БОГ НИЗЛАГАЕТ ЦАРЕЙ.

КАКОЕ бы доброе влияние ни оказало на Вавилон при­знание Бога царем Навуходоносором, все же после его смерти это влияние скоро исчезло. Со смертью этого ве­ликого монарха также исчезла большая часть славы его империи. После него престол перешел к слабым правите­лям, неустойчивое правление и самоугождение которых служило для, мидян и персов как бы вызовом, чтобы начать с ними войну.

Но какое дело было до этого вавилонянам? . Их вели­кая столица с ее массивными стенами и медными ворота­ми, с ее обильными запасами продовольствия и воды ка­залась неприступной. Разве их власть не держала весь мир в подчинении на протяжении почти целого столетия? Какая сила на земле осмелилась бы теперь напасть на них?

Только немногие люди, жившие в 539 г. до Р. Хр. еще помнили Происшествие, связанное с первым сном Навухо­доносора и с ясным указанием, что голова истукана, изо­бражавшая Вавилон, должна будет однажды уступить место другой державе, изображенной серебряными руками и грудью. Самый молодой человек, который мог слышать

об этом сне в 603 г., достиг теперь 70-летнего возраста и, несомненно, давно забыл об этом, как забывают о пустой сказке.

Но хотя люди и забывают предостережения и откро­вения Божий, все же время обычно доказывает, что они верны.

Теперь на престоле был Валтасар. Возможно, что он хотел показать свое крайнее презрение к наступающей армии Кира и Дария и поэтому „сделал большое пир­шество для тысячи вельмож своих и пред глазами тысячи пил вино". Дан. 5, 1.

Этим людям, стоявшим во главе государства, следовало бы использовать все средства, чтобы отразить нападение; но они в это время беспечно предавались пьяным оргиям.

Царь наравне со многими другими участниками пир­шества опьянел и среди дикого разгула приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор взял из Иерусалимского храма, „чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его", ст. 2. Это было открытое пренебрежение к Богу Небесному. Он как бы говорил: „Хотя мой дед и признал Бога Саваофа выше всех вавилонских богов, но я не сделаю этого. Вот мое мнение о Нем!" Говоря так, он осушил свою золотую ча­шу и прославлял „богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных, и каменных", ст. 4.

Князья, военачальники, вельможи, жены и наложницы следовали его примеру, напились допьяна из священных сосудов, оглашали воздух смехом, непристойными шутка­ми и буйным, шумным весельем.

Вдруг наступила всеобщая тишина. Все взоры были привлечены странным явлением. В полутьме этого огром­ного банкетного зала, освещенного только лампадами и факелами, „вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены", ст. 5.

Царь увидел это и был настолько охвачен ужасом, что „колени его стали биться одно о другое", ст. 6.

Что же написала эта рука? Никто не мог прочесть надписи. Это были странные слова на незнакомом языке.

 


Они блестели в темноте и, как огонь, жгли душу каждого, кто их видел.

Царь Валтасар в страхе и ужасе закричал, „чтобы при­вели обаятелен, халдеев и гадателей", ст. 7. Они немед­ленно явились, но ни один не был в состоянии прочесть написанное.

Тогда царь еще больше взволновался и еще больше желал узнать значение слов на стене. Но что он мог сде­лать? Он был вне себя от страха и волнения.

К этому времени весь дворец пришел в движение. Из­вестие о внезапно прерванном пиршестве проникло в каж­дый уголок. Слуги и воины заглядывали в зал, желая ви­деть загадочную надпись.

Весть дошла до царицы — в наши дни ее назвали бы вдовствующей царицей-матерью, — и она тотчас вспомнила Даниила и его способность истолковывать сны Навуходо­носора. Она вошла в банкетный зал и упрашивала царя позвать Даниила, говоря: „Есть в царстве твоем муж, в котором дух святого Бога. . . В нем, в Данииле, которого царь переименовал Валтасаром, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать за­гадочное и разрешать узлы. Итак пусть призовут Даниила, — и он объяснит значение", ст. 11. 12.

Даниил был позван. Он больше не был молодым чело­веком, известным во дни Навуходоносора; пред всем со­бранием предстал почтенный старец с длинной бородой. Волосы его были белы, лицо в морщинах; но ум его был ясен, как и раньше, и вера в Бога не померкла.

Валтасар хотел польстить старику и обещал, что он получит золотую цепь на шею и будет „третьим властели­ном" в царстве, если он скажет значение надписи на стене. Но Даниил отклонил милости царя и сказал ему: „дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему". ст. 17.

Снова наступило молчание; собравшиеся напрягали слух, чтобы не проронить ни одного слова престарелого пророка; они ожидали, что услышат важное откровение.


Обращаясь к испуганному правителю,, он сказал: „Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоно­сору царство, величие, честь и славу ... Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей, . . . доколе он познал, что над царством человеческим вла­дычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет. И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это; но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты сла­вил богов серебряных и золотых, медных, железных, де­ревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Кото­рого все пути твои, ты не прославил. За это и послана от Него кисть руки и начертано это писание", ст. 18-24.

Такой строгий и вполне заслуженный упрек заставил царя содрогнуться до глубины души; но он так желал узнать значение написанного на стене, что не сказал ни слова, и Даниил продолжал: „И вот, что начертано: МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН. Вот—и значение слов: МЕНЕ — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ТЕ­КЕЛ — ты был взвешен на весах и найден очень легким, ПЕРЕС — разделено царство твое и дано Мидянам и Пер­сам".

Теперь для Валтасара настало время встречи с Богом. Но для раскаяния было слишком поздно. Он согрешил против света истины, отвергнул познание о Боге, доступ­ное ему. Он открыто насмехался над верховным правле­нием Божьим и поклонялся идолам золотым, железным и каменным. Вследствие этого он был взвешен на небесных весах и найден слишком легким. Он был обречен на ги­бель, и вместе с ним Вавилонское царство было пригово­рено к падению.

В ту же ночь предсказанное исполнилось. Гениальный ум Кира нашел способ отвести воды Евфрата от города; его армия устремилась в город через сухое русло реки и в ворота, оставленные незапертыми пьяными стражами.


Все произошло очень быстро. Еще до наступления утра вся слава Вавилона навсегда исчезла. Золотая голова была заменена грудью и руками из серебра, в точности, как Бог за много лет до этого предсказал Навуходоносору. „В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит. И Дарий Мидянин принял царство, будучи шести­десяти двух лет", ст. 30. 31.

Опасно бросать вызов Богу. Человеку приходится рас­плачиваться за надменность сердца и ожесточенный до дерзости дух. Опасно также насмехаться над святыми предметами и глумиться над тем, что ценно в глазах Бо­жьих. Пренебрежение своим ответственным руководящим положением и подавление голоса совести эгоистическими развлечениями также непременно повлечет за собой суды Всевышнего.

Поступающие так должны помнить, что Бог поругаем не бывает. Если они не раскаются, они тоже в один пре­красный день увидят надпись на стене, — не в отдаленном дворце, но в собственном доме и в сердце. И надпись не требует объяснения, так как это будет та же надпись, ка­кую видел Валтасар 2500 лет тому назад: „исчислил Бог царство твое и положил конец ему". „Ты взвешен на весах и найден очень легким".

Смиримся же перед нашим Творцом, пока еще есть время; будем стараться жить пред Его лицем так, чтобы не оказаться легкими, когда наша жизнь будет взвешена и проверена в день Его последнего суда!

 

Он будет Праведно судить, Добро вознаградит.

Решит Он все и навсегда,

Что скажешь ты тогда?

 

Hosted by uCoz