На склоне горы

Почти за полторы тысячи лет до рождения в Вифлееме Иисуса Христа Израиль расположился в прекрасной долине Сихема и здесь в торжественной тишине и благоговении внимал голосам священников, раздававшимся с двух противоположных гор и воз­вещавшим то благословение, то проклятие. «Благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего... а проклятие, если не послушаете» (Втор. 11:27, 28). Поэтому гора Гаризим, с которой произносились благословения, была названа горой блаженства. Но слова Христа, изливающие благословение на грешное и страдающее человеческое сердце, не были произнесе­ны с горы Гаризим. Израиль не достиг показанного ему высокого идеала. Не Иисус Навин, а Некто другой должен был привести народ к истинному покою веры. Гора Гаризим не могла больше служить горою блаженства; ее место занял тот, безымянный холм у Геннисаретского озера, с которого Иисус произнес заповеди блаженства перед учениками и собравшейся толпой.

Перенесемся мысленно на это место, вообразим себя сидя­щими на склоне горы вместе с учениками и вникнем в мысли и чувства, волновавшие их. Если мы поймем, чем являлись слова Иисуса для слушателей, то мы найдем в них новую жизненную силу и новую красоту, и их глубокий смысл и значение станут нашим собственным достоянием.

Когда Спаситель приступал к Своей миссионерской деятель­ности, общие понятия о Мессии и его деле были настолько малы, что народ не был в состоянии принять Его. Дух полного само­пожертвования был утрачен и вытеснен преданиями и обрядами; пророчества излагались сообразно со взглядами гордых и светски настроенных умов. Иудеи ждали своего грядущего Мессию не как избавителя от грехов, но как могущественного Властелина, ко­торый приведет все народы в подчинение - «Льву от колена Иуды». Напрасно Иоанн Креститель с силою древних пророков, разбивающей сердца, призывал их к покаянию; напрасно ука­зывал он у берегов Иордана на Агнца Божия, берущего на себя грехи мира. Сам Господь старался направить их мысли на пророчество Исаии о страдающем Спасителе, но они не приняли этого.

Если бы учителя и начальники Израиля отдались преобра­зующей благодати Христа, то Он сделал бы их Своими послан­никами ко всему человечеству. Впервые проповедь о насту­пающем Царстве разнеслась в Иудее, и здесь же впервые раз­дался призыв к покаянию. Выгнав из Иерусалимского храма продающих и покупающих, Иисус сам объявил себя Мессией, Который хочет очистить сердца от скверны греха и сделать Свой народ святым храмом Господним. Однако иудейские начальники не пожелали унизить себя принятием в свою среду простого учителя из Назарета. Уже при своем втором посещении Иеруса­лима Он был обвинен перед синедрионом, и только боязнь на­рода удерживала этих сановников от того, чтобы наложить на Него руки. После этого Он оставил Иудею и начал Свою мис­сионерскую деятельность в Галилее.

После нескольких месяцев пребывания здесь Он произнес Свою торжественную «Нагорную проповедь». Весть о том, что «приблизилось Царство Небесное» (Матф. 4:17), разнеслась по всей стране, приковала к себе всеобщее внимание и разожгла огонь честолюбивых надежд. Призыв нового Учителя разнесся далеко за пределы Палестины, и, несмотря на отрицательное отношение к Нему всего священства, распространилось мнение, что именно Он и является этим долгожданным Освободителем. Громадные толпы народа окружали Иисуса на каждом шагу, и всеобщий восторг возрастал.

Для учеников, находящихся в тесном общении с Христом, настало время полностью посвятить себя его делу, чтобы эта громадная толпа не осталась без попечения, подобно овцам без пастыря. Уже в начале Его миссионерской деятельности неко­торые из двенадцати учеников объединились с Ним, и почти все относились друг к другу, как члены семьи Иисуса. Однако же они, сбитые с толку учением раввинов, разделяли всеобщее мнение о восстановлении земного царства. Порою они не пони­мали, что делает Иисус. Они часто удивлялись, почему он ничего не предпринимает для того, чтобы упрочить Свое дело под­держкой священников и раввинов, и не делает ничего для воз­вышения Своего авторитета как земного царя. Ученикам необ­ходимо было испытать много трудностей, прежде чем они смогли занять то высокое положение, которое ждало их после вознесения Христа. Уже тогда они отвечали взаимностью на любовь Спа­сителя, и хотя им понадобилось много времени, чтобы поверить, Он видел в них последователей Своего великого дела. И вот, по прошествии некоторого времени постоянного общения с Иису­сом, когда Он признал их веру в Его божественную миссию достаточно окрепшей и когда народ уже не раз видел дока­зательства Его божественной силы, путь к объяснению основ Его Царства был проложен, что помогло им постичь истинный характер этого нового для них Царства.

Ночь перед этим Иисус провел в одиночестве на горе вблизи Галилейского озера, молясь за Своих избранных. С рассветом Он призвал их и, молясь, возложил руки на их головы, посвящая их таким образом на дело Евангелия. Затем Он отправился с ними на берег озера, где уже с раннего утра собралась громадная толпа.

Кроме обычной группы последователей из городов Галилеи здесь присутствовали многие из Иудеи и даже из Иерусалима, из Переи, многие из полуязыческих жителей Десятиградия, из Идумеи, расположенной южнее Иудеи, и из Тира и Сидона, финикийских городов у побережья Средиземного моря. «Услы­шавши, что Он делал, шли к Нему в великом множестве» (Марк. 3:8) «И много народ а... которые пришли послушать Его и исце­литься от болезней своих... потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лук. 6:17-19).

Береговая полоса была очень узка, и Его голос терялся бы и не был бы услышан всеми собравшимися на берегу слушателями; поэтому Иисус поднялся на гору. Тут на склоне горы было действительно удобное место для такого собрания народа. Иисус сел, и Его примеру последовали ученики, а затем и весь народ.

С чувством ожидания чего-то необыкновенного ученики столпились вокруг своего Господа. Все, происшедшее ранним утром, еще больше уверило их в том, что сейчас им будет возвещено о том Царстве, восстановления которого они ждали с таким нетерпением. Толпа тоже была полна какого-то ожидания, и напряженные лица свидетельствовали о глубоком интересе. Сидя здесь, на зеленом склоне горы, люди желали услышать слова Божественного Учителя, и в их воображении проносились картины будущего величия. Тут были книжники и фарисеи, с нетерпением ожидавшие того дня, когда к ним перейдет владычество над ненавистными им римлянами и богатство и слава мирового царства будет в их руках. Бедные земледельцы и рыбаки томились надеждой услышать заверение в том, что их жалкие хижины будут превращены в богатые чертоги, их тяжелый труд, скудная пища и заботы о пропитании заменятся днями покоя и наслаждения. Они надеялись, что вместо грубого одеяния, которое ночью служило им покрывалом, Христос даст им богатые и дорогие одежды их. завоевателей.

Все сердца были проникнуты честолюбивой надеждой на то, что вскоре Израиль, как избранный народ Божий, будет почитаем всеми народами, а Иерусалим станет столицей мирового царства.

В час тихий мира пробужденья, Когда так дивно хороша,

Полна природа песнопенья,

К Тебе, как чистое куренье, Господь, возносится душа.

Томят ее греха оковы,

Ей чужда тьма былых страстей,

И мир таинственный и новый,

Тот мир, где честь — венец терновый,

Готов открыться перед ней.

Ал. П-ва.

 

Hosted by uCoz