлежит иудеям, а не язычникам. Посему кто бы ни был спасен, он должен быть спасен как иудей. «Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое» (Деян. 15:14).

Отлученные от Христа. — Неважно, какое слово мы употребляем — «отлученный», «преданный анафеме» или «отделенный». Они означают одно и то же, а именно: самое прискорбное состояние чело­века. Быть без Христа — значит не иметь надежды и быть безбожни­ком в мире (Еф. 2:12).

Павел сам желал бы быть отлученным от Христа за братьев сво­их, родных по плоти, если бы это принесло им хоть какую-то пользу. Что это означает? Лишь то, Что Израиль по плоти был и пребывает сейчас именно в таком состоянии — отлученный от Христа, не имею­щий надежды и безбожник в мире.

Поскольку все обетования Божьи во Христе (2 Кор. 1:20), то от­лученные от Христа непричастны к ним, а потому мы заново осозна­ем, что Израиль по плоти как народ земной не имеет и никогда не имел каких-либо притязаний на благоволение Божье среди других народов и что Бог никогда не делал каких-то особых обетований Израилю по плоти, не предназначенных другим народам.

Желание, выраженное Павлом, показывает, как совершенно он был предан Господу и насколько причастен он был Духу Его. Христос отдал Себя за людей, согласившись разлучиться с Богом, лишь бы прийти и спасти заблудших. Под небом нет иного имени, которым люди могут спастись, и Павел хорошо понимал, что его отлучение от Хри­ста не спасет его братьев.

Он лишь хотел показать, в каком отчаянном положении оказа­лись иудеи и как велика его тревога о них. Поскольку человеческие жертвоприношения бесполезны, людям предоставлена возможность разделить страдания Христовы за других. Павел говорит о себе: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь» (Кол. 1:24).

Обрезание, ставшее необрезанием. — Ранее мы прочли: «Если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием» (Рим. 2:25). Эти слова обращены к иудеям, которые в той же связи были осу­ждены за преступление закона (Рим. 2:17-24). В 31-м стихе девятой главы мы также читаем, что Израиль не поднялся до закона праведно­сти. А причина заключается в том, что они не приняли Христа, ведь лишь через Него одного можно обрести праведность закона.

И вот опять выясняется, что Израиль, «родные по плоти» Павла, вовсе не были израильтянами, но были язычниками, отлученными от Христа, «не имели надежды и были безбожники в мире».

Обетование исполнится. — Печальное положение. Все обето­вания принадлежат Израилю, а другим народам ничего от Бога; сам же народ, известный как Израиль, отлучен от Христа. Тем не менее Слово Божье сбудется, «ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля». Неверность некоторых не уничтожит верность Божью (Рим. 3:3). Если бы все потомки Иакова по плоти исчезли, это ни в коей мере не отразилось бы на обетованиях Божьих Израилю, ибо истинные израильтяне только те, кто верит обетованиям.

Семя Авраамово. — «В Исааке наречется тебе семя». Исаак был дитя обетования, поэтому верящие обетованиям есть семя Авраамово. Иудеям, кичившимся своим происхождением, сказал Иоанн Креститель: «И не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам"; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3:9). Он мог бы сделать это так же легко, как сотворил человека в начале мира из праха земного.

Плоть и обетование. — «Не плотские дети суть дети Божии; но дети обетования признаются за семя». Один этот текст может навсегда осадить предающихся измышлениям о возвращении иудеев в старый Иерусалим во исполнение обетований Божьих. Кроме того, он должен положить конец абсурдной идее о том, что какой-либо отдельно взятый народ, к примеру, народ Англии или Америки, составляет Израиль и является наследником обетований Божьих.

Предзнание Божье. — Когда дети еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, сказано было о них: «больший будет в порабощении у меньшего». Бог ведает о конце от начала и может сказать, что сделает каждый из нас. Выбор же был сделан в соответствии с тем, что сказано о Боге, спасшем нас и призвавшем «званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2 Тим. 1:9).

«Исава возненавидел». — Так было написано спустя многие годы после смерти и Иакова, и Исава. «Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его — шакалам пустыни» (Мал. 1:2, 3). О потомках его сказано, что они будут названы «народом, на который Господь прогневался навсегда» (ст. 4). Почему?

«Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечем, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно во гневе своем и всегда сохранял ярость свою» (Ам. 1:11). Иаков, с другой стороны, будучи по природе не лучше, чем Исав, верил в обетования Божьи и через них стал причастником Божественной природы, наследником Божьим и сонаследником Иисусу Христу.

Бог всегда праведен. — Стихи 14-17 показывают, что выбор Божий не произволен, но определяется милостью Его. «Он говорит Моисею: "кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею"». Все зави­сит «от Бога милующего». Милости Господа полна земля (Пс. 118:64), и «вовек милость Его».

Изволение Божье фараону. — Случай с фараоном апостол приводит как иллюстрацию утверждения, что «помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего». «Ибо Писание говорит фараону: "для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою, и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле"».

Не суть важно, относится ли это к возведению фараона на пре­стол или к сохранению его на престоле до нужного времени. Одно несомненно: Библия не учит нас, как принято считать, что Бог возвел фараона на престол с целью мщения ему. Удивительно, что кое-кто из христиан мог бесчестить Бога подобным приговором.

Поставив или сохраняя фараона на престоле, Бог имел целью по­казать ему и над ним силу Свою, дабы имя Его было проповедано по всей земле. Эта цель была достигнута по уничтожении фараона из-за его упорного сопротивления. Но она была бы достигнута и с лучшими для фараона последствиями, если бы он прислушался к слову Божье­му. Фараон увидел силу Божью, но не захотел поверить. Если бы он поверил, то был бы спасен, ибо сила Божья есть спасение для каждо­го верующего.

У фараона был высокомерный характер. Одной из его основных черт была твердость, неуступчивость, граничащая с упрямством. Но кто может оценить силу добра, которую проявил бы фараон, обратись его воля к Господу. Предать себя Господу означало бы для него по­жертвовать очень многим, по людскому счету, но не более, чем по­жертвовал Моисей. Моисей оставил тот же престол, чтобы связать судьбу со своим народом.

Великолепное и почетное положение было предложено фарао­ну, но он не ведал о дне своего испытания. Оно предусматривало смирение, но он отверг его. Как следствие, он потерял все, в то время как Моисей, выбравший скорбный путь народа Божьего и разделивший унижение Христово, обрел имя и место в вечности. Милости Божьи, будучи отвергнуты, обращаются в проклятия. «Пра­вы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные па­дут на них» (Ос. 14:10).

Мы узнали, что, хотя Бог уже сделал определенный выбор особо означенных людей, которые впоследствии достигнут положения детей Божьих, выбор не был произвольным. Иаков был выбран до своего рождения, как и все остальные. Бог благословил нас во Христе всяким духовным благословением, «так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодетельствовал нас в Возлюбленном» (Еф. 1:4-6).

«Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего». В доказательство сему апостол приводит случай с фараоном, который был избран во Христе так же, как и Иаков, и так же, как мы. Он был избран в похвалу славы благодати Божьей, дабы показать превосходство Господа, но упорно отказывался покориться. Но Бог восхвален будет и гневом людским, если они не желают восхвалить Его по собственной воле, так и имя Божье, и сила Его явлены были посредством упорства фараона.

Лучше бы гордому царю покориться воле Божьей, дабы воля эта не действовала вопреки ему. Но урок, который мы должны усвоить, состоит в том, что каждый человек из любого народа под небом был избран к усыновлению. И в этом выборе иудеи не имеют преимущества перед остальными, но находятся в равном с ними положении, что и показано в следующих стихах этой главы:

Принятые в Возлюбленном (Рим. 9:19-33)

19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? ибо кто противостанет воле Его?» А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему (его): «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? Как и у Осии говорит: «не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною; и на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого». А Исаия провозглашает об Израиле: «хотя бы сыны Израилевы были числом, как пе­сок морской, только остаток спасется; ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле». И, как предсказал Исаия: «если бы Господь Сава­оф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре». Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры; А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона; ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: «вот, полагаю в Сионе камень преткновения и ка­мень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится».

Спор с Богом. — Очень распространенное явление, и его обы­денность привела к тому, что большинство людей забывают о его по­рочности.

Человек, начинающий возмущенно вопрошать: «Почему Бог по­ступает так и этак?» или говорить: «В происходящем я не вижу спра­ведливости», как если бы ему было нанесено личное оскорбление. Такой человек лишает себя возможности постичь о Боге даже то ма­лое, что доступно пониманию смертного. Безумно и порочно винить Бога, потому что мы не равны Ему в мудрости. Прийти к знанию того малого о Боге, что мы в состоянии понять, можно лишь установив раз и навсегда, что Он праведен, справедлив и милостив и все, что Он делает, Он делает во благо Своего творения. Благоговение, а не шум­ное вопрошание, приличествует твари пред лицем безграничного Бога. «Остановитесь и познайте, что Я Бог» (Пс. 45:11).

Горшечник и его сосуды. — Всякий человек, считающий себя вправе критиковать Господа, думает, что стихи 21—24 предоставля­ют ему верное свидетельство против Него. «Несомненно, — говорит он, — этот текст учит нас, что Бог создал одних ко спасению, других же к погибели».

Ничего подобного! Существует огромная разница между тем, что этот текст говорит на самом деле, и человеческими представления­ми о его смысле. Горшечник имеет власть над глиной, так же и Тво­рец властвует над Своим творением по естественному и несомнен­ному праву. Задумайтесь над этим образом: горшечник властен над глиной, чтобы сделать один сосуд для почетного употребления, а другой  — для низкого. Истинная правда; но слышал ли кто-нибудь на свете, чтобы горшечник был занят изготовлением сосудов лишь для того, чтобы потом разбить их? Он делает разные сосуды для разнообразных целей, но все они предназначены к употреблению, а не к уничтожению. Так и Бог создал человека не для того, чтобы уничтожить его.

Долготерпение Божье. — То, что Господь не намеревается уничтожить кого бы то ни было, подтверждается Его длительным промедлением, прежде чем позволить кому-либо подвергнуться гибели, справедливо заслуженной дурными поступками. Он «с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели». Они сами себе уготовили погибель за упорство свое, собрав себе гнев на день гнева (Рим. 2:5). Заметьте, что Бог с великим долготерпением щадил эти «сосуды гнева». И долготерпение Господа нашего должны мы почитать спасением (2 Петр. 3:15). Он «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (ст. 9). Поэтому великое долготерпение, с которым Бог щадил сосуды гнева, уже готовые к погибели, означает, что Он желает им спасения и предоставляет любой возможный для этого шанс.

«Которых Он призвал». — Бог долготерпит также и для того, чтобы явить богатство славы Своей «над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе». Над кем? «Над нами, которых Он призвал». Кого же Он призвал? Из одного ли они народа? «Не только из Иудеев, но и из язычников». Вся глава целиком является подтверждением того, что Бог избрал людей еще до их рождения, что видно в случае с Иаковом, а 24-й стих показывает, что избрание Богом Иакова не означало наделение иудейского народа особыми привилегиями. Ведь ясно, что Божьей милостью одарены без пристрастия и Иудеи, и язычники, если они пожелают принять ее.

Народ Божий. — То же самое мы видим в стихах 25, 26: "Как и у Осии говорит: "не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною; и на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого"». Бог посетил язычников, дабы выбрать из них народ во имя Свое. Апостол Петр в таких словах описывает Его посещение: «Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам, и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их». И далее: «Мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они» (Деян. 15:7-11).

Итак, «нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его» (Рим. 10:12).

Остаток. — «А Исаия провозглашает об Израиле: "хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасет­ся"». Поэтому «так и в нынешнее время, по избранию благодати, со­хранился остаток» (Рим. 11:5). Неважно, сколько людей смогут про­следить свою родословную до Иакова. Спасутся только те, кто доб­ровольно подчинил себя благодати Божьей. Безусловно, для самохва­лов нет шанса на спасение во кресте Господа нашего Иисуса Христа.

Теперь язычники. — Иудеи обещали соблюдать закон, но не соблюли его; язычники не были связаны с законом, но все же соответ­ствовали его требованиям. Итак, если читатель вспомнит Послание к Римлянам 2:25-29, то увидит, что подлинное обрезание состоит (и все­гда состояло) в соблюдении закона. Таким образом, поскольку язычни­ки верою своей соблюдали закон, а иудеи, не имея веры, не соблюда­ли его, они, по-видимому, поменялись местами; язычники стали истин­ными иудеями, а иудеи по сути своей стали подобны язычникам.

Мимо цели. — Иудеи искали закона праведности, но не дос­тигли его. Почему? «Потому что искали не в вере, а в делах закона». Как убедительно звучат эти строки, в которых заключается смысл всего послания, а именно, что вера не очищает от преступления, но только верою можно соблюсти закон.

Никто не винит иудеев за то, что они искали закон праведности, но вина их в том, что исполняли его неверно. Не делами, но верою можно достичь требуемых законом дел. Другими словами, худые дела не производят добрых; зло не порождает добро. Ценность добрых дел непреходяща. Они — самое необходимое в этом мире. Они являются результатом соблюдения закона верою. Но невозможны добрые дела без веры; ибо «все, что не по вере, грех» (Рим. 14:23).

Камень преткновения. — Не упустите смысловую связь послед­ней части этой главы с первой. Помните, что в начале главы Израиль представлен отлученным от Христа. Иудеям принадлежало среди про­чего и преимущество получить от Бога закон, но они не оправдали выбор Божий. Почему? «Ибо преткнулись о камень преткновения». Что есть камень преткновения? Христос. Они оказались в том же положе­нии, что и многие люди сегодня — они не захотели поверить, что обе­тования Божьи были целиком и полностью во Христе. Они считали, подобно множеству христиан ныне, что Бог удостоил их чести ради них самих и Христос не имеет к этому никакого отношения. Христос есть камень преткновения для всех, кто относится к обетованиям Израилю как к сделанным определенному земному народу, исключая все остальные.

Прочное основание. — Как ни странно, но камень преткновения является также камнем опоры и прочным основанием. Служа причиной падения одних, он возносит и укрепляет других. «Правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них» (Ос. 14:10). Христос является камнем соблазна для тех, кто не верует, но прочным основанием для имеющих веру. Он «Святой Израилев», «Царь Израилев», «Пастырь Израиля», и в то же время двор овчий и дверь в него. Без Него существование народа Израильского было бы невозможно.

Тот, кто намерен претендовать на наследие в Израиле по своему рождению, не принимая во внимание Христа, будет постыжен, ибо входящий не в дверь есть «вор и разбойник». Но «всякий, верующий в Него, не постыдится», поскольку вера его покажет, что он семя Авраамово, а потому и наследник Божий согласно обетованию.

 

Hosted by uCoz