С БОГОМ В
РАСКАЛЕННОЙ ОГНЕМ ПЕЧИ.
В ТРЕТЬЕЙ главе книги Даниила записано
потрясающее событие, из которого видно, какое глубокое впечатление произвел
сон об истукане на Навуходоносора. Здесь мы читаем, что царь решил сделать
истукан подобный виденному им с одним очень важным изменением: не только
голова, но весь истукан, с ног до головы, должен быть сделан из золота.
Вполне понятно, что Навуходоносору не нравилась мысль, что его
царство придет к концу. Он постарается, чтобы ничего подобного не случилось с
Вавилоном. И никто не должен даже допускать мысли, что могущественный Вавилон
не будет больше существовать. Этого никогда не будет! Поэтому он решил сделать
настоящий истукан, огромный, весь из золота, — и все подданные его царства
должны пасть ниц и поклониться ему. И так мы читаем: „Царь Навуходоносор сделал
золотой истукан, вышиною в шестьдесят локтей, шириною в шесть локтей, поставил
его на поле Деире, в области Вавилонской". Дан. 3,1.
Царская казна, вероятно, была вся опустошена, чтобы
предоставить достаточно золота для такого колосса. Потребовалась .масса золота,
чтобы сделать статую в сто футов вышиной и десять футов в объеме, даже если бы
она была внутри пустая.
К положенному времени
приказ царя был выполнен, н великий истукан стоял теперь в долине Деир, где он
был пилен собравшейся многочисленной толпе народа. Между тем во все части
империи был послан приказ, „собрать сатрапов, наместников, воевод, верховных
судей, казнохранителей, законоведцев, блюстителей суда и всех областных
правителей, чтоб они пришли на торжественное открытие истукана, который
поставил царь Навуходоносор". ст. 2.
Прошло много времени,
прежде чем все эти государственные чиновники могли собраться в столицу, так
как в те древние времена не было ни железных дорог, ни автомобилей. Наконец,
это великое множество все же собралось; здесь были тысячи народа, и среди них
все, занимающие руководящие должности в государстве, все жители столицы вместе
с избранными представителями армии. Какой грандиозный показательный парад
Вавилонской мощи и славы!
Затем главный глашатай громко заявил: ,,Объявляется вам,
народы, племена и языки: в то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры,
цевницы, гуслей и симфонии,
и всяких музыкальных орудий, падите и
поклонитесь золотому истукану, который поставил царь Навуходоносор. А кто не
падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем".
ст.1-6.
Для огромного большинства
людей в толпе этот приказ не был связан с затруднениями. Они привыкли поклоняться
идолам, и этот золотой истукан, озаренный блестящими лучами солнца, был только
новым предметом поклонения. Если они могут угодить своему монарху, поклонившись
истукану, они падут ниц и поклонятся. Это была только часть назначенных на этот
день развлечений.
Но там присутствовало
несколько человек, которые не могли так легко смотреть на поклонение истукану.
Они с детства были научены не преклоняться пред идолами, но
поклоняться Богу Небесному и служить
только Ему. Они помнили вторую великую заповедь в святом законе Божием: „Не
делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на
земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им".
Исх. 20, 4. 5.
Поэтому когда заиграли трубы, и толпа пала ниц перед золотым
истуканом, Седрах, Мисах и Авденаго продолжали стоять.
Можно себе представить, какой переполох это вызвало. Сперва
несколько человек, стоящих поблизости, головы которых не были достаточно низко
наклонены, увидели их. Эта новость быстро передавалась из уст в уста и
распространилась по всей долине Деир. ,,Смотрите! Вот три человека стоят! Три
человека осмелились не послушаться царя".
Непреклонная верность трех иудеев по отношению к их Богу
совершенно нарушила программу царя. Внимание всех было отвлечено от золотого
истукана и сосредоточилось на этих трех юношах; воины уже прокладывали себе
дорогу среди толпы, чтобы арестовать их.
Вполне естественно, что царь разгневался, очень разгневался.
Эти три молодых человека не только бросили ему вызов; они испортил» все
удовольствие. Весь день был испорчен.
Однако он на время сдержал свой гнев и решил дать им
возможность исправить свою ошибку. Он объявил, что оркестр будет снова играть.
Если они теперь падут и поклонятся золотому истукану, они могут избежать
смерти в раскаленной огнем печи.
Ответ молодых людей был дан с такой решительностью и верой,
которая никогда не забудется: „Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас
от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет
того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем, и
золотому истукану, который ты поставил, не поклонимся". ст. 17. 18.
Это
было замечательное признание своей верности
принципам даже пред лицом смерти.
Навуходоносор не мог этого вытерпеть. Он ,,исполнился ярости" и в припадке
безумного гнева приказал „разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как
обыкновенно разжигали ее".
Слуги добавляли в огонь все больше и
больше горючего; самым сильным воине м было приказано связать Седраха, Мисаха
и Авденаго. Туго натянутые веревки глубоко врезались им в тело, гул пламени
оглушал их. При таком жестоком испытании эти три молодых .человека имели возможность
отречься от своих убеждений. Но как они до сих пор старались жить для своего
Бога, так они теперь были готовы умереть за Него.
Затем случилось нечто необыкновенное.
Прежде всего воины, которые так крепко связали их и с такой уверенностью
понесли к отверстию печи, были убиты и сожжены ужасным огнем, вырывавшимся из
печи. В то же время связанные почувствовали, как крепкие веревки, связывавшие
их по рукам и ногам, ослабели и упали; они вскочили на ноги и стояли
неповрежденные среди огня.
Навуходоносор с нетерпением ждал
момента, когда непокорные его воле будут сожжены, его гордость будет
удовлетворена, и толпа с благоговением преклонится пред ним, признав его
самодержавную власть. Вдруг он увидел чудо. В недоумении он пристально, не
отрываясь, смотрел на бушующее пламя.
Он не верил своим глазам. Обращаясь к
стоящим возле него вельможам, он с изумлением спросил: „Не троих ли мужей
бросили мы в огонь связанными?" — „Истинно так, царь", — отвечали
они. — „Вот, я вижу четырех мужей несвязанных, — воскликнул он, — ходящих среди
огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен Сыну Божию". ст. 24.25.
Для него было бы достаточным чудом
видеть троих иудеев живыми среди огня; но там был четвертый, величественного
вида, как Сын Божий. В волнении царь подошел к устью печи и позвал сквозь гул и
шум пламени: „Седрах, Мисах и Авденаго, рабы Бога Всевышнего! выйдите и подойдите!"
ст.26.
Молодые люди торжественно вышли из печи. Сатрапы, наместники,
военачальники и советники царя с удивлением окружили их, прикасались к их
телам, стараясь найти повреждения или ожоги или запах огня, но не могли ничего
обнаружить. В повествовании говорится: „Над телами мужей сих огонь не имел
силы, и волоса на голове не опалены, и одежды их не изменились, и даже запаха
огня не было от них", ст. 27.
Золотой истукан был забыт. Собравшаяся многотысячная толпа
повернулась к нему спиной и бросилась вперед, чтобы увидеть трех молодых
людей, которые бросили вызов царю и затем были чудесно спасены от смерти в
раскаленной огнем печи. Конечно с ними был их Бог' Это Бог, имеющий власть над
огнем!
Какой это могущественный Бог? Он был с ними во дни бедствия
после падения Иерусалима, когда их вели в плен в Вавилон; Он пришел им на
помощь, когда они нуждались в мудрости, чтобы узнать сон царя; Он открыл им всю
будущую судьбу мира; и теперь, в минуту величайшей нужды, Он пришел к ним,
чтобы помочь им перенести огненное испытание.
Сам Навуходоносор был глубоко тронут. Он никак не мог скрыться
от Бога иудеев. Теперь, потрясенный и униженный удивительным проявлением силы,
во много раз превосходящей его собственную силу, он сказал: „Благословен Бог
Седраха, Мнсаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих,
которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела
свои огню, чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего! И
от меня дается повеление, чтобы из всякого народа, племени и языка кто
произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом
его обращен в развалины, ибо нет Бога, Который мог бы так спасать", ст.
28, 29.
Царь сделал замечательное открытие: „нет иного Бога, Который
мог бы так спасать". Это открытие мы все можем сделать, ибо Он „вчера и
сегодня и вовеки тот же". Евр. 13, 8. И все, которые служат и поклоняются
Ему с абсолютной преданностью, которые готовы скорее пожертвовать жизнью, чем
отказаться от своей веры, могут убедиться, что Он всегда готов прийти на
помощь во время нужды. Среди огненных искушений последних дней они будут
блаженны в уверенности, что рядом с ними их Бог.
Я не прошу. Господь, чтоб совершил Ты чудо
Для слабой, опрометчивой души:
Я вижу чудеса Твои повсюду,
Везде следы Твоей заботы и любви.
Я не прошу, чтоб Ты избавил от страданья
И розами усыпал мой нелегкий путь.
Я вижу каждый день теюи благодеянья,
Душистые цветы на терниях цветут.
Но я прошу, Господь, дай силы и терпенье,
Чтоб жизни крест всегда безропотно нести,
И чтоб Твоя любовь, и кротость, и смиренье
Могли в моей душе широко расцвести.
О. Г.