ПОЧЕМУ МОЛИТВЫ ПОРОЙ ОСТАЮТСЯ БЕЗ ОТВЕТА?

Верите вы или нет, но иная молитва бывает опасной! Один очень гордый человек был однажды приглашен молиться на бого­служении. Он встал перед микрофоном и начал говорить очень красиво. Закончил он так: «Господи, мы просим Тебя, смири нас перед Тобой. Аминь». Его молитва и интонация так сильно повли­яли на него самого, что он, воодушевленный, спустился с возвы­шения и... тут же опозорился: хотел сесть на стул, но сел на пол. «Благодари Бога, — шепнул ему проповедник, который помогал ему встать, — благодари Бога, что Он так скоро услышал твою молитву».

Надо быть очень внимательным к тому, о чем мы просим, ведь Бог может ответить. Но прежде всего следует думать о другой опасности, что наши молитвы могут остаться без ответа.

Многие утверждают, что Бог отвечает на все молитвы, но на некоторые из них говорит: «Нет». Думаю, что это не так. На са­мом деле есть молитвы, на которые Бог просто не отвечает; есть и такие, которые Он выслушивает несколько раз. Мы должны знать, почему это так происходит, ибо ничто не разочаровывает нас больше, чем безответные молитвы. Это может так повлиять на человека, что он навсегда отвернется от Бога.

В этой главе мне бы хотелось попытаться объяснить, почему некоторые молитвы остаются без ответа. Есть десять основных причин. Чтобы избежать безответных молитв, нужно сначала най­ти причину этого. Затем с Божьей помощью мы сможем устранить свою ошибку. Давайте сначала разберем первые пять:

1. Любимые грехи. Это такие грехи, которые мы не хотим ос­тавлять. «Жертва нечестивых — мерзость перед Господом, а мо­литва праведных благоугодна Ему» (Притч. 15,8). Ошибки, кото­рые мы ненавидим и с которыми боремся, — это не любимые грехи. Мы все имеем свои слабости, но должны их честно испо­ведовать перед Богом. Ни в коем случае мы не должны пытаться скрыть их. Давид говорил: «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь» (Пс. 65, 18).

«Излюбленные грехи» и упрямое непослушание Израильского народа были так отвратительны Господу, что Он определенно зап­ретил Иеремии молиться о нем: «Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения... ибо Я не услышу тебя» (Иер. 7, 16). Бог назвал единственное условие, при котором Он был бы готов услышать народ: если «смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба, и прощу грехи их, и исцелю землю их» (2. Пар. 1, 14).

Однажды мой друг, когда был еще подростком, спрятавшись, курил толстую сигару. Неожиданно пришел отец. Норман попы­тался быстро спрятать сигару за спину. Чтобы отвлечь отца, он как ни в чем не бывало спросил его, позволит ли он ему пойти в цирк?

Норман никогда не забудет ответ отца: «Мой мальчик, — ска­зал тот спокойно, но сурово, — прежде всего ты должен научить­ся никогда ни о чем не просить, если в это же время стараешься спрятать за своей спиной дымящееся прегрешение».

Этот случай я всегда вспоминаю, когда говорю об «излюблен­ных грехах». Не надо прятать за спиной свои грехи.

 

 


2. Злоупотребление Божьими благословениями. Господь ис­полняет наши просьбы для того, чтобы мы еще более уподоби­лись Христу. Допустим, вы молитесь об успехе в торговле и Бог посылает вам его. Если же вы полученными деньгами служите дьяволу, то, конечно же. Бог больше не будет отвечать на ваши молитвы. Он ведь не хочет помогать вам идти по дороге, ведущей в ад. «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4, 3).

3. Эгостические просьбы. Этот недостаток связан с предыду­щим. Такая молитва звучит примерно следующим образом: «Гос­поди, благослови меня и помоги мне в моей работе. Если Ты хо­чешь, то устрой так, чтобы я в этом году получил поощрение на работе. Помоги мне в отношениях с этой девушкой и, прошу, по­заботься о том, чтобы Ральф в этом не опередил меня. Будь завт­ра со мной у зубного врача и сделай так, чтобы все обошлось как можно лучше. Ведь я так плохо переношу боль...» В такой ­молитве может и не быть что-либо плохое. Но тон подобной молитвы очень эгоистичен. Кто так молится, тот, как сказал Иаков, не по­лучит ничего.

4. Недостаточное подчинение воле Бога. Мы уже говорили, что Святой Дух в молитве ходатайствует за нас в том, что угодно Богу (Рим. 8, 27). Но Бог не может сделать противоречащее Его сущности. Если вы хотите схитрить на экзаменах и просите Бога о том, чтобы вашу хитрость не заметили, ни в коем случае не рассчиты­вайте, что Он услышит вашу молитву.

Наши молитвы должны быть конкретными. Но при каждой мо­литве мы должны говорить: «Не моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22. 42).

Эти слова сказал Иисус в Гефсимании. Его человеческое есте­ство трепетало от мысли о предстоящих тяжелых испытаниях, но Он подчинил Себя воле Своего Отца, и благодаря этому любовь и чувство долга одержали верх. Если бы Он помолился: «Отец, избавь меня от этой чаши страданий», и Бог ответил бы на эту просьбу, то план избавления от греха был бы разрушен. Но Иисус сохранил в Себе спокойствие и мир в минуту отчаяния и поэтому смог сказать: «Да будет воля Твоя!»

Мы должны подчиниться воле Божьей хотя бы потому, что Он видит все лучше нас. Он знает, как пойдет дело и что служит нам на пользу, а что во вред. Так, например, можно было бы избежать многих несчастных браков, если бы молодые люди не поступали самоуверенно, а искали бы в этом вопросе волю Божью. Господь не хочет что-либо скрыть или удержать от нас, но Он не позволя­ет исполниться тому, что навредило бы нам.

Бог отвергает наши эгоистические молитвы, потому что Он лю­бит нас. В один прекрасный день «мы узнаем, что, благодаря на­шим молитвам, оставшимся якобы без ответа, и разочарованным надеждам, нам достанется неисчерпаемое благословение» (Е. Уайт).

Иногда, правда, Бог исполняет и эгоистические молитвы. Но тогда нам приходится отвечать за их последствия, ибо только так мы можем убедиться, что он ведет нас правильным путем.

Хорошим примером может служить история Езекии. Будучи иудейским царем, он проводил жизнь в страхе Божьем. Однажды он заболел, и Бог повелел сообщить ему, что он умрет, потому что пришло время. Но Езекия стал роптать. Он молился и горько плакал о «суровости» Бога. Наконец, Бог услышал его молитву и подарил ему еще пятнадцать лет (4. Цар. 20, 1—6). Но, начиная с этого дня, духовная жизнь Езекии и его счастье стали меркнуть (2 Пар. 32, 25).


Рождение его сына Манассии, спустя три года, имело самые ро­ковые последствия. После смерти своего отца он наследовал пре­стол Иудеи. Все законы, которые Езекия отменил во благо народа, он ввел снова. Манассия довел народ до того, что «они по­ступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сы­нов Израилевых» (4 Цар. 21, 1—6.9.16).

Незадолго перед своей смертью Манассия обратился к Госпо­ду и оплакивал свою вину, но причиненный ущерб возместить уже было невозможно. Позже, когда страна была разграблена и Изра­иль был отведен в плен. Бог объявил, что все это произошло из-за Манассии, сына Езекии, в Иерусалиме (Иер. 15, 4). Если бы толь­ко Езекия мог в свое время помолиться: «Да будет Твоя воля, а не моя!»

5. Неверие. Есть разница, молимся ли мы: «Если есть на то Твоя воля», или же говорим: «Да будет воля Твоя». Молитва «ес­ли есть на то Твоя воля» часто употребляется в качестве благоче­стивой замены действительной отдачи Богу. Порой этими словами мы пытаемся оградить себя от разочарований или говорим это, чтобы затем не признавать, что Бог не ответил нам. Но все это подтверждает наши сомнения и неверие.

Что Бог обещал, то Он исполнит; мы можем ссылаться на Его Слово. Только не следует указывать Ему, когда и как Он должен исполнить Свое обещание.

Многие христиане правы, делая такое заключение: если про­сим, чтобы Бог руководил нами, в первую очередь мы должны постараться узнать Его волю. Только когда узнаем, что Он ожида­ет от нас, мы сможем действительно подчинить себя Ему и ска­зать: «Да будет воля Твоя».

6. Рассеянность. Павел объяснил: «Стану молиться духом, ста­ну молиться и умом» (1 Кор. 14, 15).

Да, молитва — это не только упражнение духа, но и разума. Павел указывал, что она останется безрезультатной, если будет какой-то бессмысленной речью (1. Кор. 14, 14). Возбуждение, из­быток чувств может охватить и верующего, но молитва должна выражаться в ясных мыслях, в четкой речи, в конкретных прось­бах и разумной беседе. Бог хочет, чтобы вы Ему точно сказали, что нам надо.

7. Нетерпение. Когда Лазарь был болен, и Иисуса просили прий­ти и исцелить его, Он специально задержался. Почему? Он хотел испытать и укрепить веру Своих последователей. Этим Он подго­тавливал почву для совершения большого чуда (Ин. 11, 1—44). С нашими молитвами часто бывает нечто подобное. Иногда Бог го­ворит «да», иногда «нет», а порой: «Подожди!». Если мы нетерпе­ливы или начинаем сомневаться, то ничего не получим.

Во время ожидания мы должны всесторонне и глубоко взве­сить наши побуждения. Уже несколько раз я отказывался от сво­их просьб, после того, как размышлял над ними. Если Бог застав­ляет нас ждать, мы учимся и терпению и доверию к Нему. Иногда, может быть, нам хочется воскликнуть вместе с псалмистом: «Для чего. Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скор­би?» «Доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего?» (Пс. 9. 22; 79, 5). Или вместе с Иовом: «Для чего скрываешь лицо Твое и счи­таешь меня врагом Тебе?» Позже Иов, правда, раскаивался в своем нетерпении. Он сказал: «Я говорил о том, чего не разумел, о де­лах чудных для меня, которых я не знал» (Иов. 42, 3). И опыт, при­обретенный Давидом, виден из слов: «Покорись Господу и надей­ся на Него». «Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его» (Пс. 36,7; 41,6).


Если бы Бог всегда сразу же отвечал на наши молитвы, то мы бы вскоре рассматривали это как должное и забыли бы о своей за­висимости от Него. Когда я был в Англии, то в течение десяти ме­сяцев почти ежедневно молил Бога, чтобы Он еще до окончания обучения помог мне найти супругу. Прошел год, но ничего не ме­нялось. Тем не менее, я был уверен, что Он уже занимается моим делом. Через несколько недель благодаря удивительному «сов­падению» я встретил девушку, которую Бог предназначил для ме­ня. Через год мы поженились. Время ожидания было мне во благо.

«Мы не всегда получаем ответ на наши молитвы так скоро, как это нам хотелось бы. Может случиться и такое, что мы получаем не то, о чем просим Бога. Но Он знает, что на самом деле хоро­шо для нас, и потому дарит нам намного лучшее, чем то, о чем мы Его просили; нам только не следует разочаровываться и те­рять веру».

Но однозначного ответа не следует ждать: «Когда мы молим­ся о земных благословениях, иногда может пройти какое-то вре­мя, прежде чем нам будет дан ответ... но нам никогда не при­дется ждать, если мы просим об освобождении от грехов» (Е. Уайт).

8. Гордость. Когда Бог слышит наши молитвы, Он вправе ожи­дать от нас, что мы воздадим Ему честь (Пс. 49, 15). Если же у нас уживается дух славолюбия, то Он не может ответить на наши мо­литвы.

Павел получил много даров Святого Духа, но Бог оставил ему «жало в плоть» (2 Кор. 12, 7), — возможно, это было тяжелое те­лесное страдание, — чтобы он не был гордым и не превозносил­ся. Три раза апостол настойчиво просил Его освободить от этого бремени. Когда же Господь отказал ему, он смиренно принял это и утешился, услышав такие слова: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2. Кор. 12, 9). Бог дает свою силу людям, когда они сознаются, что сами по себе они — ничто. А кто гордится и тщеславится, тот ничего не получает.

9. Самонадеянность, дерзость. Что такое самонадеянность? Са­монадеянность — это искаженное отображение веры, вызванное сатаной. С помощью ее он охотно вводит в заблуждение христиан. Он имел успех у Адама и Евы, но у Господа — нет. (Быт. 3, 1—7: Мф.4,1—11).

Самонадеянно полагаться на Божьи обещания, не исполняя свя­занные с ними условия. Одна женщина, больная раком легких, по­пыхивая сигаретой, сказала: «Я знаю, что Бог мне поможет. Я мо­лилась об этом и твердо верю, что Он освободит меня от болез­ни, как обещал».

Самонадеянно требовать от Бога то, что Он не обещал нам. Один человек сказал: «В эту неделю я испытаю Бога. Я просил Его удалить от меня все искушения — именно все — и я уверен, что Он это сделает. Он ведь сказал, что сделает все, если мы твердо этому верим!»

Самонадеянно указывать Богу, когда и как Он должен испол­нить наши молитвы. Один студент, прежде чем отправиться на мо­лодежный вечер, молился: «Господи, я хочу, чтобы девушка, кото­рую Ты предназначил для меня, сегодня вечером была одета в красные брюки, а рост ее был примерно 1 м 68 см и она была бы соответствующего веса...» Самонадеянно составлять суждение о некоторых делах, которые может оценивать только один Бог. Иона молился: «И ныне. Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» (Ион. 4, 3). Возможно, христи­анин хотел бы умереть, когда его мучает неизлечимая болезнь, но нельзя считать ошибкой, если он молится о смерти. Но прось­ба Ионы исходила от его огорчения и сострадания к себе. Он сов­сем не мог судить: лучше ему умереть или продолжать жить. Его молитва дерзкая.

 


Самонадеянно просить у Бога о том, что уже получили от Иису­са Христа. «Господи, прошу, прости мне плохой поступок летом 1969 года. Я все еще переживаю из-за того, что тогда сделал». Ес­ли вы уже искренне молились о прощении, то при повторении это­го прошения Бог скажет: «Как? Какое плохое дело? Разве не изгла­жена давно уже эта запись?»

Самонадеянна попытка заменить послушание Богу молитвой. «Ты перестал уже пить вино?» — «Нет еще. Но я уже в течение пя­ти месяцев усердно молюсь об этом». «Был ли ты уже у врача с твоей опухолью?» — «Нет, я обратился с этой нуждой к Богу в молитве и положился на Него, веря, что Он поможет мне».

Если мы действительно общаемся со Христом, любим Его, сле­дуем за Ним, доверяем и слушаемся Его, то наши молитвы не останутся без ответа. Он обещал: «Если пребудете во Мне и сло­ва Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Ин. 15, 7). Только тогда, когда мы всей душой последуем за Иисусом, сможем молиться во имя Его и получим ответ на на­ши молитвы. «Ни одна молитва истинно верующего не бывает нап­расной, если она возносится в полном доверии от искреннего серд­ца» (Е. Уайт).

10. Нежелание прощать. «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим... А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». (Мф.6,12, 15).

Вы не можете просить у Бога того, в чем сознательно отказы­ваете другому. «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согреше­ния ваши» (Мк. 11, 25).

Только не говорите Богу, что уже простили причинившего вам боль. Скажите это, при возможности, самому человеку, если да­же он и не просил у вас прощения. «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга». (Иак. 5, 16).

Если мы готовы прощать, то можем в любое время иметь об­щение с Небом. Если же злимся на кого-либо или носим в себе огорчение, то это разделяет нас с Богом.

Можно избежать любую из этих ошибок, если поверим, что Бог помогает нам в этом. Ничто не должно ослаблять или препят­ствовать нашей молитвенной жизни. Это обещал Бог. «И вот какое дерзновение мы имеет к Нему, что когда просим чего по воле Его, Он слушает нас; а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем проси­мое от Него» (1. Ин. 5, 14—15).

 

Hosted by uCoz