БОГ, ЗНАЮЩИЙ ТАЙНОЕ.

БЫЛО очевидно, что на спасение города не оставалось больше надежды. Стена имела пробоины, ворота были разбиты. Жестокие, безжалостные воины наводняли ули­цы, направляясь к последнему укрепленному месту на хол­ме, где стоял храм. От горящих зданий высоко поднима­лось пламя. Крики ужаса сливались со стонами умираю­щих.

Сотни пленников, связанные и скованные, были при­готовлены для долгого и томительного похода — в плен. Князья из царских чертогов вместе с купцами, священни­ками и ремесленниками, подталкиваемые и подгоняемые победителями, вливались во все возраставшие ряды упав­ших духом пленников. Золотые сосуды и все драгоцен­ности священных сокровищниц уносились победителями без всякого разбора и без уважения к их святости.

Это был тяжелый день для Иерусалима. Слава отошла от него. С этого времени он должен был в течение многих и долгих лет подчиняться вавилонскому царю.

Скоро по грубому приказу начальников печальная про­цессия двинулась в путь; взятых в плен отправляли в столицу победителей. Все дальше и дальше шагали они, устало передвигая израненные ноги, страдая душой. Позади они видели только унижение и позор, впереди — страх и ужас. Так двигались они вперед навстречу неизвестно­му, которое они не без основания считали хуже смерти.

Многие в этой толпе думали, что Бог оставил их. Сре­ди горя и несчастья они начали сомневаться в Его сущест­вовании и приходили к выводу, что напрасно служили Ему. Другие, крепко держась своей веры, недоумевали, почему Бог допустил, чтобы их постигло такое ужасное бедствие.

И все же Он был близок к ним, несмотря на несчастье, горе и бедствие. Они не могли видеть Его, но тем не менее Он был с ними на всем пути, охраняя их и полагая планы для их освобождения.

Пленники прибыли в Вавилон в 605 году до Р. Хр. и тотчас же были осмотрены чиновниками царя Навуходоно­сора с целью найти скрывающиеся среди них таланты. Этот дальновидный правитель имел обыкновение исполь­зовать самых способных пленников из покоренных им стран, подготовив их для службы при дворе и правитель­стве.

Среди немногих, заслуживших царскую милость, были Даниил, Анания, Мисаил и Азария; последние три больше известны под вавилонскими именами, как Седрах, Мисах и Авденаго.

Все они как побежденные пережили горькое унижение и ужасную участь пленников; но в душе они остались вер­ным как своей стране, так и своей вере, в которой были воспитаны. Во главе этой маленькой группы стоял Даниил. О нем говорится в Библии: „Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему". Дан. 1, 8.

Здесь мы впервые видим благородство характера и ве­личие души этого молодого человека. Как раб, лишенный всех прав и преимуществ, он все же решил не делать ни­чего против своей совести, чего бы это ему ни стоило. Он

 


был научен отвращаться от всякого рода идолослужения; поэтому он решил не есть и не пить ничего такого, что было посвящено вавилонским богам, независимо от того, как царь может с ним поступить.

И вот мы читаем: „Бог даровал Даниилу милость и бла­горасположение начальника евнухов", ст. 9. Здесь в пер­вый раз в книге Даниила упоминается имя Божие, — и сколько с ним связано надежд! Здесь сразу видно, что Бог не отказался от Своего народа, но сопровождал его в Ва­вилон. Медленно, но верно Он все время действовал в их пользу. Он был с ними в светлые дни и теперь, в дни не­настья, старался облегчить их участь.

Дух Святой воздействовал на сердце Амелсара, началь­ника евнухов, и этот языческий придворный, рискуя своим положением, решил подвергнуть опасности собственную жизнь, чтобы только угодить этим четырем прекрасным юношам из Иерусалима. Он терпеливо выслушал их просьбу, разрешил им не касаться царских вин и кушаний, но питаться простой вегетарианской пищей.

Даниил просил: „Сделай опыт над рабами твоими: в течение десяти дней пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья", ст. 12.

Такое предложение вначале показалось Амелсару не­лепым, даже опасным. Но он все же дал свое согласие. Через десять дней молодые евреи оказались на высоте своего положения. К удивлению царского слуги „по ис­течении десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами", ст. 15.

Это был решающий момент в их жизни. Благодаря простому проявлению верности в мелочах, они приобрели опыт, которого иначе никогда бы не приобрели. Отказав­шись поступать против совести и пользуясь только чи­стой, здоровой пищей, они приобрели крепкие тела и ясный ум. В результате этого они могли успешнее учить­ся и вскоре превзошли всех своих сверстников в понима­нии „всякой книги и мудрости". А это в свою очередь привело к том, что они были специально представлены


царю Навуходоносору и назначены на высшие ответствен­ные должности в стране.

„И царь говорил с ними", — читаем мы в стихе 19. Это была очень высокая честь, и Навуходоносор остался ими очень доволен. Не только царь Навуходоносор, но и Царь Небесный имел с ними общение. Хотя они и были рабами в чужой стране, все же они общались с Богом в царских чертогах. Они со смирением признавали Его бо­жественное руководство в своей жизни, пользовались Его доверием и общением и смело свидетельствовали о своей вере. Благодаря этому они пользовались благословением во всех делах и уважением своих повелителей. „И во вся­ком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его", ст. 20.

Таким образом первая глава книги Даниила служит ключом к пониманию всего дальнейшего повествования. Здесь показано существование Бога, Его любовь. Его нежные заботы о Своих детях. Здесь видно также, какой глубокий интерес Он проявляет к людям и их судьбе. Здесь дается предостережение всем, — правителям и под­данным, победителям и побежденным, богатым и бедным, благородным и простым, — что с Богом надо считаться. Здесь показано, что справедливость, верность и честность являются добродетелями, которые Он высоко ценит. Здесь Его тихий голос говорит всем Его детям во дни ненастья и уныния, что Он всегда близок к ним, ближе, чем кто-либо другой на свете.

 

В душе своей храни всегда Обетования Христа.

Когда нагрянут беды,

В них сила для победы.

О. Г.


 

Hosted by uCoz