БОГ ОБЕЩАЕТ ПОБЕДУ.
ПО МЕРЕ того как глава следует за
главой, в этой замечательной книге пророка Даниила все снова подчеркивается
славная истина о том, что „Всевышний владычествует над царством
человеческим", и что конечная победа праведности обеспечена.
Бог как бы говорит пророку, а через него и Своему народу
во все последующие века: „Мужайтесь! Не боитесь сил зла, не пугайтесь их
ярости: они придут к концу. Потерпите, и вы увидите их падение. Все будет
уничтожено, — корень и ветви. Только доброе, чистое, справедливое, послушное
пребудет вовек. Вечное царство наследуют не грешники, а святые".
В первых стихах восьмой главы мы читаем о новом видении
Даниила; Бог опять открывает ему будущее. Он видит реку и на се берегу - овна с
двумя ригами. „Поднял я глаза мои и увидел; вот, один овен стоит у реки; у
него два рога, и рога высокие, но один выше другого и высший поднялся
после". Дан. 8. 3.
Имея исключительную силу, этот овен бросается к западу,
к северу, к югу и разгоняет всех других зверей. В течение некоторого времени он
делает все, что хочет, и становится „великим".
Вдруг на сцене появился козел, который имел „видный
рог" между глазами. Он в сильной ярости направился против овна с такой
быстротой, что ноги его как бы не касались земли. Последовало ужасное
столкновение. Оба рога овна были сломлены, и побежденное животное растоптано.
В результате этого победоносный козел „чрезвычайно возвеличился" — но не
надолго. В самом расцвете его могущества большой рог внезапно сломился, и на место
его вышли четыре других рога.
Внимательно наблюдая за этими рогами, Даниил замечает,
как „от одного из них вышел небольшой рог", подобный тому, какой появился
среди десяти рогов четвертого зверя в прежнем видении. Он рос все больше и
больше, и, наконец, „чрезвычайно разросся. . . И вознесся до воинства
небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их".
В дерзости своей он „даже вознесся на Вождя воинства сего и... повергая истину
на землю, действовал и успевал".
Какое страшное видение! Даниил не понял его, но,
несомненно, подозревал, что в нем дано предостережение о появлении ужасного
злого замысла.
Затем он услышал голоса. Кто-то спрашивал: „На сколько
времени простирается это видение?" Другими словами: сколько времени все
это зло будет продолжаться? Тогда голос „одного святого" ответил: „На две
тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится", ст. 13.14.
Даниил,
глубоко пораженный видением, серьезно желал узнать значение всего виденного.
Он был уверен, что Бог старается открыть ему событие исключительной важности
как для него самого, так и для будущих поколений;
и он всей душой стремился получить больше света и понимания.
Вдруг он услышал „голос человеческий, который воззвал
и сказал: ,Гавриил! объясни ему это видение'." ст. 16.
Ангел Гавриил подошел, прикоснулся к нему и сказал:
„Знай, сын человеческий, что видение относится к концу
времени!" ст.17.
В переводе д-ра Моффата в этом важном тексте говорится:
„Пойми видение сын человеческий, потому что оно говорит о кризисе в конце
времени".
В 19 стихе это же объявление повторяется: „И сказал:
вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к
концу определенного времени". Это было объявление неимоверно важного
значения.
Гавриил начинает подробно объяснять видение с самого
начала. „Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и
Персидский", — говорит он. ст. 20. И это пробуждает знакомые образы в
памяти пророка. Ему уже до этого было два раза сказано о возникновении этого
царства, сперва описанного как „грудь и руки — из серебра" и позднее
представленного в виде медведя, у которого было во рту три клыка.
„А козел косматый, — продолжал Гавриил, — царь Греции,
а большой рог, который между глазами его, это — первый ее царь", ст. 21.
Это удивительно точное описание возвышения Александра Македонского, который повел
греческие войска к быстрой и окончательной победе над Мидо-Персией в 331 г. до
Р. Хр.
Дальше Ангел описывает конец правления Александра:
„Он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это
четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою", ст. 22.
Это,
несомненно, указывает на деятельность четырех генералов Александра — Селевка,
Кассандра, Лизимаха и Птоломея, — которые разделили между собой его царство
после его смерти.
„Под конец же царства их, когда отступники исполнят
меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве", ст.
23.
Здесь мы находим ясное указание на возвышение Рима,
как уже было два раза предсказано: в пророчестве о большом истукане и о четырех
зверях. Это еще яснее вытекает из слов Ангела Гавриила: ,,И укрепится сила
его,
хотя и не его силою, и он будет производить удивительные
опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых. И, при
уме его, и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он
превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет,
но будет сокрушен — не рукою", ст. 24. 25.
Сходство
между словами и пророческим изображением деятельности четвертого зверя и
небольшого рога, описанными в 7 главе Даниила, вполне очевидна. Его губительная
деятельность непревзойденна; он преследует народ Божий; он величается в
греховной гордости. Это не что иное, как краткое предсказание о трагическом
ходе истории во главе с Римом — вначале языческим, затем папским —
господствующим на сцене человечества.
Теперь
добавляются новые детали: эта власть, по словам Гавриила, выступит „против
Владыки владык". Это точно исполнилось, когда римский правитель приговорил
Христа к распятию на кресте. Но это тысячи раз все снова и снова повторялось,
когда верные последователи Христа предавались на мучения и смерть, сперва
языческими императорами, потом отступившими от истины религиозными вождями,
которые овладели престолом римских цезарей. Христос снова переживал Голгофские
страдания, когда дорогие Ему дети Божий переносили ужасные смертные мучения.
Всякое выступление против одного из Его учеников было выступлением против Него
Самого, личным оскорблением, нанесенным диаволом Владыке неба.
Но
благодарение Богу, что этим дело не кончается. Ангел Гавриил говорит: „но будет
сокрушен не рукою". ст.25.
Таким
образом Бог снова обещает победу Своему народу и уверяет, что в конце концов
правда и истина все же восторжествуют.
Эта
политическая и религиозная преследующая власть, соединившая в себе человеческую
гордость, жадность и жажду власти, которая покрыла землю телами святых Божиих,
которая веками заставляла их истекать кровью, которая с бесстыдной наглостью
напала на Самого Сына Божия, — будет сокрушена совершенно, вполне и навсегда.
Она будет „сокрушена не рукою", то есть без
участия рук человеческих. Это значит, что Бог вмешается и приведет ее к
падению. Здесь дана та же картина, что и в Даниила 2, 45, где говорится, что
камень оторвался „от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и
золото". Это снова подчеркивает надежду, что „воссядут судьи, и отнимут у
него власть губить и истреблять до конца". Дан. 7, 26.
В Священном Писании все снова и снова повторяется
неизменность окончательного суда над грехом. Иоанн в Откровении описывает, что
он видел, как „один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг
в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и
уже не будет его". Откр. 18, 21. О „звере" и о „лжепророке" он
пишет: „Оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою". Откр. 19, 20.
Поэтому мы можем быть уверены, что долго удерживаемая кара Божия постигнет
нечестивых. Тогда всякая власть, боровшаяся против Него и Его народа, получит
свое справедливое возмездие.
Когда это будет? Можем ли мы знать это? Конечно,
можем. Гавриил говорит: „Знай, сын человеческий, что видение относится к концу
времени".
Это
объяснение он дает в изумительном видении, записанном в 9 главе.