«Блаженны чистые сердцем,
ибо они Бога узрят»
Иудеи были так точны в соблюдении церемоний,
касающихся чистоты, что выполнение всех предписаний было для них же самих
крайне обременительно. Вся жизнь их была полна всевозможных правил,
ограничений и страха перед видимым осквернением; но они не обращали никакого
внимания на пятна, которые оставляли нечистые мысли, корысть и неприязнь в их
душе.
Иисус упоминает здесь не о внешней, церемониальной
чистоте; Он говорит, что не она является условием для получения Его Царства, а
указывает на то, что необходимо очистить сердце. «Мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста» (Иак. 3:17). Ничто нечистое не войдет в
город Божий, его будущие обитатели уже здесь должны стать чистыми сердцем. Тот,
кто последует примеру Христа, станет далек от нетактичного поведения. непристойных выражений и дурных
мыслей. В том сердце, где обитает Христос, проявляется чистота и благородство
мыслей и нравов.
Однако слова Иисуса: «Блаженны чистые сердцем» имеют
более глубокий смысл; благословляемые Христом должны быть не только чисты в том
смысле слова, как его понимает мир, т.е. свободны от всего плотского, чисты от
всякого вожделения, но и верны в сокровеннейших намерениях души, свободны от
гордости и самолюбия, смиренны и бескорыстны, как дети.
Только равное может быть
достойно друг друга. Если наша жизнь не будет основана на самоотверженной
любви, которая в то же время является основой характера Божия, мы не сможем
познать Бога. Сердце, обманутое сатаной, представляет себе Бога каким-то
тираном и немилосердным существом. Любящего Творца считают виновником
эгоистического характера человека и дьявола. «Ты подумал. Я такой же, как ты»
(Пс. 49:21). Установленные Им порядки рассматриваются как выражение
деспотического, мстительного характера. Точно так же смотрят и на Библию - эту
сокровищницу даров Его благодати. Великолепие ее истин,
высоких, как небо, и переходящих в вечность, остается без внимания. Для
большинства людей Христос, «как росток из сухой земли», и они не находят в Нем
ни вида, ни величия, привлекающего их (Ис. 53.2). Когда Иисус - Бог, явившийся во плоти, - жил среди людей, книжники и фарисеи говорили о
Нем: «Ты Самарянин, и бес в Тебе» (Иоан. 8:48). Даже ученики, ослепленные своим
эгоизмом, не прилагали усилий для того, чтобы понять Христа, Который пришел к
ним, чтобы открыть им любовь Отца. Поэтому Иисус был одинок среди людей; лишь в
небе Его полностью понимали.
Когда Иисус придет во славе, нечестивые не выдержат
Его взгляда; свет Его явления, который для любящих Его
есть жизнь, смертью станет отвергнувших Христа. Его пришествие будет для них,
как «некое страшное ожидание суда и ярость огня (Евр. 10:27). Они возопиют при
Его явлении, умоляя скрыть их от лица Того, Который
умер для их искупления.
Совсем иначе обстоит дело с теми,
сердца которых очистились пребывающим в ним Духом Святым; они очень изменились,
так как познали Бога. Господь
показал Свою славу Моисею, когда тот скрывался в
ущельи; нам откроется любовь и величие Божье, если мы будем сокрыты в Иисусе
Христе.
Уже теперь верою мы видим Его: в своих ежедневных
переживаниях мы познаем Его милость, Его доброту и сочувствие к нам. Мы познаем
характер Отца через Его Единородного Сына; Дух Святой раскрывает нашему уму и
сердцу правду о Боге и о Посланном Им. Чистые сердцем вступают в новые отношения с Богом, как своим Спасителем, и,
познавая чистоту и красоту Его характера, стремятся отразить Его образ в себе.
Они познают Его как Отца, желающего обнять Своего
кающегося сына, и сердца их наполняются неописуемой радостью и благодарностью.
Чистые сердцем познают своего Творца в делах рук Его,
в красоте природы и всей вселенной; еще яснее читают они об откровении Его
милости и благодати в Священном Писании. Истины, сокрытые от мудрых
и разумных, открываются простым. Прекрасные, облагораживающие истины, не
признанные мудрыми мира сего, постоянно раскрываются перед теми, кто с детской
доверчивостью стремится познать волю Божию и выполнить ее. Познавая истину, мы
становимся соучастниками божественной природы.
Уже здесь, на земле, чистые сердцем живут как бы в
постоянном присутствии Божьем, а в будущей, вечной жизни они увидят Бога лицом
к лицу, как Адам, когда он в саду Едемском общался с Богом, беседуя с Ним.
«Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к
лицу» (1 Кор. 13:12).